Вопрос 2. Виды государственных органов Российской Федерации
Будучи составными частями государственного аппарата, органы государства различаются порядком образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими функций государственного управления и т.д.
В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов могут быть распределены:
1. по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные;
2. по принципу федерализма: федеральные, субъектов федерации;
3. по территориальному масштабу: центральные, региональные (территориальные), местные;
4. по характеру и объему компетенции: общей компетенции, специально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), особой компетенции;
5. по виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные, специализированные;
6. по порядку образования: легитимные (конституционные, учрежденные на законном основании) и нелегитимные (образованные в нарушение установленного законом порядка);
7. по организационно-правовым формам: коллективные, единоличные;
8. по формам принятия решений: коллегиальные, единоначальные;
9. по формам и методам осуществления функций государственного управления: политические, административные, фискальные, "силовые", экономические, финансовые, карательные, контрольно-надзорные, консультационные, координационные;
10. по особенностям исполнения возложенных полномочий: властно-управленческие, вспомогательные.
Такая классификация государственных органов проводится как на федеральном уровне, так и на уровне органов государственной власти субъектов федерации.
Структура и виды органов того или иного уровня устанавливаются в зависимости от формы государственного устройства и в соответствии с формой правления.
Многообразие государственных дел, значительный размер территории и различия между субъектами Российской Федерации вызывают необходимость большого числа государственных органов, специализирующихся на выполнении функций государственного управления. Поэтому, помимо рассматриваемых традиционных и наиболее распространенных видов государственных органов, существуют и другие их виды. Можно выделить органы, осуществляющие надзор за законностью, контроль за финансами и другими видами государственной деятельности. Такие органы образуют еще один вид - контрольно-надзорные органы государства, наделяемые для выполнения подобных функций особой компетенцией (Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и др.). Кроме того, органы, осуществляющие свою деятельность, связанную с функциями государственного управления, могут создаваться при президенте и правительстве, при министерствах и ведомствах, при администрациях и других органах субъектов федерации.
Под структурой государственного органа понимают его внутреннее устройство, порядок расположения составляющих звеньев, подразделений, их соотношение, подчиненные выполняемым функциям, объему полномочий и компетенции, исходящими из общей компетенции и предмета ведения данного органа.
Организационная структура государственного органа может быть довольно простой (прокурор района) или весьма сложной (двухуровневая структура парламента). Чем выше положение органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Она находит свое отражение в штатном расписании, где детализируется полное наименование структурных подразделений, учрежденных должностей с их классификацией и предусмотренным обеспечением.
В составе государственных органов есть и технологический аппарат (вспомогательно-обслуживающий персонал).
Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч.3. ст.5 Конституции РФ) непосредственно через органы государственной власти и местного самоуправления.
Граждане России, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей.
Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти.
Особенность системы государственных органов России заключается в том, что отдельные ее составные части (совокупность органов) сами образуют системы органов, являясь, тем самым, подсистемами единой системы. Собрание является, условно говоря, конечным объектом, не образующим своей собственной системы и структурно состоящими из двух элементов - палат; Правительство России как совокупный орган исполнительной власти образует систему федеральных органов исполнительной власти; федеральные суды имеют свою систему - Конституционный Суд как конечный субъект этой системы - систему федеральных судов общей юрисдикции с подсистемами общих и военных судов (могут создаваться и иные специализированные суды), замыкающуюся на Верховном Суде РФ, и систему федеральных арбитражных судов с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, как гласит ч.1 ст. 77 Конституции РФ, создается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Систему органов местного самоуправления составляют государственные органы по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории. К ним относятся территориальные органы юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле, земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре. Также сюда можно отнести налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометслужбы и т.п.
Компетенция государственных органов определяется, прежде всего, уровнем той деятельности, для которой они создаются. Административно-территориальное устройство, географические и климатические условия, исторически сложившиеся традиции и национальные особенности жителей также оказывают влияние на распределение управленческих функций между государственными органами. Орган управления может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и подчиненным структурным подразделением вышестоящего органа власти.
Организация и деятельность государственных органов строится на принципах, которые согласуются с конституционными основами осуществления государственной власти в Российской Федерации.
Основным принципом организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации является принцип разделения властей.
В РФ принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР, но нарушение этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В ст.10 говорится, что «государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Содержание данного принципа:
· законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом;
· исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;
· между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;
· судебные органы независимы в пределах своей компетенции, действуют самостоятельно;
· ни одна из 3-х властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более смешиваться с другой властью;
· споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом;
· Конституционная система должна предусматривать правовые способы содержания каждой власти двумя другими.
Принцип федерализма предполагает наличие двух уровней государственных органов России:
1) уровень федеральных органов государственной власти;
2) уровень органов государственной власти субъектов федерации.
К числу других принципов организации и деятельности органов российского государства относятся:
· формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти;
· осуществление полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина;
· специализация выполнения видов государственной деятельности на основе «разделения труда» путем наделения каждого органа определенной компетенцией;
· территориальная организация властных структур;
· разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти;
· законность в деятельности государственных органов институтов государственной службы;
· употребление в официальном делопроизводстве государственного языка.
Все государственные органы имеют общий правовой режим деятельности, формируемый Конституцией РФ и соответствующим ей федеральным законодательством субъектов федерации. Конституционно-правовой статус органов российского государства определяется Конституцией и законами РФ, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и органов власти субъектов РФ, а также положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Разделение властей - есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Важной особенностью КРФ является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей. Он - глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В то же время многие статьи КРФ указывают на то, что фактически Президент признается главой исполнительной власти.
Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень этих органов является исчерпывающим.
Согласно КРФ Федеральную государственную власть в РФ осуществляет:
- Президент РФ.
- Федеральное Собрание.
- Правительство РФ.
- Суды РФ.
Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание. Законодательные органы одновременно являются представительными органами, т.е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом на принятие законов.
Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов главы государства, издают большое количество организационно-распорядительных актов. Органы исполнительной власти могут действовать как на началах коллегиальности, так и единоначалия.
Органы судебной власти – это Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, другие Федеральные Суды и Суды субъектов РФ.
Существуют также и другие органы государственной власти:
1. Прокуратура РФ – осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов (ст.129).
2. Центральный Банк РФ (ст.75) – обеспечивает защиту и устойчивость рубля.
3. Счетная Палата РФ – орган государственного финансового контроля.
4. Центральная избирательная комиссия.
5. Уполномоченный по правам человека.
6. Академия наук.
СХЕМА Структура органов государственной власти в РФ.