Показатели использования ресурсов

1) Производительность работника = Объем реализации / Количество работников

2) ------//------- = Чистая прибыль / Количество работников

3) Эффективность использования основных средств

Коэффициент фондоотдачи = Объем реализации / Среднегодовая стоимость основных средств

Финансовые показатели:

1) Норма прибыли = Прибыль / Объем продаж

Уровень: низкий – 0,6%; средний – 1,7-2%; высокий - >3%.

2) Рентабельность фирмы = Чистая прибыль / Чистые активы

Уровень: низкий - <2%; средний – 6%; высокий – >6%.

3) Рентабельность оборотных средств = Прибыль / Оборотные средства

Уровень: низкий – 2,3%; средний - >7%; высокий – >13%.

4) Коэффициент обеспечения наличными ресурсами к ежедневному потреблению оборотных средств

Уровень: низкий – 3%; средний – 5%; высокий - >6%.

Т.8 Риски в предпринимательской деятельности.

Виды рисков. Страхование рисков. Пути и методы снижения риска в деятельности предпринимателя.

Риск характеризуется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Его величина измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.

Хозяйственные, финансовые и инвестиционные риски представляют собой обязательные атрибуты функционирования субъектов рыночной экономики. Само по себе наличие риска, сопровождающего деятельность того или иного предприятия, не является ни достоинством, ни недостатком. Наоборот, отсутствие риска, то есть опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта последствий его действий, как правило, в конечном счете вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность.

В настоящее время принято делить все риски на две большие группы. Риски делятся на внешние и внутренние.

К внешним рискам относятся: природно-естественные (риск стихийных бедствий и экологические риски); общеэкономические (риск изменения экономической ситуации, риск неблагоприятной конъюнктуры рынка, риск усиления конкуренции и отраслевой риск); политические (риск национализации и экспроприации, риск трансферта, риск разрыва контракта, риск военных действий и гражданских беспорядков); финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности, риск изменения общерыночной ставки процента).

К внутренним рискам относятся: производственные (риски снижения производительности труда, потерь рабочего времени, перерасхода или отсутствия необходимых материалов); технические (риски при внедрении новых технологий или инновационные риски, риски потерь в результате сбоев и поломки оборудования); коммерческие (риски, связанные с реализацией товара на рынке, транспортные риски, риск, связанный с приемкой товара покупателем, риск, связанный с платежеспособностью покупателя); инвестиционные (риск упущенной выгоды, процентный риск, кредитный риск, биржевые риски, селективный риск, риск банкротства).

В приведенной группировке названы не все виды рисков. В нашей действительности нужно учитывать риск инфляционный (вызванный непредвиденным ростом издержек производства вследствие инфляционного процесса), риск несбалансированной ликвидности (опасность потерь в случае неспособности банковского учреждения покрыть свои обязательства по пассивам банка требованиями по активам), риск ценовой (риск изменения цены долгового обязательства вследствие роста или падения текущего уровня процентных ставок).

Из всего многообразия рисков особо следует обратить внимание на хозяйственный или предпринимательский риск. Этот риск, возникающий при любых видах деятельности, связан с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, коммерцией, финансовыми операциями и осуществлением различных проектов.

С принятием нового закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6-ФЗ реальным становится риск банкротства[1]. Он возникает в результате неправильного выбора объекта для вложения капитала, полной потери собственником своего капитала и неспособности хозяйствующего субъекта рассчитаться по взятым на себя обязательствам. В указанном законе несостоятельность (банкротство) рассматривается как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В книге «Курс экономики» под редакцией Б. А. Райзберга указано, что предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с их ожидаемой величиной, ориентированной на рациональное использование ресурсов. И другое важное обстоятельство, которое нужно учитывать: этот вид риска характеризует вероятность отклонения от цели, конечного результата, которые были определены при разработке плановых показателей.

Каждому известно, что риск – это опасность.

Под хозяйственным, предпринимательским риском понимается опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов, возникающая при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией. В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дело с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой потери этих ресурсов, полной или частичной.

Определяя понятие «риск», пришлось использовать такие общеупотребительные слова, как «потери», «убытки», «ущерб». Применяя эти слова к экономике, надо разобраться, что же под ними понимается. Казалось бы, чего тут разбираться, потери есть то, что мы имели и что от нас ушло. Но ведь в экономике есть слова «расходы», «издержки», «затраты», тоже означающие то, что было и что ушло. Скажем, повар готовит обед и расходует различные продукты. Понятно, что такие затраты не есть потери, они заранее предусмотрены. Но если у него случайно что-нибудь подгорело, пропало, то окажется, что сверх требуемых для приготовления обеда, например 1 кг мяса 1,5 кг. Так вот, 1 кг – это расход, а 0,5 кг – это потери.

Или, например, предприниматель задумал печатать книги и продавать их по цене 100 рублей за штуку. Но на рынке продаж случайно сложились неблагоприятные условия, спрос на книгу оказался ниже ожидаемого, и пришлось продавать их по цене 90 рублей за книгу. В результате предприниматель теряет 10 рублей дохода на каждой книге.

Так что предпринимательский риск характеризуется как опасность непредвиденного, нерассчитанного расхода ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов. Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, проектом, планом, программой его действий либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Потери, которые могут иметь место в предпринимательской деятельности, целесообразно разделять на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные виды потерь проявляются в непредусмотренных предпринимательским замыслом дополнительных затратах или прямых потерях материальных объектов в виде зданий, сооружений, оборудования, имущества, продукции, товаров, материалов, сырья, энергии. По отношению к каждому отдельному из перечисленных видов потерь применимы свои единицы измерения. Наиболее естественно измерять материальные потери в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов, то есть в физических единицах веса, объема, площади, длины или в штуках, объектах.

Трудовые потери представляют потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами. В непосредственном измерении трудовые потери выражаются в человеко-часах, человеко-днях или просто часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выражение осуществляется путем умножения трудо-часов на стоимость (цену) одного часа.

Финансовые потери имеют место при наличии прямого денежного ущерба, связанного с перерасходом денег, непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, утерей денежных средств и ценных бумаг. Одновременно финансовые потери проявляются при недополучении или неполучении денег из тех источников, откуда они должны были быть получены, при невозврате долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения цен на реализуемую продукцию, товары, услуги. Особые виды денежного ущерба имеют место в связи с инфляцией, изменением валютного курса рубля, дополнительным к узаконенному изъятием средств предпринимателя в государственный (местный) бюджет.

Потери времени имеют место, когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем было намечено, с запаздыванием. Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах затяжки в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от предпринимательства способны приводить случайные потери времени.

Специальные виды потерь проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий. Чаще всего специальные виды потерь крайне трудно определить в количественном и тем более в стоимостном выражении.

Существует три группы потерь: допустимые, критические и катастрофический риск.

Потери, величина которых не превышает расчетной прибыли от предпринимательской операции, будем называть допустимыми. Если наиболее вероятен такой уровень потерь, то риск следует считать допустимым. В этом случае максимально, что может потерять предприниматель – это часть прибыли или всю прибыль. То есть он рискует не получить прибыль или получить ее лишь частично. Но так как издержки производства и обращения предприниматель возмещает, то существует лишь опасность, что операция пройдет вхолостую, не принесет ожидаемого дохода, превышающего затраты.

Потери, величина которых больше расчетной прибыли, относятся к разряду критических. Такие потери уже придется возмещать из кармана предпринимателя. То есть он теряет не только прибыль, но не может возместить издержки. Например, предприниматель намечал выручить за свой товар 50 тысяч рублей при издержках, равных 30 тысячам рублей, и надеялся получить при этом еще 20 тысяч рублей валовой прибыли. Но половина товара случайно погибла, и выручка составила только 25 тысяч рублей при тех же затратах. Тогда 5 тысяч рублей предпринимателю придется принять на свой счет, а о прибыли вообще говорить не приходится. Поэтому риск потерять сумму, превышающую прибыль, и назван критическим[2].

Еще более опасен катастрофический риск, при котором предприниматель рискует, что потери превысят его денежные возможности, имущественное состояние. Такие потери он просто не способен возместить и потому полностью разорится. Поэтому вероятность катастрофических потерь должна быть предельно низкой, близкой к нулю. Иначе не стоит начинать дело.

Т.9 Организация и развитие собственного дела.

Разработка бизнес-плана.

Бизнес-план сегодня - не просто модное в России слово. Это официальный документ, который является одним из основных инструментов по добыванию денежных средств. Однако, это не является единственной функцией этого документа. Кроме вышеуказанной бизнес-план выполняет следующие основные функции:

· непосредственно разработка бизнес-плана заставляет разработчика объективно и критически взглянуть на проект, в первом приближении оценить его.

· бизнес-план является тем инструментом, который позволяет при надлежащем использовании контролировать и управлять предприятием в ходе реализации плана, что в свою очередь является основой успеха.

Таким образом, бизнес является основой для ответа на следующие вопросы; целесообразно ли вкладывать деньги в данный проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средства. Вопросам разработки бизнес-плана посвящено большое количество литературы, как отечественной, так и зарубежной. Однако это вовсе не означает, что существуют какие-то жесткие рамки, под которые должен попадать вновь разрабатываемый бизнес-план. Но существуют некоторые правила, которые, в принципе, обязательны для каждого бизнес-плана. Одно из таких негласных правил говорит, что бизнес-план должен быть хорошо оформлен. Безупречное оформление безусловно будет положительно оценено потенциальным инвестором, и, возможно, будет основополагающим для него при принятии решения, так как по оформлению он может решить об отношении к делу и профессионализму составителя. Во-вторых, бизнес-план должен быть кратким. В бизнес-плане не желательны второстепенные по значению схемы, таблицы и графики; оставлять рекомендуется только самые необходимые.

Рекомендуемая, но не обязательная, структура бизнес плана может быть следующей:

1. Резюме.

2. Описание фирмы.

3. Цели и задачи.

4. Продукция/услуга.

5. Анализ рынка.

6. Маркетинг.

7. План производства.

8. Управленческий персонал.

9. Источники и объем требуемых средств.

10. Оценка риска.

11. Финансовый план (бюджет).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: