double arrow

Требования к составу и номенклатуре основного оборудования

Классификация оборудования вагоноремонтных предприятий

В основу курса «Оборудование ВРП» положена классификация оборудования ВРП по назначению и характеру его разработки и изготовления (стандартное или нестандартизованное).

Оборудование, используемое для ремонта и технического обслуживания вагонов разделено на основные группы:

1) подъемно-транспортное;

2) технологическое нестандартизованное, разрабатываемое и производимое предприятиями вагонного хозяйства;

3) технологическое стандартное, разрабатываемое и производимое специализированными проектными организациями и машиностроительными предприятиями.

Каждая основная группа разделена на группы по назначению:

- краны грузоподъемные, однорельсовые подвесные дороги, кран-балки, домкраты, подъемники, средства рельсового транспорта и средства безрельсового транспорта для транспортировки вагонов и их частей, включая локомотивы, трансбордеры, конвейеры (канатные, цепные, карусельные, гравитационные), электрокар;

- машины моечные различных типов с широким ассортиментом по назначению для очистки, обмывки вагонов и их узлов. Вагоноремонтные машины, установки для правки деформированных элементов вагонов, технологическая оснастка для правки элементов вагона, прижатия свариваемых деталей, привариваемых накладок, гайковерты пресс для правки крышек люков, механизированные площадки для выполнения кузовных работ с вертикальным и горизонтальным перемещениями, стенды для разборки, комплектации и монтажа основных узлов, клепальное (установка для нагрева заклепок), слесарное (электро-пневматический инструмент) и др.;

- станки для обработки металлов (токарный, фрезерный, универсальный вертикально-фрезерный, строгальный, продольно-строгальный, поперечно-строгальный, настольно-сверлильный, вертикально-сверлильный, радиально-сверлильный, зубофрезерный, заточной, отрезной, точильно-шлифовальный, кругло-шлифовальный, колесотокарные и др.станки), деревообрабатывающие станки, прессы специальные, электросварочное оборудование, кузнечно-прессовое оборудование (молот кузнечный пневматический, пресс гидравлический, пресс листогибочный, пресс-ножницы, ножницы гильотинные, пресс-ножницы комбинированные, нагревательный горн, печь), компрессоры и вакуумные установки, оборудование для окраски и сушки вагонов, Устройства для энергоснабжения тепло и водоснабжения предприятий – тяговые подстанции, котельные, очистные установки и т.п.

Конструкция, технические характеристики, способы применения основных видов оборудования, используемого при ремонте и эксплуатации грузовых и пассажирских вагонов, будут рассмотрены подробнее в последующих лекциях применительно к специализации подразделений вагоноремонтных предприятий.

Технологическое оборудование выбирают в процессе технологической подготовки вагоноремонтного производства.

На действующих предприятиях выбор оборудования производят при переработке старых или разработке новых технологических процессов, с учетом обеспечения необходимой производственной мощности и производительности труда на ВРП.

Перечень оборудования приводится в маршрутных и операционных картах технологических процессов.

Выбор оборудования производится в соответствии с требованиями ГОСТ, другой нормативной документации по техническим характеристикам, приводимых в пресс-релизах, рекламных материалах, технических паспортах и каталогах организаций - производителей оборудования. При этом экономическая целесообразность выбора того или иного типа, модели оборудования подтверждается технико – экономическими расчетами, бизнес-планами внедрения новых технологий или новых участков, производств.

Единые требования к составу и номенклатуре основного оборудования, необходимого и достаточного для соблюдения требований нормативно-технической документации на ремонт и техническое обслуживание вагона и его узлов, устанавливает «Регламент технической оснащенности производственных подразделений вагонных депо по ремонту и эксплуатации грузовых вагонов» 665-2003 ПКБ ЦВ от 29 декабря 2003 г. (Далее – регламент оснащенности).

Регламент оснащенности разработан с учетом достигнутого уровня технической оснащенности предприятий вагонного хозяйства, внедрения передового опыта и ресурсосберегающих технологий ремонта и восстановления вагона и его узлов на момент его издания.

Документ учитывает требования, предъявляемые к организации производства по разделению и кооперации труда, обеспечению межучастковой кооперации, ритмичности выпуска вагонов из ремонта и подготовки вагонов к перевозкам.

С учетом местных условий, допускается усовершенствование регламента в части дополнительной оснащенности предприятий.

При разработке регламента были использованы:

– действующая нормативно – техническая документация на ремонт и техническое обслуживание грузовых вагонов и их узлов;

– типовые и руководящие материалы в области технологии и организации производственных процессов и организации труда на предприятиях вагонного хозяйства;

– опыт работы передовых предприятий сети дорог.

– регламент технической оснащенности распространяет свое действие на следующие подразделения вагонного хозяйства:

– вагонные депо по ремонту грузовых вагонов;

– вагоно-колесные мастерские (ВКМ);

– пункты технического обслуживания вагонов (ПТО);

– механизированные пункты подготовки вагонов к перевозкам (МППВ), в том числе полувагонов, платформ, крытых вагонов;

– пункты текущего отцепочного ремонта (ТОР);

– промывочно-пропарочные станции (ППС).

Перечень оборудования, приведенный в регламенте, относится к основному оборудованию и не учитывает ручной и измерительный инструмент, шаблоны, применение которых необходимо при ремонте и техническом обслуживании вагонов в соответствии с технической документацией.

Это обстоятельство следует учитывать при организации работы по техническому оснащению пунктов текущего отцепочного ремонта, которые после реформирования вагонного хозяйства вошли в состав пунктов технического обслуживания вагонов (ПТО) эксплуатационных грузовых вагонов, оставшихся в структуре железных дорог – филиалов ОАО «РЖД».

Пункты текущего отцепочного ремонта эксплуатационных грузовых вагонов (ТОР) должны иметь оборудование, технологическую оснастку, контрольно-измерительные приборы и инструмент, шаблоны, необходимые для выполнения в полном объеме «Руководства по текущему отцепочному ремонту» РД 32 ЦВ-056-97 от 2 сентября 1997 г.

Примерное техническое оснащение пунктов текущего отцепочного ремонта указано в руководящем документе – «Регламент организации работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов» № 667-2004 ПКБ ЦВ 9 января 2004 г.

Более подробно вопросы технического оснащения пунктов текущего отцепочного ремонта будут рассмотрены в лекции «Оборудование пунктов технического обслуживания вагонов».

Характеристика вагоноремонтных депо, входящих в состав Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РЖД» приводится в «Паспорте вагонного ремонтного депо». Форма АГУ-10ВЦ «Паспорта вагонного ремонтного депо» утверждена распоряжением ОАО «РЖД» № 1881р от 12 сентября 2006 г. и введена в действие с 01 января 2007.

Паспорт вагонного ремонтного депо дирекции – документ, характеризующий состояние технической оснащенности предприятия в целом, в том числе подразделений, входящих в его состав.

Паспорт содержит данные о введенном в эксплуатацию оборудовании, устройствах, сооружениях и удостоверяет производственные возможности депо, как совокупности средств производства, трудовых и материальных ресурсов для выпуска продукции или выполнения работ.

Паспорт депо предназначен для разработки и экономического обоснования проектов годовых и долгосрочных планов экономического и социального развития, служит основой для анализа использования производственных мощностей и выбора наиболее рациональных путей повышения эффективности производства.

В состав паспорта входят заполненные формы (таблицы), характеризующие общие данные депо (местонахождение, специализация, состав и общая характеристика), его производственную мощность, основные фонды, уровень комплексной механизации и автоматизации, материальные ресурсы, трудовые ресурсы и основные финансовые показатели.

Приложениями к паспорту являются генеральные планы депо и его структурных подразделений, находящихся вне территории предприятия, планировки всех зданий и сооружений, а также планировки участков плановых видов ремонтов грузовых вагонов (более подробно требования к генплану депо рассматриваются в дисциплине «Вагоноремонтные предприятия»)

Приложением к паспорту идут таблицы, в которых сводится информация о характеристиках конкретных видов оборудования, по приведенной выше классификации, установленного в вагоноремонтных депо.

В таблицах указывается номер по генеральному плану и инвентарный номер, наименование, модель, мощность, завод изготовитель или фирма, год изготовления и пуска в эксплуатацию, где установлено данное оборудование.

Дополнительно в таблицах указываются специфические характеристики отдельных видов оборудования. К примеру, в таблицах по кузнечно-прессовому оборудованию дается для молотов - вес падающих частей, для прессов и ножниц - наибольшее давление. Для котлов указывается тип, характеристика и назначение, паропроизводительность в кг. пара за час. Для электросварочного оборудования – род первичного тока.

В каждой таблице предусмотрена графа для отметки даты выбытия оборудования из эксплуатации.


Сейчас читают про: