Синтетический учет материалов

Учет производственных запасов на складе.

Порядок учета запасов на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета. Существуют следующие методы:

  1. Количественно-суммовой;
  2. С помощью учета материально ответственных лиц;
  3. Оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее рациональным является оперативно-бухгалтерский, он предполагает введение на складах движения материалов в карточках учета материалов на складах. Форма М-17, карточка открывается в бухгалтерии на каждый номенклатурный номер и предает под расписку заведующему склада.

На основании первичных документов по поступлению кладовщик регистрирует в карточке материалы в графе приход.

На основании расходных документов оформляется расход материала в графе расход, запись в карточке ведется, хронологически начиная с первого числа и т.д. В карточке после каждой записи вводится остаток. В установленные сроки карточки со склада передаются в бухгалтерию, при этом составляется реестр сдачи документов на приход и расход материалов. По состоянию на первое число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков. Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу, хранится в бухгалтерии. Бухгалтер проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета и подтверждает своей подписью.

Синтетический учет материалов и движение материальных ресурсов ведут на счете 10 «материалы», счет активный, балансовый, сальдовый, инвентарный.

Поступление материалов на основании первичных документов отражают по Д, по К – расход материалов (на производство, на хозяйственные нужды, реализуют, обмен, в счет вклада в уставный капитал). По Д10 – относят все затраты по приобретении – твердо-учетная цена, покупная цена, договорная цена.

1) Поступают материалы от поставщиков, Д10 К60 – по твердо-учетной цене (договорной или покупной);

Если в документе показана сумма НДС отдельной строкой, то делают запись, Д19 К60.

Если в документе указано, что в том числе НДС, то сумму НДС из покупной стоимости необходимо выделить: 10 000 * 0,18 / 1,18 = V * 10 000 – V = покупная цена.

2) Поступление материалов от учредителей в счет вклада в уставный капитал, Д10 К75-1 – по согласованной оценке указанной в договоре;

3) Получение безвозмездно, Д10 К98 – по рыночной стоимости;

4) Возвращение на склад отходов из производства, Д10 К20, 23 – по цене возможной реализации.

Отпуск материалов со склада производится на различные цели:

  • На изготовление продукции, К10 Д20, 23, 25, 26 – по методу ФИФИ, ЛИФО, по средней стоимости;
  • На ремонт основных средств, К 10 Д25, 26;
  • Продажа на сторону, К10 Д92-2 – по фактической стоимости;
  • Расходы по продаже, Д91-2 К70, 69, 76;
  • Выручка от продажи продукции по отпускным ценам, Д51 К91-1 – выручка.

Сопоставление оборотов на счете 91 определяют финансовый результат от продажи:

Д > К – убыток, Д < К – прибыль.

Сумму разницы списывают на счете 99.

Счет 10 имеет субсчета – 11 субсчетов, по плану счетов.

В зависимости от принятой организации учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15, 16. В этом случае все затраты связанные с приобретением материалов, на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиком, Д15 К60, 76.

Оприходывание материалов с 15 счета осуществляется на счете 10, таким образом на счете 15 отражают стоимость приобретенных материалов и транспортно-заготовительные расходы.

Д+ 15 К- Д+ 10 К- Д 16 16

стоимость Сн

приобретения стоимость

приобретен- ТЗР

ных

+ ТЗР ТЗР

Д10 К15 – по стоимости приобретения;

Д16 К15 – транспортно-заготовительные расходы.

Счет 16 предназначен для отражения транспортно-заготовительных расходов, счет активный, не балансовый, остатки по счету относятся на счет 15 в конце месяца и считаются остатками по материалам поступившим. Транспортно-заготовительные расходы списывают Д16 К15, остаток по счету 15 показывает наличие материалов в пути.

Пол К16 показывают распределение транспортно-заготовительных расходов, при отпуске материалов в производство, Д16 К20. Остаток оформляют записью Д15 К16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: