Частично-поисковый метод

Репродуктивный метод.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Проектирование методов обучения

Различные подходы к классификации методов обучения

I Классификация по источникам приобретения знания:

1. Словесные – беседа, лекция, рассказ, дискуссия.

2. Практические - опыты, упражнения, учебно-производительный труд.

3. Наглядные - иллюстрация, демонстрация,

II Классификация по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

Приемы:

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
  • повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
  • подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
  • сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
  • демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
  • предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
  • предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
  • инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);
  • намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

Приемы:

  • задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
  • задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;
  • задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
  • задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
  • задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
  • задание учащимся на раскодирование алгоритма;
  • организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
  • задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
  • задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
  • наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

Приемы:

  • включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
  • задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
  • задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
  • задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
  • организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
  • задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
  • показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
  • задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
  • выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: