Система административного права
Нормы административного права в практическом, научном и педагогическом плане подразделяются на две основные группы:
1. Общую часть, содержащую нормы, действующие в масштабе всей системы исполнительной власти, сходные для всех ее областей (отраслей, сфер). Сюда относятся нормы, закрепляющие:
· основные принципы организации и деятельности исполнительной власти,
· правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан);
· формы и методы управленческой (административной) деятельности (издание актов, убеждение, принуждение и т.п.);
· способы и порядок обеспечения законности в сфере исполнительной власти;
· основы административно-процессуальной деятельности.
2. Особенную часть, содержащую нормы, действующие в масштабе отдельной области, отрасли, сферы исполнительной власти и отражающие ее специфику. Система Особенной части может быть представлена в следующем виде:
|
|
·нормы, регулирующие управление в хозяйственной области (промышленность, строительство, сельское хозяйство, заготовки сельскохозяйственных продуктов, эксплуатация и охрана природных ресурсов, транспорт, дорожное хозяйство, связь, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения);
·нормы, регулирующие управление в социально-культурной области (образование, наука, культура, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение);
·нормы, регулирующие управление в административно-политической области (оборона, обеспечение государственной безопасности, внутренние дела, юстиция, иностранные дела, внешние экономические связи);
·нормы, регулирующие межотраслевое государственное управление (учет, финансы и кредит, материально-техническое снабжение, стандартизация, труд и заработная плата, ценообразование, изобретения и открытия).
3. Административно-правовые нормы и отношения
Административно-правовые нормы – это правила поведения, регулирующие управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемые государственным принуждением.
Административно-правовые нормы определяют границы должного поведения в управленческих отношениях. Такова их специфика. Практически это означает, что с помощью административно-правовых норм устанавливается, когда и при соблюдении каких условий действия субъектов управленческих отношений соответствуют требованиям режима законности в государстве, дисциплины и правопорядка.
Эти нормы при соблюдении определенных условий дозволяют совершение определенных действий или запрещают определенные варианты поведения.
|
|
По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы имеют повелительный (императивный) характер.
Императивность правовой нормы может быть выражена различно:
а) в виде прямого предписания, обязывающего субъекта поступить только определенным образом;
б) в возможности избрать один из предусмотренных в норме вариантов поведения;
в) в виде предоставления субъекту права выбора действовать по своему усмотрению, однако не превышая границ поведения, определенных нормой.