Предмет административного права

Тема 3. Понятие административного права, предмет, метод административного регулирования

3. 1. Предмет административного права

3. 2. Метод административного права

3. 3. Система административного права

3. 4. Нормы административного права

3. 5. Источники норм административного права

Административное право — самостоятельная отрасль право­вой системы России. Известно, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового ре­гулирования.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе органи­зации и деятельности исполнительной власти. В законодатель­стве и юридической литературе как очень близкие по смыслу используются следующие понятия: исполнительная власть, госу­дарственное управление, государственная администрация', ад­министративная власть. Все эти названия связаны с понятием, которое включает в себя три главных признака: управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность слу­жащих, органов), выполняемую им деятельность (управленчес­кую, исполнительную, административную) и используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную, ад­министративную) власть.

В самом общем виде можно сказать, что административное право — это управленческое право. Оно регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования госу­дарственной администрации, обслуживает сферу государственного управления. Административно-правовое регулирование произво­дится путем: а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений; б) конструирования новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития общества, положениям Конституции РФ; в) охраны урегулированных нормами административ­ного и других отраслей права' общественных отношений; г) вы­теснения из сферы деятельности исполнительной власти обще­ственных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

Кто осуществляет исполнительную власть? Что включается в понятие «государственная администрация»?

Во-первых, главным образом, имеется в виду властная дея­тельность органов исполнительной власти и ряда подчиненных им организаций (воинских частей, спецучреждений МВД, вузов и др.).

Во-вторых, это внутриорганизационная деятельность руково­дителей иных государственных органов. Председатель представи­тельного органа и тем более руководитель его аппарата, проку­рор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Так, председатель областного суда, организуя работу аппарата областного суда, занимается не правосудием, а управлением.

В-третьих, суды районных, городских судов, рассматривая ад­министративные дела (о мелком хулиганстве, злостном непови­новении и многие другие), реализуют административную власть, издают административные акты, а не акты правосудия.

В-четвертых, по поручению государства, на основе передан­ных им властных полномочий административную власть могут использовать общественные инспекции и другие общественные формирования.

Следовательно, предметом административного права являют­ся отношения, возникающие при организации аппарата исполни­тельной власти, в процессе его административной деятельности, а также административной деятельности ряда подчиненных ему организаций (например, вузов, медвытрезвителей), при осуще­ствлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных органов, в ходе реализации админис­тративной власти судьями и общественными организациями.

Уточняя предмет административного права, следует назвать еще два обстоятельства. При функционировании исполнитель­ной власти (государственной администрации) она вступает в от­ношения с гражданами, предприятиями, общественными органи­зациями. Административное право регулирует деятельность обеих сторон: управляющих и управляемых. Правила дорожного дви­жения, санитарии и многие другие могут служить тому примером.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержа­нию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляе­мой деятельности, что ее регламентируют нормы не администра­тивного, а других отраслей права. Так, управленческую деятель­ность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предвари­тельное расследование — уголовно-процессуальное право, уп­равленческие отношения, связанные с финансовыми, — финан­совое право. Поэтому необходимо в определение предмета административного права внести следующее уточнение: оно ре­гулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Россий­ской Федерации.

Предмет административного права условно можно поделить на две части:

1. Внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридичес­кие нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной рабо­ты в государственных органах. Сюда же можно отнести отноше­ния органов исполнительной власти с подчиненными им органи­зациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т.д.

2. Взаимоотношения административной власти с предприятия­ми, учреждениями, организациями любых организационно-пра­вовых форм, с гражданами'.

Пока преобладали нормы, закрепляющие внутриаппаратные отношения, государства имели систему юридических норм, регу­лирующих разделение труда по управлению, устанавливающих власть аппарата и обязанности граждан и иных невластных субъ­ектов. В дореволюционной России такая система норм называ­лась полицейским правом.

Административное право как отрасль современного права по­явилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заня­ли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от администратавного произвола. Реализация в законодательстве идей ес­тественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения влас­тей, контроля за государственной администрацией — необходимое условие превращения полицейского права в административное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: