Следует учитывать, что в составе оборотных средств торговли основную часть (примерно 3/4) составляют текущие товарные запасы.
Уже упоминалось (в разд. 1), что определенная часть капитала кредитуется банками или другими кредитными учреждениями. Основную часть заемного капитала обычно образуют товарные запасы и другие ликвиды (акции, другие ценные бумаги, золото, депозиты и т.п.). Степень легкости реализации активов (превращения в наличные деньги) оборотных средств, их мобильность, способность оплачивать в срок собственные кредитно-финансовые обязательства называется ликвидностью. Его уровень определяется как отношение суммы активов к текущим краткосрочным обязательствам:
,
где:
Кликв. — коэффициент ликвидности;
Атек. — текущие активы;
КО — краткосрочные обязательства.
Если Кликв.>1, то торговое предприятие относится к категории ликвидных. Если же Кликв.< 1, то предприятие некредитоспособно и считается рискованным объектом кредитования.
Превышение кредиторской задолженности более чем в 2 раза над дебиторской задолженностью говорит о том, что предприятие находится в критическом финансовом положении. Отношение общей суммы финансовых обязательств (ФО) к общей стоимости имущества предприятия (ИП) служит своеобразным барометром банкротства:
Если коэффициент банкротства превышает 0,5, то это сигнализирует о том, что торговое предприятие находится на грани банкротства.
Стабилизации кредитно-финансовой системы торговли способствует факторинг: скупка фактором (чаще всего банком) дебиторской задолженности торгового предприятия за 20–30% стоимости долга. Торговому предприятию, несмотря на такое уменьшение реальных денежных поступлений, подобная система может быть выгодной, так как дает значительный выигрыш во времени и позволяет немедленно возобновить цикл оборота финансовых и товарных ценностей.
Процесс извлечения прибыли начинается с момента продажи/сбыта товара, т.е. с обмена товара на деньги покупателя. Стоимость проданных товаров называется товарооборотом. Его объем соответствует денежной выручке, которую получает продавец в результате продажи товара.
Товарооборот — процесс обмена товаров на деньги; он представляет собой совокупность единичных актов купли-продажи, т.е. отражает денежную стоимость товара, проданного продавцом покупателю.
Следовательно, источником финансовых средств, из которых в конечном счете будет образована прибыль, является товарооборот. Размер товарооборота, или денежной выручки зависит от двух элементов: количества проданных товаров (q) и их цен (p). Общий объем товарооборота и соответственно суммы денежной выручки складывается как совокупность отдельных актов купли-продажи различных товаров:
,
где:
Т — товарооборот (выручка) в денежных единицах;
qi — количество проданного i-го товара в натуральном выражении;
рi — цена единицы i-го товара.
На следующем рисунке показан процесс формирования товарооборота:
Рис. 3.1. Формирование денежной выручки торгового предприятия
Денежная выручка торгового предприятия складывается из поступления наличных и безналичных денежных средств. Поступление денег может частично не совпадать по времени с отпуском товара покупателю. Это происходит, в частности, при продаже товаров в кредит и по подписке. Кроме того, это может быть связано с дебиторской задолженностью.
В 1995 г. общий объем розничного товарооборота России составил 553,5 трлн. руб. (в ценах текущего года). Если сравнивать с предшествующим годом, то денежная выручка более чем удвоилась. Однако это результат инфляции, так как объем проданных товаров даже сократился на 7%.
Товарооборот (продажа товара) является единственным способом удовлетворения покупательского спроса. В маркетинге действует система стимулирования отдельно взятой фирмой покупательского спроса и, следовательно, расширения возможностей роста товарооборота. К инструментам стимулирования спроса относятся обновление товара, улучшение его качества, использование привлекательной упаковки, снижение цен и использование других ценностных стимуляторов, реклама во всех ее формах, сервис и т.д.
Денежная выручка образуется: у предприятий, выступающих в качестве продавца на оптовом рынке производственных и других массовых потребителей (к таким предприятиям относятся производственные предприятия и предприятия оптовой торговли, а также специализированные сбытовые предприятия), она имеет своим источником оптово-сбытовой товарооборот; у предприятий, выступающих в качестве продавцов на оптово-посредническом рынке, где покупателями являются оптовые и розничные торговые предприятия, приобретающие товары с целью дальнейшей перепродажи (к ним относятся оптовые торговые предприятия), своим источником она имеет оптово-посреднический товарооборот; у предприятий, выступающих в качестве продавца на потребительском рынке, где основной покупатель — население (их представляют розничные торговые предприятия и индивидуальные продавцы), ее источник — розничный товарооборот.
Товарооборот складывается из продажи отдельных товаров, представляющих товарную номенклатуру. В свою очередь каждый товар подразделяется на отдельные ассортиментные виды и подвиды.
В 1995 г. из каждых 1000 рублей израсходованной покупателями в розничной торговле 477 рублей было потрачено на продовольственные товары и 523 рубля — на непродовольственные товары.
Исключительно важную роль в коммерции играет экономическая категория товарного запаса. Размер товарного запаса, его состав, размещение, расходование и возобновляемость непосредственно влияют на экономическую эффективность коммерции. Стоимостное выражение товарных запасов представляет собой часть финансовой системы коммерческого предприятия.
В 1995 г. (на конец года) общий объем товарных запасов составил 51,4 трлн. руб.
Товарный запас — товар, находящийся на прифабричных складах, оптовых базах, в торговых предприятиях, в пути и на данный момент времени еще не проданный.
Необходимость образования товарного запаса и соответствующих финансовых средств (в форме части оборотного капитала) обусловлена объективными факторами. Основная его часть (которая называется "текущим" или "переходящим" товарным запасом) предназначается для обеспечения непрерывности товарного обращения в периоды между поступлением очередных партий товаров (для абсолютного большинства товаров непрерывное поступление товаров практически невозможно или связано с большими трудностями). Конечно, время пребывания товара на полках магазина в значительной степени зависит от свойств самого товара. Продукты питания обычно быстрее реализуются, чем непродовольственные товары. Скорость реализации товаров зависит и от общей конъюнктуры рынка.
В 1995 г. в розничной торговле в среднем было товарных запасов на 41 день товарооборота.
Пока товар находится в процессе транспортировки он представляет собой товарный запас в пути, его величина зависит от длительности расстояния и скорости перевозки, а также времени, необходимого на разгрузку и погрузку и подготовку товара к продаже. На случай непредвиденного срыва запланированных поступлений товара образуется страховой товарный запас (величина которого определяется нормативами, базирующимися на определении вероятности подобного срыва). Наконец, стихийно образуются товарные запасы в связи с диспропорциями рынка, изменениями конъюнктуры, несоответствием предложения спросу, низким качеством (браком) товаров и т.п., т.е. невозможностью продать часть товаров. Излишний товарный запас образуется и в результате цикличных (сезонных и рекреационных) колебаний спроса, а также в результате кризиса сбыта. Кроме того, существуют товарные запасы с особыми условиями хранения: запасы досрочного завоза в труднодоступные районы, запасы товаров длительного и сезонного хранения.
Наличный товарный запас распределяется между прифабричными складами (товар продан, но еще не отгружен), транспортными звеньями, оптовой и розничной торговлей. Особые условия хранения овощей, корнеплодов и фруктов в специализированных закупочно-сбытовых предприятиях. В плановой государственной торговле существовала диспропорция: в оптовых складах хранилось всего 20% товарных запасов, а в розничных торговых предприятиях — 80%. В процессе приватизации торговли происходит более рациональное распределение запасов. Розничному продавцу невыгодно сосредоточивать у себя большую массу товаров.
К 1995 г. доля розничного звена в общих товарных запасах сократилась до 65%.
Достаточно простой способ нормирования товарного запаса (в днях) заключается в использовании следующей формулы:
tнорм.=tп+ tp+ 1/2tч+ tг,
где:
tп — время на приемку и подготовку товара к продаже;
tp — рабочий запас, обеспечивающий нормальную торговлю;
tч — запас до следующего завоза с учетом частоты завоза товара;
tг — гарантийный запас.
Товарный запас постоянно обновляется, т.е. завезенные ранее товары постепенно распродаются, а их место занимают вновь поступившие товары. Таким образом, в торговле всегда (за исключением экстремальных ситуаций) присутствуют товарные запасы. Этот процесс возобновления товарных запасов отражается следующей балансовой формулой:
Зн+ П = Р + Зк,
где:
Зн и Зк — товарный запас соответственно на начало и на конец периода;
П — поступление товара за период;
Р — расход товара (продажа, безвозмездная передача, потери и т.п.).
Хранение товарного запаса связывает капитал. Предприниматель делает капиталовложения в стоимость самого запаса, складских помещений и складского оборудования. Чем больше товарный запас, и чем больше времени он проводит в торговле, тем больше расходы на его содержание, включая проценты за кредит. Ясно, что предприниматель заинтересован в минимизации расходов связанных с товарным запасом, в первую очередь, за счет увеличения скорости оборачиваемости товаров. Тогда товар будет проводить меньше времени в форме запаса (т.е. сократится промежуток времени между поступлением товара и его реализацией. Тогда станет меньше и абсолютный размер товарного запаса, а соответственно уменьшатся и складские расходы).
Управление товарными запасами это комплексный процесс, включающий определение оптимального размера товарных запасов, контроль за поступлением и продажей товаров, сопоставление фактического товарного запаса с оптимумом (нормативом), анализ причин отклонения фактических товарных запасов от оптимального уровня, мероприятия по пополнению товарного запаса или распродаже излишних товаров. В первом случае, инструментом может быть дополнительная закупка товаров в соответствии с договором или дополнительными заказами, а также совершенствование системы завоза товаров; во втором — мероприятия по стимулированию спроса и продажи (сбыта) товаров, а периодически — по мере накопления товарных запасов сверх оптимума — широкая распродажа товаров по сниженным ценам, сопровождаемая интенсивной рекламной кампанией.
Один из простейших методов расчета товарных запасов сводится к определению числа дней, на которое хватит запасов при данном объеме товарооборота:
,
где:
Зк — фактические товарные запасы на конец периода;
Q — товарооборот;
t — число дней в планируемом периоде;
— срок, на который хватит данного товарного запаса при данном товарообороте.
Подставив в данную формулу планируемый однодневный товарооборот (Q: t) и желаемое время оборота товарных запасов (), можно определить необходимые товарные запасы:
З = (Q: t).
Коммерческое предприятие заинтересовано в том, чтобы минимизировать время пребывания товара в форме запаса. Во-первых, чем быстрее оборачивается товар, тем раньше предприниматель получает за него деньги и может возобновлять цикл оборота товаров; во-вторых, чем меньше времени товар находится в предприятии, тем больше расходы на его хранение; в-третьих, большая часть товаров кредитуется банком, поэтому чем скорее товар будет продан, тем меньше расходов в виде процентов за кредит.
Одним из наиболее известных методов оптимизации товарных запасов является использование формулы Уилсона:
,
где:
Q — объем товарооборота (сбыта);
C1,С2иС3 — затраты соответственно на административно-управленческую деятельность, связанную с составлением заказов на товары, затраты по завозу (транспортировке) товаров и затраты по хранению товаров и уплате процентов за кредит.
В коммерческой деятельности важную роль в обеспечении эффективности процесса купли-продажи товаров играет товарооборачиваемость, т.е. процесс кругооборота товаров — товарный запас реализуется, его место занимают новые поступившие товары и так происходит непрерывно. Чем быстрее обращаются товары, тем выше уровень эффективности коммерческого процесса.
Товарооборачиваемость — непрерывный процесс замены выбывающих на продажу товаров другими товарами; выражается скоростью товарооборота — числом оборотов и временем товарного обращения – периодом в течение которого товар сохраняет форму товарного запаса.
Скорость товарооборота рассчитывается в виде показателя числа оборотов (С) как отношение товарооборота (Q) за какой-то отрезок к среднему товарному запасу ():
Время товарного обращения рассчитывается как число дней, в течение которого товарный запас находится в торговле. Он обратно пропорционален числу оборотов:
или исчисляется как отношение среднего товарного запаса к однодневному товарообороту (т):
,
где
.
Оптимизация размера товарного запаса дает возможность увеличивать оборачиваемость товаров и сокращать абсолютную потребность в текущих товарных запасах. Для данной цели необходимы и организационные меры по совершенствованию торговли (сбыта), в частности использование прогрессивных методов продажи товаров, механизация процессов товародвижения и торговли, обеспечение ритмичности и дисциплины поставки.
Важную роль в формировании прибыли играют цены. Цена, или сумма денег, уплаченная за товарную единицу, фиксирует в своей структуре взаимоотношения между поставщиком, торговым посредником и конечным покупателем.
С точки зрения эффективности коммерческой деятельности исключительно важным структурным элементом, играющим особую роль в обеспечении рентабельности коммерческого предприятия, является наценка (сбытовая, оптовая и розничная/торговая).
Наценка — структурный элемент цены, призванный возместить издержки обращения и обеспечить коммерческому предприятию прибыль от реализации товара.
В основе цены лежит себестоимость единицы товара. В ходе коммерческих операций по сбыту продукции к себестоимости приплюсовыватся сбытовая наценка, которая должна покрыть расходы по реализации товара и обеспечить производственному предприятию нормальную прибыль. Тем самым формируется цена, по которой производственное предприятие продает товар оптовой торговле (цена предприятия). При перепродаже данного товара розничному предприятию оптовая торговля прибавляет к цене предприятия оптовую наценку, которая должна покрыть свои затраты (издержки обращения опта) и обеспечить оптовому звену прибыль. Продавая товар населению, розница снова увеличивает цену, включая в нее торговую (розничную) наценку, которая покрывает издержки обращения розничного звена и позволяет ему получить свою прибыль. Одно время государство непосредственно регулировало процент торговой наценки, но и сам рынок не позволяет розничной цене сильно уклоняться от уровня, обеспечивающего среднюю норму прибыли. Торговая наценка сильно дифференцирована по типам торговых предприятий с учетом форм обслуживания покупателей).
В середине 1997 г. многие мелкие торговые фирмы под влиянием усиливающейся конкуренции стали повышать розничную торговую наценку. Однако рост цен привел к переливу массы покупателей к крупным продавцам, сохранившим цены на прежнем уровне. Недальновидная ценовая политика и неподготовленность к конкурентной борьбе нанесла ущерб коммерческим интересам малых фирм.
Таким образом прибыль потенциально заложена в цене товара и продавец в процессе ценообразования старается возможно точнее спрогнозировать тот ее элемент, который призван обеспечить прибыль. Во-первых, цена исключительно сильный фактор эластичности предложения и спроса, во-вторых, сама рыночная ситуация вносит определенные коррективы в коммерческие процессы, в том числе и в уровень цен. Коммерческий результат во многом зависит от запланированной структуры цены. На следующей схеме показана примерная структура цены:
Рис. 3.2. Структура цены/денежной выручки по коммерческим затратам и результатам
Иногда говорят, что товарооборот в своем стоимостном выражении есть ни что иное, как сумма всех реализованных цен. Если цена — фиксатор прибыли, то денежная выручка торгового предприятия — источник образования прибыли. Чем больше товарооборот, тем больше, при прочих равных условий, прибыль предприятия. Хотя денежная выручка и может считаться финансовым результатом коммерческой деятельности, но не конечным, а промежуточным. Дело в том, что предприятие в свое время купило товары и обязано возместить поставщику их стоимость, включая прибыль поставщика. Остаток представляет собой валовый доход торговли. Валовый доход торговли определяется как разность между стоимостью товаров в оптовых ценах покупки (p пок.q) и их стоимостью в ценах продажи (p прод.q):
ВД = pпрод.q – pпок.q
Валовый доход предприятий розничной торговли России по всем формам собственности в 1995 г. составил 40,1 трлн. руб., это почти 10% от суммы розничного товарооборота торговых предприятий.
Размер валового дохода непосредственно зависит от величины торговой наценки, установленной в цене. В условиях рыночной экономики торговая наценка должна правильно отражать полезность предоставляемых потребителю торговых услуг (качество и время обслуживания, полнота ассортимента, доступность цены и т.п.). На это явление указывает матрица соответствия полезности торговых услуг величине торговой наценки (метод Харви Маккея), см. рис. 3.3.:
Рис. 3.3. Взаимосвязь полезности торговых услуг и размера торговой наценки
Определенные по шкале баллов (экспертным путем) характеристики полезности и цены наносятся на график. Попадание в заштрихованную зону означает, что, по мнению потребителя, оказанные ему услуги соответствуют затраченным деньгам. Попадание в верхнюю часть графика означает, что потребитель получает больше, чем платит, и у него есть стимул к покупке. Попадание в нижнюю зону графика говорит о том, что потребитель недоволен услугами и считает, что переплачивает.
В развитых странах доля оптово-сбытовых и торговых наценок в цене товара колеблется от 15 до 70%, а по товарам экстра-класса продажная цена превышает покупную в 2–2,6 раза [1].
Валовый доход включает прибыль, но по своим абсолютным размерам значительно превосходит ее, так как он также является источником покрытия текущих затрат — издержек обращения. Не все затраты являются издержками обращения, а только те из них, которые связаны с процессом реализации товаров.
Издержки обращения — текущие затраты, обеспечивающие процесс реализации товаров.
К издержкам обращения относятся: расходы на транспортировку товаров, оплата труда торговых работников, затраты на аренду и содержание торговых помещений, а также на хранение, подсортировку, подработку, упаковку и предпродажную упаковку товаров, проценты за кредит, потери товаров в пределах норм и расходы на тару, расходы на маркетинг и менеджмент, включая рекламу и управленческие расходы, и т.п. К издержкам относятся различного рода социальные отчисления, а также амортизация основного капитала. Кроме того в издержки включаются затраты на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд, а также малоценные (стоимостью до 15 необлагаемых налогом минимальных зарплат) и быстроизнашивающиеся (со сроком эксплуатации до одного года) предметы и инвентарь. Издержки обращения являются движущей силой коммерческой деятельности. Основные издержки объединяются по четырем экономическим группам: материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия и амортизация основных фондов и нематериальных активов. Все остальные входят в группу "прочие издержки". В коммерции существует важная проблема поддержания режима экономии и оптимизации затрат.