Издержки делятся на переменные, зависимые от роста товарооборота, и условно-постоянные, которые остаются неизменными при любых изменениях товарооборота. Это явление иллюстрируется следующей диаграммой (см. рис. 3.4.):
Рис. 3.4. Дифференциация издержек обращения по признаку зависимости от товарооборота
Отношение издержек к товарообороту (в процентах), называемое также издержкоемкостью, позволяет обеспечить динамические и горизонтальные сопоставления издержек. Уровень издержек зависит от размера предприятия: чем оно крупнее, тем ниже уровень издержек:
Рис. 3.5. Модель зависимости издержкоемкости от размера торгового предприятия
Издержки обращения предприятий розничной торговли составили в 1995 г. 35,5 трлн. руб., а в процентах к товарообороту — 17,5%.
Состав издержек показан в следующей таблице:
Таблица 3.1. Издержки обращения предприятий розничной торговли и общественного питания по видам затрат в 1995 г. | |||||
В предприятиях розничной торговли, % | В предприятиях общественного питания, в % | ||||
к итогу | к товарообороту | к итогу | к товарообороту | ||
Издержки обращения | 100,0 | 17,5 | 100,0 | 41,7 | |
в том числе: | |||||
Материальные затраты | 20,8 | 3,6 | 22,5 | 9,4 | |
Затраты на оплату труда | 30,9 | 5,4 | 40,3 | 16,8 | |
Отчисления на социальные нужды | 9,2 | 1,6 | 13,2 | 5,5 | |
Амортизация основных фондов | 3,1 | 0,5 | 3,4 | 1,4 | |
Прочие затраты | 36,0 | 6,3 | 20,6 | 8,8 |
Источник: Торговля в России: Стат.сб. / Госкомстат России. – М.: 1996, с. 34
Издержки обращения складываются в зависимости от финансово-экономической и маркетинговой политики предприятия. Издержки — объект управления, которое осуществляется с помощью комплекса экономических инструментов. Необходимо учитывать вектор воздействия, который у разных инструментов может быть диаметрально противоположным. Рост физического объема товарооборота, при прочих равных условиях, ведет к росту издержек (правильнее было бы сказать: рост товарооборота обеспечивается ростом издержек (переменных). Низкий уровень издержек малых предприятий может быть обеспечен режимом экономии и интенсивной маркетинговой деятельностью.
К факторам снижения уровня издержек относятся: оптимизация завоза и складирования товаров; обеспечение ритмичности поставки; быстрая оборачиваемость товаров и других оборотных средств; высокая производительность труда торговых работников, базирующаяся на научных принципах организации торгового процесса; рост доли собственного капитала; снижение темпов инфляции и др.
Валовый доход (ВД) за вычетом издержек обращения (ИО) превращается в валовую прибыль от реализации товаров (ВП) — предварительный результат, к которому стремится предприниматель:
ВП = ВД – ИО
При ВД < ИО предприятие вместо прибыли имеет убыток.
На следующем графике показаны зоны убыточности и прибыльности и граница между ними, называемая точкой безубыточности (см. рис. 3.6.):
Рис. 3.6. Формирование зон убыточности и прибыльности
Однако торговое предприятие может получать прибыль и за счет других источников: подсобное хозяйство, транспорт, сдача площадей в аренду и т.п. Вместе с прибылью от реализации товаров они образуют балансовую прибыль. Из суммы балансовой прибыли осуществляются первоочередные обязательные платежи: платежи в бюджет, расчеты с кредиторами и т.п.
Прибыль – сложная экономическая категория, неодинаково трактуемая различными научными школами. К. Маркс рассматривал прибыль с позиции теории прибавочной стоимости, как денежное выражение прибавочного продукта. П. Самуэльсон в своем классическом труде по теории "экономикс" приводит четыре точки зрения на прибыль:
1. прибыль как вознаграждение владельцам фирмы за предоставленные ими факторы производства;
2. прибыль как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, а также новации;
3. прибыль как результат риска, обусловленного неопределенностью рыночного процесса;
4. прибыль как доход, порожденный существованием монополии.
Кроме того, добавляет Самуэльсон, часть прибыли представляет собой ренту, получаемую от естественных ресурсов, находящихся в собственности владельца фирмы, а часть — эквивалентна проценту на собственный капитал. Самуэльсон также признает, что часть прибыли представляет собой доход от труда, затраченного самими собственниками предприятия [3].
Итак, в образовании прибыли участвуют: капитал, трудовая деятельность, инновационный процесс, инициатива и талант предпринимателей, рента. Некоторые исследователи в качестве одного из факторов прибыли справедливо называют благоприятную рыночную конъюнктуру. Не надо сбрасывать со счетов "госпожу Удачу". На прибыль непосредственно и через товарооборот и издержки обращения влияет ряд факторов [4]. Сумма прибыли также зависит от уровня и структуры цен и инфляционного процесса. Поэтому следует различать номинальную прибыль и реальную прибыль, где исключено влияние ценностного фактора.
Государство облагает предпринимательство системой налогов. Часть из них уплачивается в форме увеличения суммы издержек обращения (отчисления в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд ликвидации последствий Чернобыльской аварии, фонд содействия занятости населения, фонд медицинского страхования и т.п.). Другая часть включается в цену товара (косвенные налоги): налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, а для импортных товаров — таможенные сбор и пошлины. И наконец, налоги, уплачиваемые из прибыли, и в частности налог на прибыль. Для оценки роли налогов в образовании прибыли исчисляетcя показатель налогоемкости: удельный вес налоговых платежей в объеме реализации товара. После уплаты обязательных платежей остается чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предпринимателя, — конечный результат коммерческой деятельности:
ЧП = ВП – Н.
Чистая прибыль распределяется в соответствии с принципами предпринимательства: на дивиденды акционерам, в инвестиционный и резервный фонды, на благотворительность и спонсорство и на личные потребности владельца предприятия.
Прибыль — конечный результат коммерческой деятельности: образованный в результате продажи/сбыта товара доход, за вычетом всех обязательных платежей, остающийся в собственности коммерсанта.
В 1995 г. прибыль от реализации розничных торговых предприятий всех форм собственности составила 4822 млрд. руб.
Для оценки достигнутых результатов используют категории минимальной, нормальной и максимальной прибыли, а также недополученной прибыли (упущенные возможности). Минимальной считается чистая прибыль, обеспечивающая предприятию нормальный уровень рентабельности на вложенный капитал (соответствует среднему банковскому проценту по депозитам). Максимальной называют прибыль, соответствующую целевым установкам маркетингового плана предприятия. Нормальной считается прибыль, соответствующая средней норме прибыли на капитал. Полученная прибыль меньше нормальной может стимулировать уход капитала из данной сферы деятельности. В частности такая ситуация вызывает стремление к диверсификации. Недополученная прибыль это те доходы, которые могли бы быть получены при более эффективном использовании капитала.
Коммерческая сделка считается выгодной, если она может обеспечить чистую прибыль в размере не менее 20–30% затрат [5].
Для оценки эффективности коммерческой деятельности используется категория рентабельности.
Рентабельность — относительная величина, позволяющая соизмерять результат с его источниками, ее можно трактовать как уровень прибыльности, или прибылеотдачу от использованных ресурсов и затрат.
Она также обеспечивает возможность сравнения уровня эффективности различных коммерческих предприятий и динамических сопоставлений. Рентабельность определяется как отношение прибыли к капиталу (ресурсоотдача), к товарообороту (коммерческая эффективность), к издержкам обращения (эффективность затрат), к численности работников (эффективность затрат живого труда) и т.п.
Рентабельность — уровень прибыльности, соотношение прибыли с затратами и ресурсами коммерческого предприятия
Рентабельность розничных торговых предприятий всех форм собственности в 1995 г. составила: по отношению к товарообороту — 1,15% и по отношению к издержкам обращения — 13,03%.
Для управления процессами образования прибыли и рентабельности коммерческого предприятия целесообразно использовать модели зависимости данных показателей от ряда экономических и торгово-организационных факторов. Прибыль рассматривается как функция комплекса следующих показателей:
П = f (Q, dQ, p, K, W, L),
где:
П — сумма прибыли от реализации товаров;
Q — объем товарооборота;
dQ — структура товарооборота;
р — уровень и структура цены;
К — интенсивность конкуренции;
W — производительность труда торговых работников;
L — организационные факторы (формы торговли, тип предприятия и т.п.).