Условия неблагоприятного формирования личности

Понятие и значение конкретной жизненной ситуации. Классификация конкретных жизненных ситуаций.

Условия неблагоприятного формирования личности

Понятие причин и условий конкретного преступления;

Понятие и структура механизма преступного поведения;

Вопрос № 3 Классификация причин и условий преступности

По механизму действия все детерминанты делятся на:

- причины;

- условия;

- факторы.

По уровню действия:

- общие;

- причины видов или категорий;

- причины отдельных преступлений.

По природе возникновения:

- объективные – не зависит от воли субъектов;

- объективно-субъективные;

- субъективные – зависит от воли лиц, совершающих преступление.

По близости преступлений:

- отдаленные и ближайшие;

- непосредственные и опосредованные.

По источникам:

- внутренние – связаны с обстановкой внутри общества, государства;

- внешние – имеют общий характер.

Все причины и условия проявляются в определенных сферах жизни человека: политическая, духовная, социальная, политическая.

Все причины и условия рассматриваются на 3 уровнях:

- общесоциальном – связано с явлениями, которые происходят в обществе, государстве в целом;

- социально-психологическом – малые группы;

- личностном.

Подходы к причинам преступности:

1. Детерминистский.

2. Казуальный.

3. Синдроматический подход, который основывается на том, что преступность порождается криминогенной ситуацией, а не каким-либо одним явлением. Комплекс криминогенных признаков ситуаций называется синдромом преступности (не столько характеристика личности, сколько характеристика ситуации).

Потенциал преступности – вероятность деяния при наличии входящих в синдром условий.

100-процентного потенциала у синдрома не может быть, т.к. помимо синдрома существует воля человека, которая является свободной и никакие обстоятельства не влекут абсолютно одинаковые последствия. Учеными не обнаружен ни один синдром, коэффициент которого выше 0,36.

 

Тема: Механизм преступного поведения

Механизм преступного поведения – это связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности внутренних психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение.

Следует различать понятие «преступление» и «преступное поведение».

Профессор Лунеев полагает, что структура преступного поведения состоит из 2 элементов: мотивации и реализации. Мотивация рассматривается и как процесс накопления мотивов преступного поведения и как совокупность данных мотивов. Мотивация является предпосылкой субъективной стороны преступления.

Мотивация как процесс начинается с формирования потребностей (они, в свою очередь, формируются несознательной необходимостью), потребность формирует мотивы преступного поведения, которые в дальнейшем формируются в совокупность мотивов (мотивацию в материальном смысле). В совокупности мотивов непременно образуются взаимоисключающие, взаимодополняющие и противоположные друг другу мотивы поведения – происходит «борьба мотивов», в результате которой выявляется доминирующий мотив преступного поведения. Следующим этапом является планирование преступного деяния и выбор цели преступления. После этого происходит выбор средств для совершения преступления и принятие решения на совершение преступления. Только после этого наступает 2 стадия преступного поведения – стадия реализации преступного деяния.

Структура преступного поведения:

1. Мотивация – это психическое явление, которое характеризует личность, представляя собой совокупность мотивов в развитии и взаимодействии, а также реализации. В нее входят потребности, интересы личности, внутренние установки и т.д., которые во взаимодействии с окружающей средой порождают мотивы совершения преступления или характеризуют мотивы неосторожного поведения. Мотивация рассматривается как:

- как процесс формирования мотивов;

- характеризует содержание (корыстные, насильственные побуждения).

Побуждения внутренние могут происходить под влияниям различных фактов – мотивообразующие факты:

* Потребность – социально-психологическая категория:

- нормальные потребности – тоже могут приводить к преступному поведению (например, голод);

- деформированные потребности – те потребности, которые преобладают над другими;

- извращенные потребности – те потребности, которые не одобряются или даже порицаются обществом;

* Чувства – чаще всего преступления против личности и чаще всего непреднамеренно в определенной ситуации (ревность, «в принципе»).

* Интересы личности (интерес - это определенное специфическое отношение личности к какому-либо объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности).

* Ценностные ориентации – система отношений личности к явлениям окружающей социальной среды (как мы относимся к тому, что вокруг нас).

* Мировоззрение личности – система взглядов и убеждений.

* Привычки – после длительного времени привычки являются стереотипом поведения.

Функции мотивации по Лунееву:

· Отражательная.

· Смыслообразующая.

· Побудительная.

· Прогностическая.

· Контрольная – мотивация в материальном смысле представляет собой эталон, с которым преступник неизбежно будет сравнивать результат совершенного преступления.

2. Планирование – принятие решения о совершении преступления с его дальнейшей конкретизацией. На данном этапе происходит конкретизация мотивации непосредственно в плане преступного поведения. Это интеллектуально-волевой акт, в механизме преступного поведения занимает центральное место.

Классификация решений:

* по характеру отношения субъекта к моделируемым преступным действиям:

- утвердительные;

- отрицательные;

* по времени принятия решения:

- предшествующие преступному поведению;

- сопровождающие его;

* по особенностям субъектов принятия решения:

- индивидуальные;

- групповые;

* по основным причинам принятия:

- целевые (принципиальные или целесообразные);

- ситуативные

3. Исполнение совершения преступления – на этом этапе совпадает с совершением преступления само преступное поведение. Последствия могут быть отдалены во времени.

Причины и условия конкретного преступления (формируют мотивы преступного деяния) - те явления и процессы, которые вызвали решимость совершить преступление у конкретного человека.

Стоит говорить всегда о совокупности причин и условий:

* совокупность обстоятельств, характеризующих связь между совершенным преступлением и волевым актом (самим решением совершить преступление). Ученые в качестве конкретного обстоятельства называют саму криминогенную мотивацию.

* это ситуация совершения преступления, которая состоит из 2 групп обстоятельств:

- жизненные обстоятельства, формирующие причину преступного поведения (например, родители жестоко относятся к ребенку);

- обстоятельства, облегчающие совершение преступления или влияющие на поведение личности в данный момент;

* неблагоприятное формирование личности – объективная действительность определяет поведение человека двояко: непосредственное влияние и опосредованное.

1. Сама личность. Определенные психологические особенности, психические состояния (постоянные либо временные).

2. Малые социальные группы. Прежде всего, семья, школа, ближайшее окружение.

3. Общество в целом.

Неблагоприятные условия в семье:

· Конфликтные ситуации, конфликтная атмосфера в семье (между супругами, поколениями, детьми).

· Демонстрация со стороны родителей неуважения к базовым нравственным ценностям.

· Гиперболизированная опека детей. Опека не вызвана необходимостью. Это может привести к негативным последствиям. Ребенок не уважает других людей, привыкает быть центром.

· Примеры привычного пьянства, наркомании и другого аморального поведения.

Школа:

· Отрыв обучения от воспитания. Если высшая школа не имеет своей целью воспитание, а имеет лишь цель обучения, то средняя школа как раз имеет обе цели. Перегибы в советской школе, конечно, были.

· Слабая дисциплина (тема преступности несовершеннолетних). Причем слабая дисциплина проявляется не только со стороны обучающихся, но и со стороны преподавателей. Мало кто хочет работать в школе, относится к своей деятельности безответственно.

· Неорганизованность свободного времени учащихся. Мало времени уделяется занятости учащихся в рамках школы. Ранее существовавшая система разрушена. Бесплатных кружков почти нет.

· Отсутствие единой системы обучения в российских школах.

· Не возложение на детей обязанностей – дети растут безответственными.

Уполномоченный по правам ребенка, участников процесса обучения, уполномоченный по вопросам безопасности – такие должности учреждены в Кемеровской области.

Трудовой коллектив также может негативно сказаться на формировании личности:

· Слабая дисциплина труда.

· Недостатки деятельности управления.

· Низкая культура труда и быта.

· Заработная плата выдается в конверте (правовой нигилизм).

Ближайшее окружение:

· Аморальное поведение членов малой социальной группы (соседей, особенно в общежитиях).

· Влияние «криминогенных» или ранее судимых лиц. Жаргонные выражения.

· Взаимоотношения в малой социальной группе.

СМИ влияют на формирование личности:

· Много негативной информации.

· Агрессивные мультфильмы, содержащие ненормативную лексику, неправильные русский язык. Отсюда плохое развитие речи у детей. Дети в садике играют в похороны.

· Фильмы ужасов.

Те явления и события, которые имею место, сами по себе на личность не влияют. Имеет значение субъективное отношением личности.

Неблагоприятное формирование личности больше всего проявляется в момент планирования и исполнения преступления (механизм преступного поведения).
Преступления несовершеннолетних всегда более жестокие, чем у взрослых преступников. Немотивированная жестокость характерна для Н/Л.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: