Упрощенные процедуры банкротства.
Ликвидируемый должник. Возможна ситуация, когда заявление о несостоятельности подается в отношении должника, который уже находится в стадии внесудебной ликвидации. Закон установил случай, при котором такое заявление должно быть направлено в суд ликвидационной комиссией (а если она еще не назначена — руководителем, учредителем или собственником имущества предприятия): если стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
Особенности банкротства ликвидируемого должника заключаются в следующем:
• не вводится наблюдение;
• не применяется финансовое оздоровление и внешнее управление;
• для предъявления кредиторами своих требований установлен сокращенный — один месяц — срок с момента публикации объявления о признании должника банкротом.
Отсутствующий должник. Организация признается отсутствующим должником при наличии одного из следующих условий:
• организация фактически прекратила свою деятельность, а руководитель организации отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным;
• имущество организации заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;
• если в течение последних 12 месяцев не проводились операции по банковским счетам должника. Особенности банкротства отсутствующего должника:
• для подачи заявления о банкротстве отсутствующего должника нет нижней границы размера задолженности — заявление может быть подано кредитором независимо от суммы долга;
• заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства;
• наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются;
• отсутствующий должник признается банкротом в месячный срок с момента принятия заявления к производству;
• кредиторы должника могут предъявить свои требования в течение месяца со дня получения уведомления от конкурсного управляющего;
• финансирование процедур банкротства отсутствующего должника определяется Правительством РФ.
Федеральным законом также прописаны упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого должника. Если стоимость имущества должника — юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то арбитражный суд признает ликвидируемого должника банкротом, открывает конкурсное производство и утверждает конкурсного управляющего. Все остальные процедуры не рассматриваются.
В особую категорию включены градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий.
Особенности банкротства градообразующих организаций. Согласно п. 1 ст. 169 Закона, градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Особенности банкротства градообразующих организаций распространяются также на иные организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек.
Особенность для градообразующих должников состоит в возможности введения внешнего управления под поручительство.
В соответствии с п. 1 ст. 171 Закона, в случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным настоящим Законом (ст. 75 Закона), а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.
Под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды (п. 1 ст. 173 Закона).
Таким образом, поручителем выступает субъект публично-правовых отношений, который несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами. Специфика данного поручительства состоит в том, что субъект публично-правовых отношений совершает одностороннее действие, предоставляя арбитражному суду поручительство. В этом случае не требуется заключения соглашения ни с кредиторами, ни с должником, ни решения собрания кредиторов по этому вопросу.
Целью поручительства, вытекающего из банкротства, является продление внешнего управления на градообразующей организации в интересах региона.
В соответствии со ст. 172 Закона, финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, которые обладают 1/3 частью всех требований к должнику — градообразующей организации, может служить основанием для решения арбитражного суда о досрочном прекращении финансового оздоровления или внешнего управления и, соответственно, о признании градообразующей организации банкротом и открытии конкурсного производства. Необеспеченность поручительства именно в размере 1/3 части всех требований к должнику является достаточным основанием для принятия арбитражным судом соответствующего решения.
Полномочный исполнительный орган в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо до гасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. В случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
В ходе осуществления процедур банкротства может быть осуществлена продажа предприятия, как на стадии финансового оздоровления и внешнего управления, так и уже после признания предприятия банкротом.
При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти существенным условием договора куплипродажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу (п. 2 ст. 175 Закона).
Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций. Юридическое лицо попадает под банкротство как сельскохозяйственная организация, если по основному виду деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции) выручка от реализации составляет не менее 50% общей суммы выручки. Особенности банкротств сельскохозяйственных организаций, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или про изведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.
Особенностями обладают следующие стадии банкротства сельхозорганизаций: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.
На каждой из названных стадий в целях финансового анализа необходимо исходить из оценки таких факторов, как сезонность сельскохозяйственного производства, влияние на производственную деятельность природно-климатических факторов, перспективы получения доходов по окончании текущего периода сельскохозяйственных работ и возможность использования этих доходов для удовлетворения требований кредиторов.
Как финансовое оздоровление, так и внешнее управление — процедуры вводятся на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции (п. 2, 3 ст. 178 Закона). При этом срок внешнего управления не может превышать двухгодичный срок (в совокупности с финансовым оздоровлением).
В случае если в ходе финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке.
В случае если сельскохозяйственная организация имеет признаки банкротства, но еще не возбуждено дело в арбитражном суде, она может рассчитывать на реструктуризацию долгов — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долгов осуществляется в соответствии с ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Порядок проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 г. № 458.
Должнику запрещается без согласия комиссии продавать недвижимость и земельные участки или передавать их в аренду или в залог. Кроме того, он не должен использовать это имущество для участия в уставном капитале других предприятий и учреждать доверительное управление (п. 1 ст. 13 Закона).
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» территориальная комиссия производит расчет показателей финансового состояния должника в соответствии с методикой расчета указанных показателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. № 52).
В зависимости от показателей финансового состояния должника и в соответствии с базовыми условиями реструктуризации долгов (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. № 52) территориальная комиссия определяет вариант реструктуризации долгов.
После того как план оздоровления разработан, территориальная комиссия сообщает о выбранном варианте реструктуризации кредиторам предприятия-должника. Кроме того, она назначает дату своего расширенного заседания, на которое приглашаются представители всех кредиторов. На этом заседании комиссия с согласия кредиторов окончательно утверждает условия реструктуризации долга. Это решение должно быть принято единогласно, иначе подписывать соглашение о реструктуризации нельзя (п. 2 ст. 18 Закона).
По результатам заседания составляется протокол. В нем должно быть указано, что право на реструктуризацию дается должнику с согласия кредиторов, на долю которых приходится не менее 75 процентов от всего долга. Кроме того, указывается, что кредиторы не могут начать процедуру банкротства предприятия-должника до тех пор, пока действует соглашение о реструктуризации долгов.
Утвердив окончательный план мероприятий, комиссия заключает между кредиторами и должником типовое соглашение о реструктуризации долгов (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. № 52). В нем фиксируется сумма долга предприятия на определенную дату, а также размер задолженности перед каждым кредитором и его доля в общей сумме долга.
Реструктуризация задолженности проводится двумя основными способами. Во-первых, должнику может быть предоставлена рассрочка задолженности. Это означает, что должник получает право гасить свой долг по частям в течение всего срока действия соглашения. Этот срок должен быть не меньше четырех лет.
Во-вторых, участник программы финансового оздоровления может получить отсрочку долга. В этом случае погашение долга переносится на более позднюю дату. Если должнику дана такая отсрочка, то соглашение должно действовать пять лет и больше.
Независимо от способа реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды с суммы этого долга предприятие должно платить 0,5 процента годовых (с. 22 Закона).
В соответствии со ст. 19 Закона гасить кредиторскую задолженность нужно со специального счёта с особым режимом. Этот счет можно открыть только в уполномоченном Правительством РФ банке агенте. Порядок открытия и использования счета в ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусматривающего особый режим проведения расчетов с кредиторами сельскохозяйственного товаропроизводителя, утвержден Приказом Минфина РФ и ЦБР от 29 декабря 2003 г. № 119н/1364-У.
При продаже сельскохозяйственной организации преимущественное право приобретения имеют лица, занимающиеся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, прилегающим к земельному участку должника.
Особенности процедуры банкротства финансовых организаций. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются следующие процедуры (ст. 5 Закона): наблюдение и конкурсное производство.
Никакие восстановительные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) в отношении кредитной организации не проводятся, так как цель восстановить платежеспособность должника отсутствует; необходимо как можно быстрее реализовать имущество кредитной организации и удовлетворить требования кредиторов.
После подачи кредиторами иска, по результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений (ст. 182 Закона): о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства; об отказе в признании кредитной организации банкротом.
За счет имущества кредитной организации, составляющего конкурсную массу, в первую очередь (при осуществлении предварительных выплат) удовлетворяются требования физических лиц: являющихся кредиторами, по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета; перед которыми организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.
Предварительные выплаты кредиторам первой очереди осуществляются на основании Реестра требований кредиторов первой очереди для осуществления этих выплат, составленного конкурсным кредитором.
Требования кредиторов по субординированным кредитам (займам) удовлетворяются после полного удовлетворения требований всех иных кредиторов
Специфика правового регулирования банкротства страховых организаций состоит в необходимости охраны интересов страховщиков, так как имущество такого юридического лица формируется из страховых премий и обязанностей страховщика по осуществлению страховых выплат.
При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (п. 1 ст. 183 Закона).
В случае введения в отношении должника — страховой организации процедур банкротства, должник или конкурсный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедуры наблюдения или конкурсного производства уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью, о введении в отношении должника соответствующей процедуры банкротства.
Если по договорам страхования, заключенным страховщиком на дату принятия решения о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 185 Закона):
• страховой случай не наступил, эти договора прекращаются (кроме случаев продажи страховой организации как имущественного комплекса в ходе конкурсного производства). Страхователи или выгодоприобретатели по этим договорам имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал;
• страховой случай наступил, страхователи или выгодоприобретатели имеют право требовать осуществления страховой выплаты.
В случае принятия решения о признании страховой организации банкротом и открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке (ст. 186 Закона):
• первая очередь — требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;
• вторая очередь — требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования третья очередь — требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования;
• четвертая очередь — требования иных кредиторов.
В ходе конкурсного производства имущественный комплекс может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом.
Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.
Как и при банкротстве страховых организаций, при рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле специальный полномочный орган — федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг (п. 1 ст. 187 Закона).
С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении должника или учитываемые им, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим. В случае отсутствия согласия клиентов на передачу именных ценных бумаг, учитываемых должником, иной организации, имеющей соответствующую лицензию, данные учета передаются реестродержателю этих ценных бумаг.
Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении должника, возврат таких ценных бумаг осуществляется пропорционально требованиям клиентов.
Размер принадлежащих каждому клиенту и подлежащих возврату денежных средств, находящихся на специальном брокерском счете, устанавливается на основе бухгалтерского учета должника.
Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются (погашаются) в порядке, предусмотренном для конкурсного производства.
С момента введения внешнего управления или конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг все ценные бумаги клиентов подлежат возврату. В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги на хранение иной организации или реестродержателю. Ценные бумаги и иное имущество, находящиеся на специальном брокерском счете, не включаются в конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги в составе специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок.
Особенности банкротства стратегических предприятий. К стратегическим предприятиям и организациям относятся федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества с акциями в федеральной собственности, имеющие по роду деятельности стратегическое значение для обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России. Сюда же относятся организации оборонно-промышленного комплекса (ПО, НПО, ПКБ, НИИ и др.), выполняющие оборонные заказы государства. В деле о банкротстве участвует федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной экономической политики.
В отличие от общих признаков банкротства, законодатель установил ряд особенностей для стратегических предприятий и организаций.
Во-первых, стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить, требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были
быть исполнены.
В-вторых, для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.
Особое внимание федеральный закон уделяет мерам, предупреждающим банкротство стратегически важных объектов. Среди таких мер рассматриваются учет и анализ финансового состояния, реорганизация, погашение государством задолженности по заказам, реструктуризация задолженности предприятия перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, иными кредиторами (в том числе под государственные гарантии), досудебная санация и др.
Учитывая важность жизнедеятельности стратегических предприятий, к арбитражному управляющему правительством могут устанавливаться дополнительные требования. План внешнего управления для стратегических предприятий может предусматривать сделки, не относящиеся к хозяйственной деятельности должника. Сделки могут предусматривать продажу предприятия; отчуждение или обременение недвижимым имуществом; распоряжение иным имуществом с балансовой стоимостью более 5% стоимости активов должника; получение и выдачу займов и кредитов, выдачу поручительств и гарантий, уступку прав требований, перевод долга, учреждение доверительного управления имуществом должника; отчуждение и приобретение акций, долей товариществ и обществ. Обязательными условиями конкурса при продаже таких предприятий являются сохранение целевого назначения имущественного комплекса, выполнение государственных заказов, направленных на повышение обороноспособности и безопасности.
Особенности банкротства естественных монополий. Организации, производящие и (или) реализующие товары (работы, услуги), в условиях естественной монополии рассматриваются федеральным законом как субъекты естественных монополий. Выделим основные особенности банкротства субъектов естественных монополий:
• субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность, по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение б месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 197);
• размер требований к субъектам естественных монополий, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве в совокупности составляет не менее чем 500 000 рублей (п. 3 ст. 197);
• лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными Законом, признается федеральный орган исполнительный власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии (ст. 198 Закона).
В отношении должника-субъекта естественной монополии могут быть введены любые процедуры банкротства в соответствии с общими правилами. Дело о банкротстве может быть приостановлено до прояснения возникшего обстоятельства, если должник подает исковое заявление о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен и тарифов для субъектов естественной монополии. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров, запрещающих прекращение обязательств, отчуждать имущество от единого технологического комплекса. Имущество на продажу выставляется единым лотом, а покупатель принимает обязательства по договорам поставки товаров, являющихся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях.