Понятие административного права

Право является в руках государства необходимым и важным средством, с помощью которого оно формирует и реализует свою волю, свои интересы, определяет задачи и направления деятельности всего государственного механизма, регулирует разносторонние общественные связи. Одним из конкретных объектов правового регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе и по поводу осуществления функций государственного управления, то есть отношения управленческого характера.

Государственное управление нуждается в правовом оформлении. Такая необходимость предопределяется многими факторами, в числе которых можно назвать, прежде всего, прямое отражение в этой деятельности государственных интересов. Правовая форма придает им официальный характер, непосредственно воплощает их в обязательных предписаниях нормативного и индивидуального характера.

Тем самым господствующая в обществе воля материализуется в конкретной сфере общественной жизни: в праве находит свое выражение государственная воля. Следовательно, правовое регулирование управленческих отношений в конечном счете подчиняет их воле и интересам государства.

Не менее важное значение имеют и другие факторы, например: представительство государства в управленческой сфере в лице многочисленных, различных по своему назначению и месту в официальной иерархии субъектов – органов государственного управления и отдельных должностных лиц, активное участие в управленческих отношениях граждан и негосударственных организаций, исключительно широкий круг общественных отношений, возникающих в сфере управления.

Правовая регламентация в этих условиях призвана создать и обеспечить прочный правовой режим, в рамках которого организуется и осуществляется исполнительно-распорядительная деятельность, складываются и развиваются управленческие отношения, определяются обязанности и правомочия их участников. Правовая форма связей в сфере государственного управления является, таким образом, важнейшим условием эффективного функционирования всей системы исполнительной власти.

Отдельные стороны деятельности участников процесса управления испытывают на себе регулятивное воздействие норм различных отраслей права (в частности, гражданского, трудового). Но это воздействие не касается главного: собственно исполнительно-распорядительной деятельности и связанных с нею управленческих отношений. Такую специальную задачу призвано реализовывать административное право – самостоятельная отрасль права, имеющая свой специфический предмет регулирования.

Предмет отрасли права – это круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. По предмету правового регулирования в основном и проводится разграничение между различными отраслями права.

С этих общетеоретических позиций и следует подходить к характеристике административного права, что дает возможность в наиболее общем виде сформулировать вывод следующего содержания: административное право имеет особое назначение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций исполнительной власти.

Исходя из данного определения предмета, можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование:

А. В зависимости от субъектов управленческих отношений:

1. Между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, то есть определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим.

2. Между различными органами исполнительной власти, не связанными отношениями подчиненности (например, между различными министерствами).

3. Между органами исполнительной власти и подчиненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями.

4. Между органами исполнительной власти и негосударственными объединениями граждан.

5. Между органами исполнительной власти и гражданами.

Б. В зависимости от характера (содержания) управленческих отношений:

1. Связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства деятельностью нижестоящих органов, а также предприятий, организаций и учреждений.

2. Связанные с осуществлением органами исполнительной власти (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия).

3. Связанные с осуществлением органами исполнительной власти государственного регулирования или руководства деятельностью негосударственных организаций.

4. Связанные с осуществлением органами исполнительной власти (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере исполнительной власти.

В. Применительно к направлениям административной деятельности:

1. Связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления.

2. Связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, то есть с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов.

3. Связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов.

4. Связанные с осуществлением органами исполнительной власти юрисдикционной деятельности.

Г. По областям административной деятельности:

1. В области управления хозяйственным комплексом.

2. В области управления социально-культурным строительством.

3. В области управления административно-политическим строительством.

Таковы основные виды общественных отношений, составляющих предмет административного права. Их перечень, доступный и более дробной классификации, свидетельствует об охвате административно-правовыми средствами регулирования разнообразных, широких общественных связей.

Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, то есть составляющим предмет административного права, являются следующие: 1) наличие в них соответствующего органа исполнительной власти или его представителя и 2) связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

Итак, административное право представляет собой отрасль права (совокупность правовых норм), призванную регулировать в интересах государства общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: