Предмет микроэкономики
Микроэкономика – изучает условия рационального поведения субъекта хозяйствования или условия равновесия рынков в предложении ограниченности ресурсов. Подразделяется на:
- поведение потребителей – как, сколько и по каким признакам выбирает потребитель;
- теория фирмы – как фирмы минимизируют издержки, максимизируют прибыль;
- рынки факторов производства – это труд, земля, капитал (в обобщенном виде);
- теория рыночного равновесия;
- структуры несовершенной конкуренции.
Хозяйствующие субъекты – фирмы, которые производят товары и услуги.
3 уровня микроэкономики:
- внутренняя среда (организационная структура)
- факторы прямого воздействия (потребители, поставщики, кредиторы, конкуренты)
- факторы внешнего воздействия (налогообложение, нормативы, лимиты, правила ведения бух. Учета и тд)
Важнейшие идеи, на которых строится микроэкономическая теория:
1) Что человек выбирает. Например, что сделает студент за 1 час; или что выберет семья для время провождения; общество – оборона или благосостояние; общество - эффективность или равенство.
|
|
2) Стоимость или ценность чего-либо – это стоимость того, от чего придется отказаться, чтобы получить желаемое. Например: обучение в универе – возможность получить образование и иметь хорошую работу. Но минусы при этом: теряешь деньги, теряешь время, теряешь зарплату которая бы была.
3) Рациональный человек мыслит в терминах маржинальных изменений (сопоставляя маржинальные выгоды и маржинальны издержки). Пример: стоимость перелета 200 пассажиров для авиакомпании = 100 000$. Средние издержки на 1 пассажира – 500$. Однако допустим осталось несколько свободных мест и есть пассажир, готовый заплатить 300$, ведь маржинальные издержки на его перевозку намного меньше 300$.
4) Человек реагирует на стимулы. Когда возрастает цена на яблоки, люди могут принять решение покупать больше груш и меньше яблок, потому что расходы на покупку яблок выше. А владельцы фруктовых садов приходят к выводу о необходимости найма большего числа работников, чтобы без потерь убрать урожай яблок, потому что яблоки стали ценнее.
5) Торговля во благо каждого. Страны, так же как и семьи, выигрывают от возможности торговать друг с другом. Торговля позволяет им специализироваться на том, что они умеют делать лучше всего.
6) Рынок в большинстве случаев более эффективно распределяет ресурсы, чем натуральное хозяйство или командная экономика. Рыночные цены формируются самостоятельно, как «невидимой рукой», между предприятиями, хозяйствами и тп.
7) Иногда государство может оказать положительное влияние на рынок. Рынок иногда бывает несамостоятелен (не может распределить ресурсы эффективно). Например: кризис перепроизводства, загрязнение окружающей среды, власть над рынком (монополия), справедливое распределение общественных благ, безработица.
|
|
Эти 7 принципов касаются микроэкономики!
8) Уровень жизни населения определяется способностью экономики производить товары и услуги. Производительность труда – количество товаров и услуг, произведенных за каждый час рабочего времени.
9) В долгосрочном периоде уровень цен определяется соотношением между количеством товара и количеством денег.
10) В краткосрочной перспективе общество должно выбрать между инфляцией и безработицей.