Репродуктивный метод.
Объяснительно-иллюстративный метод.
Проектирование методов обучения
Различные подходы к классификации методов обучения
I Классификация по источникам приобретения знания:
1. Словесные – беседа, лекция, рассказ, дискуссия.
2. Практические - опыты, упражнения, учебно-производительный труд.
3. Наглядные - иллюстрация, демонстрация,
II Классификация по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):
Приемы:
- интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
- повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
- подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
- сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
- демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
- предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
- предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
- инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);
- намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
Приемы:
|
|
- задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
- задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;
- задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
- задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
- задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
- задание учащимся на раскодирование алгоритма;
- организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
- задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
- задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
- наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
Приемы:
- включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
- задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
- задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
- наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
- задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
- организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
- задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
- показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
- задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
- демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
- выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.
|
|