Тема 4. Переход от физики к метафизике

Как уже отмечалось, учение Гераклита стало «головной болью» для греческой философии. Слова и понятия стали обращаться в свою противоположность, и что-либо понять стало затруднительно. Восстановить статус-кво адекватного употребления слов в речи взялась элейская школа.

Элейская школа (VI–V в. до н.э., г. Элея)

Эта философская школа, возникшая в г. Элея, греческой колонии в Южной Италии, представлена двумя ведущими философами: Парменид и Зенон.

Предыдущие греческие философы обращали свои взоры на мир, на космос, на природу. В природе они искали абсолютное начало. Слово «природа», по-гречески звучит как «физис», поэтому они еще называются «физиками».

Парменид стал первым из античных философов, который стал исследовать не окружающую природу, а значения слов в человеческом языке. Ему не понравился тезис Гераклита: «Бытие есть небытие, а небытие есть бытие». И он решил исследовать значения слов «бытие» и «небытие».

Итак, что же есть бытие? Бытие есть существительное, происходящее, от глагола «быть». Значит, бытие – это то, что есть, всё, что есть, совокупность всего, что есть. Аналогично, небытие – это то, чего нет. Отсюда Парменид выводит свою знаменитую философскую формулу: БЫТИЕ ЕСТЬ, А НЕБЫТИЯ НЕТ.

На первый взгляд, это высказывание кажется банальностью и тавтологией. Однако подумаем, соответствует ли оно действительности, реальности? Так, например, приведенное выше высказывание Гераклита имеет еще и другую формулировку: «Жизнь есть смерть, а смерть есть жизнь». Сравнивая оба высказывания, мы сделаем очевидный жизненный вывод, что жизнь соответствует бытию, а смерть – небытию. И тогда тезис Парменида можно написать так: жизнь есть, а смерти нет. Возможно, в этом и есть доля правды, если иметь в виду религиозные представления о вечной жизни души после смерти, или же если верить в представления о том, что всё во Вселенной живо («гилозоизм»), а смерть есть лишь переход из одной формы жизни в другую. Однако, как бы мы не уверяли себя в отсутствии смерти, смерть все равно остается феноменально данным фактом нашей жизни.

Другая проблема, вытекающая из главного парменидовского тезиса, есть проблема движения. Как можно определить движение? Движение есть процесс постоянного перехода из бытия в небытие и обратно. В самом деле, предположим, что вы выходите из университетской аудитории в коридор. Когда вы вышли в коридор, то вы есть в коридоре, и в аудитории вас уже нет. Ваше бытие находится в коридоре, а ваше небытие – в аудитории. И наоборот, если вы вернетесь в аудиторию из коридора, то ваше бытие будет находиться в аудитории, а ваше небытие – в коридоре. Но, согласно Пармениду, небытия нет вообще. Следовательно, и движения нет вообще. Несмотря на кажущееся «безумие» этой мысли, здесь она вполне логична.

Таким образом, бытие в философии Парменида становится единственным Абсолютом. Соответственно, бытие покоится, вечно и совершенно. Парменида упрекали в отрыве от реальности. На что он отвечал, что тем хуже для реальности, если она не соответствует его логическим построениям. Он выделял два пути познания всего сущего:

1. Тропа богов – познание согласно логосу, согласно значениям слов.

2. Тропа смертных – познание согласно мнениям, согласно видимости или кажимости.

Парменида, очарованного открытой им логикой, совершенно не смущало несоответствие логики и реальности. Он открыл новый виртуальный мир, посчитал его божественным и предпочел его земному миру объективной действительности.

Учение Парменида развил Зенон в своих знаменитых логических задачах, называемых «апориями». Общая тема апорий – противоположность двух путей познания: согласно логосу и согласно мнениям. Рассмотрим одну из его апорий: «Ахиллес и черепаха». Из пункта А в пункт В начинает бег быстроногий Ахиллес. Одновременно с ним, из пункта В, убегая от Ахиллеса, начинает движение неповоротливая черепаха. Зенон доказывает, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, так как, чтобы пробежать отрезок АВ, ему сначала надо пробежать половину этого отрезка, от оставшейся половины – еще половину и так до бесконечности, ибо отрезок бесконечно делим пополам.

Конечно, Зенону было далеко до Лейбница, и он еще не знал, что сумма бесконечно малых есть конечное число. Но не в этом суть апории. Зенон прекрасно понимал, что в реальности Ахиллес догонит и перегонит черепаху. Он не догоняет ее логически, ибо движения нет в элейской философии. По сути, отрезок АВ в этом примере не есть сплошной отрезок, а сумма бесконечного количества отдельных точек.

Значение элейской школы.

1. Элейская школа впервые, в какой-то степени случайно, натолкнулась на факт существования отвлеченного от реальности логического мышления.

2. Однако она не нашла этому логическому мышлению применения в реальности, обожествив виртуальную игру логических понятий. Задачу соединения логики и реальности решали последующие философы, в особенности, Платон и Аристотель.

Пифагор (VI-V в. до н.э)

Пифагор происходил с греческого острова Самос в Эгейском море. Его биография богата и необычна. Он учился у египетских жрецов и вавилонских магов математике, астрономии и магии. Вернувшись из путешествий, поселился в греческих колониях в Южной Италии, основав тайную секту пифагорейцев, одним из главных правил которой был запрет на передачу знаний непосвященным. Впоследствии ученики Пифагора были правителями нескольких греческих городов Южной Италии, причем неплохими правителями. Скончался Пифагор во время восстания в Италии против пифагорейцев, согласно одному из преданий, бросившись в жерло Везувия.

Учение Пифагора. Главный тезис Пифагора звучит так: ВСЁ ЕСТЬ ЧИСЛО. Здесь впервые в основание мира положена отвлеченная логическая идея. Он дал философско-магическое обоснование первым 12 числам натурального ряда. Нас здесь будут интересовать первые три числа: 1 – единство, покой; 2 – противоположность, движение; 3 – все вещи в мире как единство противоположностей, единство покоя и движения.

Очевидно влияние учения Гераклита о противоположностях на эту концепцию Пифагора. Именно Гераклит понимал возникновение вещей как процесс взаимодействия противоположностей, но Пифагор впервые дал математическую формулировку этому процессу. Впоследствии Платон развил идеи Пифагора, особенно в своем учении о космосе.

Анаксагор (V в. до н.э., г. Афины)

Анаксагор стал первым из афинских философов. Именно благодаря ему в Афинах зародилось увлечение философией, которое впоследствии стало массовым. В учении Анаксагора основными являются два элемента: 1) создателем космоса является безличный космический Ум (Нус); 2) все вещи изначально содержат в себе семена всех других вещей (гомеомерии), что объясняет бесконечное разнообразие космоса.

Нетрудно заметить, однако, что два пункта его учения являются абсолютно независимыми, и концепция гомеомерий никак не объясняет процесс рождения или творения Умом конкретных вещей. Прав был Аристотель, говоря: «Анаксагоров Ум так и остался без дела».

Демокрит (V– IV в. до н.э., г. Абдеры)

Демокрит родился и жил в греческом городе Абдеры на северном побережье Эгейского моря. Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей. Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение – свойство, естественно присущее атомам. Тела – это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом.

Демокрит считал, что тела в космосе образуются путем вихревого движения атомов в пустоте и сепарации атомов на легкие и тяжелые. По существу, это учение является дальним предшественником концепции Канта-Лапласа об образовании солнечной системы из газопылевой туманности.

Софисты (V– IV в. до н.э., г. Афины и другие города)

Проявлением кризиса греческой философии стала школа софистов. Ее основными представителями являлись Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. В чем была суть того кризиса? Как мы помним, основной задачей философии изначально был поиск Абсолюта, первоначала мира. Но философы запутались в первоначалах: вода, воздух, огонь, Бог, бытие, Ум, число… И софисты стали первыми из философов, кто отказался от поиска Абсолюта. Коль скоро мнений о том, что есть Абсолют, такое множество, значит, либо Абсолюта нет как такового, либо мы не способны его познать.

Чем же тогда должна заниматься философия, если не Абсолютом? Согласно софистам, главная задача философии – это убеждение людей в своей правоте с помощью фигур речи. Если прежние искатели Абсолюта именовали себя «философами» (по-гречески, «любовь к мудрости»), то новое поколение стало называться «софистами» или просто «мудрецами». Им принадлежали произведения, называемые «софизмы». Вот, для примера, один из софизмов под названием «Рогатый». Софист подходил к горожанину и спрашивал его: «Ты не терял рога?» «Нет» – отвечал горожанин. «Ну что же, значит, они у тебя есть!» – заключал софист. Греческий горожанин приходил в восторг от такого «искусства» софиста и спрашивал, как же ему научиться такой мудрости? На что софист приглашал горожанина стать его учеником. Софисты впервые стали брать плату за преподавание своей мудрости. В чем смысл софизма? Употребление одних и тех же слов в различных значениях. Мы это понимаем, однако развитие логики древних греков еще не дошло до такого понимания.

Среди изречений софистов приведем знаменитое высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Смысл этого тезиса не в величии человека, а в том, что человек может доказать и опровергнуть все, что ему угодно. Независимой от человека истины вообще не существует, истина существует лишь тогда, когда говорящий убедит других, что он говорит истину.

В нашем изложении может показаться, что софисты – это какие-то мошенники от философии. Однако софисты сыграли очень важную положительную роль для развития греческой философии. В чем же она состояла?

1. Именно благодаря софистам, философия в Греции, особенно в Афинах, приобрела массовую популярность, завладела умами многих людей.

2. Софисты разработали теорию языка, ввели в греческий язык времена глаголов.

3. Благодаря софистам, развилось ораторское искусство, которое, уже в римские времена дало начало профессии адвоката.

4. Софисты разработали форму философского диалога, которую в дальнейшем развивали Сократ, Платон и другие.

5. Эксперименты софистов со словами и понятиями значительно продвинули вперед становление и развитие философско-логического мышления и стали фундаментом для работ Платона и Аристотеля в этой сфере.

Сократ (V в. до н.э., г. Афины)

Сократ родился в семье каменотеса и повитухи в Афинах. В юности увлекался учением софистов, однако в дальнейшем его пути с софистами разошлись. В отличие от них, Сократ искал истину. Он создал свою школу, причем, опять же в отличие от софистов, отказывался брать деньги за учение. Внешне был некрасив, коренаст, с высоким лбом. Отличался большим личным мужеством. Во время Пелопоннесской войны, в которой он участвовал, вынес с поля боя раненного афинского стратега Алкивиада – своего друга-любимца и ученика. Сократ поздно женился, когда ему было более 40 лет, его жену звали Ксантиппа. Она родила ему троих сыновей. Сократ имел множество учеников и большую популярность в Афинах. В частности, его учеником был Платон.

Когда Сократу было уже под 70 лет, по наущению софистов был составлен заговор и незначительным большинством голосов народного собрания свободных граждан Афин он был приговорен к смерти через принятие чаши с ядом за то, что «не почитает городских богов» и «развращает молодежь». В своей речи он легко отмел все обвинения, но выступал перед толпой очень резко, сказав, что изгнание и лишение его философского слова для него хуже смерти, что он жил для истины и готов умереть за нее.

Учение Сократа о логическом определении. Как и софисты, Сократ считал, что истину бессмысленно искать в природном мире, в стихиях космоса. Истину можно постичь лишь в человеке. «Познай себя», – любил повторять Сократ изречение оракула в Дельфах. По мнению Сократа, люди не могут достичь истины только потому, что используют одни и те же слова в разных значениях. Значит, чтобы постичь истину, следует найти точное значение каждого слова. Язык не просто придуман людьми для произвольной словесной эквилибристики, как это делают софисты. Но в словах человеческого языка внутренне заложены надындивидуальные идеи, которые философу нежно только раскрыть.

Метод сократического диалога. Диалог, используемый Сократом состоял из двух частей: ирония и майевтика. Значение слова «ирония» здесь вполне современное, а майевтикой греки называли акушерское искусство, искусство принятия родов, ибо мать Сократа была повитухой.

На этапе иронии Сократ мог прикинуться несведущим (по-гречески, «идиотэс»), подойти к кому-нибудь из софистов с таким, например, вопросом: что такое красота? На что софист отвечал: ну, красота – это красивая лошадь; красота – это красивая девушка. Сократ выражал крайнее удивление и говорил, что не понимает, что может быть общего между лошадью и девушкой. Своими дальнейшими «дурацкими» вопросами Сократ ставил в тупик своего собеседника, иронизируя над ним и давая ему понять, что он на самом деле ничего не знает о предмете, о котором говорит. Сократу принадлежит знаменитое высказывание, как раз и характеризующее стадию иронии в сократическом диалоге: «Я знаю, что я ничего не знаю; но другие и этого не знают».

Когда собеседник признавал свое незнание, начинался второй этап, майевтика, где собеседник, направляемый Сократом, начинал искать подлинные, чистые значения слов.

Тема 5. ЭТАП КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: