Тема 1. Понятие и сущность коммерции

Рыночная экономика открывает широкие возможности для инициативных предприимчивых людей, создавая потенциальные предпосылки для создания и развития собственного дела (бизнеса). Аккумуляция капитала, вложение его в наиболее перспективные предприятия, быстрый оборот капитала, его рост, создание новых рабочих мест, получение доходов, обеспечивающих достойный образ жизни как владельцев предприятий, так и наемных работников — вот некоторые из ориентиров бизнеса в различных отраслях экономики и социальной жизни. Россия недавно встала на путь, ведущий к формированию полноценного и цивилизованного рынка, поэтому предпринимательство стало притягательной силой для значительного числа людей, выходцев из различных слоев общества. Отдельные лица или группы лиц вкладывают свои средства, способности и знания, т.е. денежный, материальный и интеллектуальный капитал в создание и развитие какого-либо представляющегося им перспективным дела, бизнеса, успех которого становится целью их деятельности, а материальной формой этого успеха является прибыль.

Коммерция — форма бизнеса, проявляющаяся в создании и функционировании предприятий, деятельность которых направлена на получение прибыли за счет продажи товаров, находившихся в их собственности.

Процесс разгосударствления и приватизации ведущих отраслей народного хозяйства России вовлекает в орбиту бизнеса все более широкие круги хозяйственников, бывших ранее государственными служащими.

С начала приватизации по 1995 г. было приватизировано около 122 тыс. предприятий, в том числе в розничной торговле — 44,1 тыс., в общественном питании — 10,3 тыс. и в бытовом обслуживании населения — 24,4 тыс. В 1993—1995 гг. возникло 26,2 тыс. акционерных обществ с уставным капиталом 1843 млрд. руб.

Что же является движущей силой коммерческого бизнеса, что привлекает к нему способных и энергичных людей? Во-первых, желание увеличить вложенный капитал, расширить рамки деятельности предприятия. Во-вторых, своеобразное раскрепощение субъекта экономической деятельности, признание за ним определенного суверенитета, права на риск, предоставление возможности полностью раскрыть свой интеллектуальный и психологический потенциал. В-третьих, чувство ответственности за принимаемые решения не только перед собой, но и перед коллегами, с которыми он сотрудничает, и перед коллективом, благосостояние которого зависит во многом от способностей, воли и умения предпринимателя. В-четвертых, любовь к делу, профессиональная гордость, стремление победить соперников, желание завоевать положение в обществе. И, наконец, в-пятых, желание обеспечить себя и своих близких, стремление к богатству, к накоплению капитала.

Следует иметь в виду, что для коммерческого бизнеса необходимы инвестиции и затраты как в материальной, так и денежной форме. Найти и мобилизовать источники соответствующих привлеченных или собственных средств — важная обязанность коммерсанта. Конечно, есть отрасли, где расходы частично или полностью возмещаются обществом в лице государства или добровольных спонсоров, но коммерческие предприятия строятся по принципу самоокупаемости, в результате они должны принести доход, достаточный для покрытия затрат и образования прибыли.

Особой формой коммерции является биржевая деятельность: купля-продажа товаров или ценных бумаг на бирже, игра на разнице цен и т.п., что представляет собой одну из форм коммерческой спекуляции.

Коммерческий бизнес строится по следующей схеме: инвестиции → формирование капитала → создание собственного товара (производство или приобретение) → продажа товара по цене выше закупочной (или выше себестоимости) → получение прибыли.

Прибыль, созданная в бизнесе, является источником доходов государства (в форме налогов и других обязательных платежей), источником образования инвестиционных фондов (капитализированная прибыль) и, наконец, служит материальным стимулом предпринимательства (стремление к личному обогащению). Часть прибыли может быть использована на цели спонсорства и благотворительности.

Например, частная розничная торговля получила в 1995 г. прибыли от реализации товаров на сумму 3,2 трлн. руб. (в текущих ценах), что составило в расчете на каждую тысячу рублей издержек обращения 135 руб. прибыли

Деятельность, направленная на получение прибыли, называется коммерческой.

Таким образом, перед предпринимателем стоит двоякая цель: создать (или приобрести) товар и получить прибыль. Для достижения первой цели необходима соответствующая технологическая деятельность, бизнесмен при этом выступает как производитель, или же он является профессиональным торговым посредником (дистрибьютором и дилером). Но для получения прибыли необходимо продать продукт/услугу, т.е. получить за него денежный эквивалент, денежную выручку (товарооборот), одна часть которой предназначена для возмещения вложений, производственных и текущих затрат, а другая – образует прибыль. Следовательно, коммерческая деятельность осуществляется в форме торгово-сбытовой деятельности, сущность которой – обмен товара на деньги.

Коммерция (по латыни — commercium) — торговля.

Однако, само понятие торговли (такое обиходно-привычное для большинства людей) для специалистов является многослойным, неоднозначным. Основным определением торговли следует считать следующее:

Торговля — организация процесса обмена товара на деньги.

В понятие торговли, как процесса, входит и деятельность по обсуждению условий купли-продажи и в первую очередь спор о цене — торг, цель которого — прийти к равновесной цене, с которой согласны и продавец и покупатель. Торговлей также принято называть отрасль экономики, обособившуюся и специализировавшуюся на операциях купли-продажи. Она играет роль посредника между производителем и потребителем. Но это определение более узкое, чем понятие коммерции, так как отсекает торговую, коммерческую деятельность предприятий других отраслей. Существует и третий понятийный уровень торговли, так как часто под торговлей понимают место торговли, по старославянски — торжище, т.е. торговые единицы, где происходит купля-продажа товаров. Здесь термин "торговля" механически переносится на торговую инфраструктуру. Различия в дефинициях иллюстрируются следующей схемой (см. рис. 1.1.):

Рис. 1.1. Понятийные уровни дефиниции "торговля"

Коммерсант, естественно, стремится максимизировать прибыль. Спрашивается, за счет каких источников? Назовем пять способов увеличить прибыль:

a. обеспечить лучшее, чем у конкурентов, качество товаров;

b. разработать лучшую, чем у конкурентов, организацию и технологию продажи товаров;

c. использовать выгодную конъюнктуру рынка;

d. применить маркетинговые методы стимулирования спроса покупателей;

e. обеспечить снижение издержек производства и обращения и т.д.

Коммерческая деятельность — стихийный, вероятностный процесс, регулируемый рыночным механизмом спроса-предложения. Однако, стихийность рыночного процесса купли-продажи может быть несколько ограничена внедрением в коммерцию принципов и методов маркетинга [1].

Маркетинг — это организованная деятельность по доведению товаров от производителя до потребителя на основе оптимизации затрат и максимизации прибыли с помощью использования научных принципов организации торгового процесса.

Маркетинг играет важную роль в коммерции, его можно рассматривать как орудие коммерции, как средство реализовать ее цели на основе оптимизации процесса движения товаров от сферы производства до сферы потребления, использования методов научной организации торговли. Что же конкретно дает маркетинг коммерции?

· во-первых, знание того, в каких товарах нуждается потребитель, кто этот потребитель, сколько товаров в состоянии поглотить рынок в текущем и будущем периодах;

· во-вторых, предлагает методы разработки конкурентной стратегии поведения на рынке с целью обеспечения максимальной прибыли;

· в-третьих, создает научно обоснованные инструменты стимулирования спроса и, следовательно, расширения возможностей продажи товаров;

· в-четвертых, формирует научные принципы оптимизации перемещения и складирования товаров (самостоятельное направление маркетинга – логистика);

· в-пятых, использует научные методы продвижения товаров на рынок, в том числе рекламу, сервис, паблик рилейшнз и т.д.

Конкретным проявлением коммерческой деятельности является коммерческая операция, цель которой обеспечить в конечном счете получение прибыли. Коммерсант заранее готовится к совершению акта купли-продажи: ставит задачу, совершает действия по определению возможного круга покупателей или по поиску конкретного покупателя, ведет переговоры, выдвигает и обсуждает условия и, наконец, совершает сделку.

Коммерческая операция — это действия субъектов коммерции: по взаимному поиску продавца и покупателя, по выдвижению и обсуждению условий сделки купли-продажи, по ее оформлению и завершению.

На следующей схеме (см. рис. 1.2.) показана последовательность коммерческих операций:

Рис. 1.2. Схема коммерческих операций

Считается, что предприниматель, придерживающийся идеологии маркетинга, ориентирован на удовлетворение покупательского спроса. Это бесспорно, но механизм этой ориентации чисто коммерческий. Что значит — удовлетворить спрос? Продать покупателю товар, количественно и качественно удовлетворяющий его потребности. Но в условиях цивилизованного рынка это единственный способ получить прибыль. Если предприниматель желает получить большую прибыль, то он вынужден лучше (полнее) удовлетворять спрос, часто используя при этом маркетинговые методы стимулирования спроса. Следует четко уяснить, что в рыночной экономике единственным способом получить прибыль (кроме криминальных) является продажа (товарооборот) любой собственности, выступающей на рынке в форме товара.

Продукт человеческого труда или природной деятельности, а также действие (услуга), обладающие потребительской ценностью (полезностью) и предназначенные для продажи, являются товаром.

Коммерческий процесс начинается с того, что товар покидает сферу производства и вовлекается в сферу товарного обращения, где его покупают, хранят, перепродают и т.д., пока, наконец, он не достигнет сферы потребления. Каждая смена собственника товара происходит в форме купли-продажи и приносит бывшему владельцу товара прибыль [2]. В этом собственно заключается цель создания и последующей продажи товара. Поэтому понятие товара неразрывно связано с понятием коммерческой деятельности.

Не исключено, что вместо прибыли предприниматель получит убыток. Например, в 1994 г. оптовая торговля получила в целом 18 млрд. руб. убытка, в то время как частная оптовая торговля – 3 млрд. руб. прибыли.

С самого начала производственного процесса перед предпринимателем стоит проблема, каким образом произвести продукт и обеспечить его соответствие технологическим нормативам. Но с того момента, когда продукт создан, возникает новая проблема — кому, когда и как продать его? Производитель, он же первый владелец товара, после выхода на рынок становится продавцом, а следовательно, и коммерсантом. На самом деле он является коммерсантом уже тогда, когда он создает свое дело. Таким образом, для бизнесмена занятие коммерцией является необходимым этапом бизнеса, имеющего целью получение прибыли.

Коммерсант — это предприниматель, который организует и ведет свое дело (бизнес) в расчете на прибыль и создает свой продукт/услугу для продажи, или перепродает товар, созданный другим предпринимателем.

Можно сказать, что существует два типа коммерсантов: профессиональных производителей, для которых основным видом деятельности является производство, а продажа/сбыт товара лишь средство возместить затраты и получить прибыль, и профессиональных торговцев, для которых основным видом деятельности является покупка, а затем перепродажа товара. И для тех, и для других конечной целью их деятельности является прибыль, а инструментом ее получения — торговля.

Но и покупатель на рынке выступает как бы в двух ролях: во-первых, как потребитель купленного товара, и во-вторых, как спекулянт
(в рыночном значении этого слова), купивший товар с целью перепродажи. К таким покупателям относятся дистрибьюторы и дилеры, помогающие довести товар до потребителя, а также перекупщики, вклинивающиеся в процесс товародвижения.

Коммерция — биполярное явление: на одном полюсе находится продавец, на другом противостоящий ему покупатель. Если отсутствует хотя бы один из них, коммерческий процесс прерывается, как бы "зависает". Чтобы продать/купить товар, необходимы оба. Каждый из них является субъектом коммерции.

Рис. 1.3. Субъекты коммерции

Субъектами коммерции являются продавец и покупатель: продавец продает товар покупателю с целью получения прибыли, покупатель покупает товар у продавца с целью удовлетворить собственную потребность, или перепродать его в расчете на прибыль.

Однако их роль в коммерческом процессе неодинакова. Активными субъектами коммерции являются предприниматели, производящие продукт/услугу для продажи и становящиеся продавцами, покупатели, приобретающие товар с целью дальнейшей перепродажи (торговые посредники и спекулянты-перекупщики [3]), становящиеся в свою очередь продавцами.

Продавцом может быть любой владелец собственности:

· производитель — промышленное, аграрное, строительное и другое производственное предприятие, или физическое лицо, сбывающее произведенную им продукцию;

· торговое или закупочное предприятие, а также рыночные спекулянты, перепродающие закупленные ими товары;

· юридические и физические лица, единовременно продающие принадлежащую им собственность. [4]

На товарном рынке имеют место две формы коммерческой реализации товаров: сбыт, т.е. продажа производителем собственной продукции, цель которого — превращение товарной формы капитала в денежную, и торгово-посредническая продажа, которую осуществляют профессиональные продавцы — предприятия, специализирующиеся на купле-продаже товаров. Эти последние поочередно меняют свой статус на рынке, превращаясь из покупателя в продавца до тех пор, пока товар не будет продан конечному потребителю. Таким образом, сбыт представляет собой начальную стадию на пути движения товара.

Владелец товара, продавец является активным субъектом коммерции потому, что он предлагает товар, предпринимает маркетинговые усилия по его продвижению на рынок. При этом у каждого из возможных продавцов свои задачи в коммерческом процессе: производителю надо сбыть созданный им товар, торговый посредник помогает довести товар до потребителя. Его участие обусловлено объективными условиями товародвижения. Перекупщик же вклинивается в процесс товародвижения без объективной необходимости, усложняя его и увеличивая конечную цену, которую уплатит потребитель, только в целях собственной выгоды, имея в виду урвать какую-то долю потенциально возможной прибыли.

Пассивным субъектом коммерции, с некоторой степенью условности, можно считать покупателя-потребителя, который является владельцем денег и носителем спроса. Но следует учитывать, что организованный покупатель (например, производственная фирма-потребитель товара), в свою очередь, достаточно активно предпринимает ряд маркетинговых действий по поиску продавца и направленных на заключение сделки. Покупатель выражает согласие или несогласие на условия, предложенные продавцом, спорит о цене, он определяет количество и качество покупаемого товара, выдвигает встречные условия, а при достижении согласия — совершает покупку, т.е. уплачивает деньги и принимает товар. Как убедимся далее, покупатель сам, по своей инициативе может предложить заключить сделку. Однако, товаром распоряжается продавец. Более пассивной выглядит роль индивидуального покупателя. У него есть две возможности влиять на торговый процесс: выбирать продавца и или соглашаться на покупку, или отвергать ее.

Надо иметь в виду, что продавец — всегда коммерсант, а покупатель может быть или торговым посредником/перекупщиком, приобретающий товар для последующей перепродажи, т.е. тоже коммерсантом, или же потребителем, приобретающим товар для удовлетворения собственных потребностей, как личных, так и профессиональных.

Товар и деньги, уплачиваемые за него, могут рассматриваться как объекты коммерции. Товар производят, предлагают, рекламируют, продают (сбывают), перевозят, хранят, перепродают и т.д. и, наконец, потребляют. Между продавцом и покупателем происходит своего рода рокировка: товар и деньги взаимно меняют своих владельцев.

Объектами коммерции являются: товар, который продается с целью получения прибыли, и деньги, уплаченные за него, которые служат затем источником образования прибыли.

Предпосылкой создания и условием развития коммерческого бизнеса является наличие и рост капитала с его способностью воспроизводить себя в расширенных размерах. Создавая торговое предприятие, предприниматель испытывает потребность в капитале, тем большую, чем крупнее проектируемое предприятие. Вкладывая капитал в какое-либо дело, предприниматель рассчитывает на определенную отдачу, на увеличение капитала, на прибыль.

По определению авторов известного труда "Экономикс", Кэмпбелла Р.Макконнелла и Стэнли Л.Брю, капитал — созданные человеком ресурсы, используемые для производства продуктов и услуг. Но это производственный капитал, а в сфере сбыта и торговли необходим торговый капитал, т.е. ресурсы, обеспечивающие движение товара от сферы производства до сферы потребления. Ресурсы, образующие торгово-сбытовой капитал, состоят из денежных средств (наличных и безналичных), материально-вещественных субстанций (зданий, сооружений, механизмов, транспортных средств и т.п.) и интеллектуальных ценностей (патентов, лицензий, ноу-хау и т.п.).

Составной частью капитала является доброе имя (англ. гудвилл – goodwill) – нематериальные активы фирмы: ее репутация, имидж, деловые связи, престиж товарных марок, наличие ноу-хау и т.д. Несмотря на его неосязаемость, гудвилл обычно имеет денежную оценку.

Капитал — 1. стоимость, способная создавать новую, большую по размерам стоимость; 2. средства, которыми располагает предприятие, его собственность, складывающаяся из суммы вкладов, внесенных при организации предприятия (уставный капитал), зданий, сооружений, находящихся на балансе предприятия, других материальных и денежных средств и интеллектуальных ценностей (патентов, лицензий, ноу-хау и т.д.), а также части прибылей, инвестируемых в дело.

Капитал делится на собственный, владеет которым само предприятие, и привлеченный, заемный, владельцем которого может быть любое постороннее юридическое или физическое лицо, но распоряжается которым данное предприятие. Передача капитала в распоряжение предприятия ставит его и владельца заемного капитала в отношения дебитора и кредитора. Заемный капитал возвращается в установленные сроки с соответствующими процентами, величина которых устанавливается в зависимости от нормы ссудного капитала на рынке финансов, времени использования ссуды и других условий.

В состав собственного капитала входит уставный капитал, размер которого обусловлен уставом торгового предприятия, резервный фонд, обеспечивающий внутреннее страхование коммерческого риска, целевые фонды, предназначенные для обеспечения специальных торговых операций, нераспределенная прибыль, которая представляет собой форму инвестиции и одновременно резерв собственных средств и, наконец, прочие формы собственного капитала (в частности, выплаты за аренду собственных торговых площадей и другого имущества).

К заемному капиталу относятся долгосрочные финансовые обязательства (со сроком использования более одного года: целевые кредиты и заемные средства, в частности задолженности) и краткосрочные финансовые обязательства (со сроком погашения до одного года), кроме банковских кредитов к ним относятся различные формы кредиторской задолженности.

Кредиторская задолженность — долговые обязательства предприятия перед поставщиками, банковскими учреждениями, другими предприятиями и физическими лицами за поставленные товары, выполненные работы и предоставленные кредиты.

Но торгующее предприятие может быть не только в положении должника, в определенной ситуации оно само выступает в роли кредитора: покупатели его товаров могут оплачивать их с некоторой задержкой и даже становиться злостными неплательщиками, некоторым клиентам предоставляется кредит на приобретение товаров, коммерческий кредит может быть предоставлен другим предприятиям и т.д. Средства, которые должно получить предприятие от своих должников, называются дебиторской задолженностью.

Дебиторская задолженность — денежные средства, которые должно получить коммерческое предприятие от своих должников — предприятий, учреждений и физических лиц за проданные товары и предоставленные кредиты.

Многие предприятия, имеющие значительную дебиторскую задолженность и испытывающие нужду в свободных денежных средствах, прибегают к факторингу, т.е. к продаже долгов, которые главным образом возникают, когда покупатель не оплатил проданные ему товары и т.п.

Факторинг — покупка фактором (чаще всего банками) у сбытовых и торговых предприятий их дебиторской задолженности со скидкой 10–30%.

Факторинг — взаимовыгодная коммерческая операция. Фактор получает прибыль за счет скидки; она же покрывает риск. Крупное финансовое предприятие располагает мощными рычагами воздействия на должника и для взыскания долга. Продавец же без хлопот и затруднений получает большую часть долга и имеет возможность самому расплатиться со своими кредиторами или вложить деньги в дело.

Коммерсант должен иметь в виду, что хотя собственный капитал обладает высокой финансовой устойчивостью и снижает риск банкротства, он ограничивает возможности расширения операций на рынке, особенно в условиях благоприятной конъюнктуры, а следовательно, сдерживает темпы экономического роста. Поэтому, каждому предпринимателю выступающему на рынке, приходится решать задачу оптимизации соотношения собственного и заемного капитала с позиции расширения собственного потенциала. Соотношение собственного и заемного капитала (коэффициент финансовой устойчивости) называется финансовой структурой капитала, от которой в значительной мере зависит уровень экономической эффективности торгового предприятия. Она характеризуется долей использования заемного капитала – коэффициентом финансового левериджа, или коэффициентом автономии:

где: L — коэффициент финансового левериджа;

— заемный капитал; ershtein (06:05 PM):

— весь капитал.

Финансовая структура капитала складывается под воздействием следующих факторов: стабильность (равномерность) продажи/поставки товаров в течение года; соотношение основного оборотного капитала; уровень конкурентоспособности товара или фирмы в целом; рентабельность товарооборота; рыночная ситуация; уровень налогообложения (чем он выше, тем эффективнее использование заемного капитала); репутация предприятия среди потенциальных кредиторов.

Инновационные процессы обеспечиваются промышленным капиталом: его функция создать новый или обновленный товар и обеспечить его производство и сбыт на уровне, диктуемом спросом. Доведение товара от сферы производства до сферы потребления обеспечивается торговым капиталом.

Способность торгового предприятия осуществлять широкомасштабные коммерческие операции, его потенциал конкурентной борьбы, степень риска, его место на рынке, имидж в мире бизнеса в значительной мере зависит от капитала, вложенного в дело, от его размера, состава, оборачиваемости и, самое важное, от эффективности его использования.

Торговый капитал — денежные, материальные и иные средства, вложенные в предприятие, имеющее своей целью торговлю товарами.

Капитал торгового предприятия формируется из первоначальных инвестиций (единоличных или паевых, или акционерных, в зависимости от вида собственности), образующих уставный капитал (размер уставного капитала может регулироваться государством), текущих инвестиций, обусловленных необходимостью реновации и инновации или расширения бизнеса, а также капитализации части прибыли. Инвестиции инновационного характера, направленные на разработку и производство нового товара, являются составной частью промышленного капитала, хотя они сказываются на торговой деятельности. Инвестиции для обновления торгового оборудования, торговых зданий и сооружений — элемент наращивания торгового капитала.

Источником поддержания и приращения капитала, образования прибыли и покрытия текущих затрат является товарооборот, т.е. продажа товаров, коммерческий процесс обмена товаров на деньги (см. разд. 3). Обеспечение определенного, запланированного объема товарооборота представляет собой непосредственную, хотя и промежуточную задачу коммерческой деятельности.

Размер капитала определяет потенциальные возможности торговли. Так, определить, какой капитал необходим, чтобы обеспечить некий объем товарооборота, можно с помощью следующей формулы капиталоемкости товарооборота (Ке), которая показывает, какой средний размер капитала требуется для реализации единицы товарооборота:

,

где:

К — средняя сумма капитала за определенный период;

Т — объем товарооборота за тот же период.

Коммерческая эффективность капитала определяется его способностью создавать результат на каждую единицу в форме товарооборота или прибыли. Такой показатель называется капиталоотдачей (К 0) и характеризуется следующей формулой:

и,

где П — прибыль от реализации товара.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерцией могут заниматься физические и юридические лица. Коммерческими организациями могут быть хозяйственные организации, товарищества и общества, кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они подлежат обязательной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном законом.

В торговле существуют следующие формы собственности, определенные Гражданским кодексом РФ:

· государственная собственность — принадлежащие государству унитарные [5] торгово-сбытовые и закупочные предприятия;

· муниципальная собственность — некоторая часть унитарных розничных торговых предприятий;

· товарищество или общество с ограниченной ответственностью (ТОО и ООО) — основная часть приватизированных розничных торговых предприятий и некоторая часть оптовых предприятий;

· акционерное общество (АО) — крупные оптово-розничные предприятия;

· частные предприятия — как правило, малые предприятия торговли, мелкорозничная сеть и индивидуальные продавцы;

· предприятия кооперативной формы собственности, в частности, потребительская кооперация.

Кроме того, функционируют предприятия разных форм собственности совместные с иностранным капиталом (СП).

Производственные предприятия, занимающиеся сбытом производственной продукции, также относятся к различным формам собственности: государственной (федеральной и муниципальной), смешанной, общественной частной и совместных предприятий. Наряду с отдельными производственными предприятиями коммерческого типа, к субъектам коммерции относятся различные объединения: концерны — промышленные комплексы; конгломераты — многоотраслевые объединения; консорциумы — объединения предприятий на договорной основе для выполнения определенной задачи; финансово-промышленные группы (ФПГ) — объединение производственных, инвестиционных и кредитно-финансовых предприятий и учреждений в форме акционерных обществ, купли акций и других интеграционных проявлений; холдинги и субхолдинги — предприятия, владеющие акциями других компаний, т.н. дочерних.

В коммерции важную роль играют отношения собственности. Продавать можно только тот товар, который является собственностью продавца. Собственность на товар проистекает из собственности на предприятие, производящее товар или торгующее им. Характер собственности определяет порядок раздела, или присвоения прибыли.

Продажа заключается в том, что владелец товара в обмен на согласованную сумму денег уступает право собственности покупателю.

В процессе товародвижения участвуют также субъекты, не имеющие права собственности на товар: агенты, брокеры, комивояжеры и т.п. Они ведут переговоры, совершают комплекс коммерческих операций, а агенты-консингнаторы (имеющие право подписи) даже заключают сделки, соглашения, контракты и другие коммерческие действия, оформляя их соответствующими документами. Но они, по существу, являются квазипродавцами и квазипокупателями, поскольку совершают сделки от лица собственника товара и в его интересах.

В результате проведенной в ходе реформы приватизации государственная торговля, занимавшая до реформы примерно 9/10 оптового и 2/3 розничного товарооборота, уступила позиции новым, рыночным структурам. В отечественной экономике функции государственного контроля и содействия коммерческим предприятиям были одно время возложены на Комитет РФ по торговле при правительстве России (Роскомторг), а также на местные органы исполнительной власти – управления торговли и комитетов по торговле мэрий и муниципалитетов. С середины 1996 г. комитет по торговле объединен с Министерством внешнеэкономической деятельности. В 1998 г. воссоздано Министерство торговли РФ. Особо важную роль в контроле за торговой деятельностью, соблюдением ее правил, выявлением всякого рода нарушений играет торгинспекция. На государственные органы возлагается обязанность содействовать развитию торговли всех форм собственности, созданию торговой инфраструктуры, в частности, рынков (базаров) сельскохозяйственных продуктов и вещевых рынков, контроль за соблюдением законов и правил торговой деятельности, борьба с монополизмом и создание конкурентной среды в сфере товарного обращения, контроль за ценообразованием, контроль и сертификация качества товаров, обеспечение экологической безопасности в торговой деятельности, создание системы торгово-сбытового обслуживания социально незащищенных слоев населения.

Участником коммерческой деятельности может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее правами собственности на товар или денежные средства. Если основную массу покупателей товаров потребительского назначения составляют физические лица — население, то подавляющее число продавцов — юридические лица — предприятия. В торговле товарами производственного назначения, практически полностью оптовой или мелкооптовой, участвуют, как правило, юридические лица. В розничной торговле принимает участие значительное число индивидуальных продавцов — физических лиц (т.н. мелкорозничная торговля, "торговля с рук"). Мы уже указывали, что подавляющая часть розничных покупателей — тоже физические лица.

Коммерческим предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, имеющее конечной целью получение прибыли и осуществляющее для этого производственно-сбытовую, торговую или иную деятельность.

Коммерческому предприятию присуще организационное единство, оно должно обладать обособленным имуществом, которым распоряжается самостоятельно, оно несет имущественную ответственность за свои действия и обязательства. Коммерческое предприятие должно иметь собственное имя. В торговле функционируют торговые предприятия, обладающие всеми признаками коммерческих, но обособившиеся от производства и выполняющие функции посредника между производителем и потребителем.

Торговое предприятие — разновидность коммерческого предприятия, которое специализируется на купле-продаже и хранении товаров и выполнении других функций, связанных с обеспечением движения товара от производителя к потребителю.

В зависимости от численности работающих торговые предприятия в России делятся на малые, средние и крупные, причем, к малым относятся предприятия с числом работников не свыше 15. Возможно, такая дифференциация недостаточна: в США, например, торговые предприятия делятся на: наимельчайшие (не более 10 чел.), мельчайшие (не более 20 чел.), мелкие (до 99 чел.), средние (до 500 чел.) и крупные (свыше 500 чел.). [6]

Существенным признаком торгового предприятия является наличие патента или лицензии, выдаваемых соответствующими государственными органами, и уплата налогов. В противном случае предприятие относится к черному рынку.

Торговое предприятие занимается коммерческой деятельностью, а технологические операции, связанные с ней, ложатся на торговые единицы. Торговые единицы (оптовые склады, магазины, палатки, столовые и т.п.), которые не обладают признаками коммерческого предприятия и принадлежат какой-либо фирме, предприятиями не являются, хотя в литературе (особенно в статистической) их часто так называют. Они не участвуют в коммерческих сделках, хотя и выполняют ряд важнейших функций торговли. Иногда предприятие, имеющее одну торговую единицу и расположенное в одном с ним помещении, практически сливается с ней в единое целое.

Торговая единица — территориально обособленное помещение (здание или его часть), соответствующим образом оборудованное и выполняющие функции: приема (покупки), хранения, подготовки к продаже, отпуска (продажи) товаров и обслуживания покупателей (сервис).

К коммерческим предприятиям относятся: производственные и сбытовые, осуществляющие сбыт и отгрузку произведенной продукции непосредственно с территории предприятия или прифабричных складов. Закупочными являются коммерческие предприятия, основная деятельность которых сводится к закупке товаров у производителей, хранение их, а затем продажа торговым предприятиям через базы (специализированные склады) или оптовые магазины. Оптовые предприятия торговли в основном посредничают между производителем и розницей (говоря языком маркетинга, выступают в качестве дистрибьюторов), они продают крупные партии товаров со своих складов (баз). Розничные торговые предприятия и предприятия ресторанной индустрии (общественного питания) организуют продажу товаров населению через свои торговые единицы (магазины, палатки, рестораны, столовые и т.п.). Более подробно о них будет сказано в разд. 5. Неорганизованных продавцов, физических лиц, осуществляющих продажу "с рук", можно рассматривать в качестве мелких коммерсантов.

Таким образом, коммерческие функции выполняет предприятие, а технологические функции приходятся на долю торговых единиц. Правда, нередко бывает так, что оба эти понятия совмещаются: магазин обладает правами юридического лица, т.е. является коммерческим предприятием. Торговые единицы являются собственностью торгового предприятия.

Некоторые учреждения, например, научные, медицинские, культурно-просветительские и т.д., а также учебные заведения, не являющиеся коммерческими организациями и состоящие на полном или частичном содержании государства, могут создавать коммерческие подразделения с целью продажи своего продукта/услуги и получения прибыли. Еще
А.С. Пушкин писал: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Эта фраза наилучшим образом раскрывает сущность коммерческой деятельности в сфере интеллектуального продукта.

В основу коммерческих отношений заложен ряд принципов. К ним относятся:

a. наличие экономических, правовых и финансовых отношений купли-продажи между субъектами коммерции, базирующихся на праве собственности;

b. стремление коммерсанта обеспечить свои интересы независимо от того, способствует или препятствует это реализации интересов других участников коммерческого процесса;

c. проведение своей стратегии любыми средствами (за исключением запрещенных законом) вплоть до жесткого навязывания своих интересов, если контрагенты не соглашаются принимать предлагаемые условия;

d. поощрение деловой инициативы, использование интуитивных решений, базирующихся на опыте и знании деловой конъюнктуры, с одной стороны, и применение научных методов управления торговым процессом, с другой;

e. готовность идти на риск ради перспективы получения большей прибыли.

Таким образом, в коммерции сталкиваются не совпадающие (иногда противоположные) интересы и действия, возникает конкурентная борьба, в которой побеждает не только сильнейший (обладающий большим потенциалом), но и наиболее умелый, использующий прогрессивные методы деятельности, умеющий оптимизировать свои затраты и сконцентрировать свои усилия на наиболее перспективном направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: