Функции кадрового менеджмента
Задачи и принципы кадрового менеджмента
Задачами кадрового менеджмента являются:
- обеспечение организации кадрами в необходимом количестве и необходимой квалификации;
- правильная расстановка кадров и стимулирование персонала;
- создание надлежащих организационных и иных условий труда и отдыха сотрудников;
- мотивация персонала для повышения эффективности и результативности труда;
- формирование благоприятного морально-психологического климата и установления социального партнерства в рамках организации.
Основными принципами кадрового менеджмента являются:
- ориентация на требования законодательства о труде;
- учет текущей и перспективной потребности организации в персонале;
- соблюдение баланса интересов организации и ее работников;
- создание условий для сокращения числа увольнений и сохранения занятости;
- широкое сотрудничество с профсоюзными организациями;
- максимальная забота о каждом сотруднике, уважение его прав, свобод, достоинства.
|
|
Функциями кадрового менеджмента, а соответственно функциями кадровых служб являются:
- анализ структуры персонала организации;
- выявление потребности организации в работниках и факторов, под влиянием которых эта потребность формируется;
- организация подбора и отбора кадров (поиск, собеседование, тестирование);
- прием сотрудников на работу, оформление документации;
- оценка профессиональной деятельности работников;
- организация распределения, перемещения, продвижения и увольнения работников;
- учет кадров и др.
Нормативное правовое обеспечение системы кадрового менеджмента - это совокупность документов и нормативно-справочных материалов, устанавливающих нормы, правила, требования, выполнение которых необходимо при осуществлении кадровой политики организации. При этом преследуются 2 основные задачи:
• правовое регулирование трудовых отношений между нанимателем и работником;
• защита прав и законных интересов работников.
Основными нормативными документами, регулирующими трудовые отношения, являются:
§ Трудовой кодекс Республики Беларусь в ред. Закона РБ от 20 июля 2007 г.
§ Закон Республики Беларусь «О коллективных договорах и соглашениях»;
§ Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах»;
§ Закон Республики Беларусь «О занятости населения;
§ Закон Республики Беларусь «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов);
§ Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве»;
§ Закон Республики Беларусь «О социальном партнерстве» и др.
Существуют также внутренние документы, регламентирующие управление персоналом в организации. К ним относятся:
|
|
§ трудовой договор (контракт);
§ коллективный договор – соглашение, заключаемое между трудовым коллективом и администрацией по урегулированию их взаимоотношений;
§ правила внутреннего трудового распорядка - организационно-распорядительный документ, касающийся трудовой дисциплины;
§ положение о подразделении - регламентирует назначение и место подразделения, его структуру, основные функции и задачи управления, права работников, ответственность и формы их поощрения;
§ должностная инструкция - нормативный документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой управленческой должности и содержащий требование к работнику, занимающему эту должность. Функционально-должностная инструкция содержит 6 основных разделов: общие положения, функции работника, его должностные обязанности, права, взаимоотношения, ответственность.
Осуществление правового обеспечения в организации возлагается на руководителя.