Эффективная финансовая деятельность организации невозможна без регулярного привлечения заемных средств.
Управление заемным капиталом – одна из важнейших функций финансового менеджмента.
В современной практике различают множество форм привлечения заемного капитала:
- все виды банковских кредитов
- облигационный займ
- товарный (коммерческий) кредит
- внутренняя кредиторская задолженность
1 ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ:
- виды банковских кредитов: бланковый (необеспеченный), овердрафт, возобновляемая и невозобновляемая кредитная линия, ипотечный и т.д. (сроки кредитавания, процентные ставки, условия кредитования, обеспечение кредита – выбирать более выгодные условия)
2 ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ:
В соответствии с действующим в России законодадельством акционерные общества и другие виды хозяйственных обществ могут привлекать заемный капитал в форме эмиссии собственных облигаций:
- именные облигации и облигации на предъявителя
- процентные и дисконтные облигации
- краткосрочные (до одного года) и долгосрочные облигации
- отзывные и безотзывные облигации
3 ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ: это товарный (коммерческий) кредит
В виде
- отсрочка платежа
- товарный кредит с оформлением задолженности векселем
- открытый счет для постоянных клиентов при многократных поставках
- консигнация, предусматривающая поручение на реализацию товара и его оплату после реализации
Внутренняя кредиторская задолженность – наиболее краткосрочный вид заемных средств, используемый на бесплатной основе, который является периодическим и не поддается точному количественному расчету на планируемый период. В ее состав входит задолженность:
- по оплате труда
- по налогам в бюджет и внебюджет
- по обязательному страхованию имущества и личному страхованию персонала
- по расчетам с дочерними и материнскими компаниями
Этапы управления заемным капиталом:
- изучается общий объем привлеченных заемных средств
- изучается его динамика (изменение) по сравнению с динамикой собственного капитала
- определяются цели привлечения заемного капитала (пополнение оборотных и внеоборотных средств, в инвестиционную деятельность предприятия и тд)
- оценивается стоимость заемного капитала
- определяется структура заемного капитала
Занятие 10: Информационная база финансового менеджмента.
Информационной базой финансового менеджмента является бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия, о результатах его хозяйственной деятельности.
Бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003
№ 67н включает такие документы как:
- бухгалтерский баланс (ф.1)
- отчет о прибылях и убытках (ф.2)
- отчет об изменениях капитала (ф.3)
- отчет о движении денежных средств (ф.4)
- приложение к бух.балансу (ф.5)
- отчет о целевом использовании полученных средств (ф.6)
Основные требование к информации заключается в том, что она должна быть полезной, отвечать таким критериям как:
- уместность
- достоверность
- нейтральность (финансовая отчетность не делает акцент на удовлетворение интересов одной группы пользователей в ущерб другим)
- понятность
- сопоставимость
- осторожность
- конфиденциальность
Основные элементы финансовой отчетности:
- активы
- обязательства
- собственный капитал
- доходы
- расходы,
- прибыль,
- выручка
Финансовая отчетность является результатом сбора, обработки и конечного суммирования бухгалтерской информации
Баланс предприятия характеризует его средства: по их составу (актив), источникам образования (пассив)
Основной принцип бухгалтерского учета: Активы = Обязательства + Собственный капитал
Это равенство получило название балансового.
Активы предприятия – это хозяйственные ресурсы или средства использованные в течение одного отчетного периода (оборотные активы), либо средства, которые используются больше одного отчетного периода, приобретаются в целях применения в хозяйственной деятельности (внеоборотные активы).
Основные направления анализа для реальной оценки финансового состояния:
- Анализ финансового состояния на краткосрочную перспективу
- Анализ финансового состояния на долгосрочную перспективу
- анализ деловой активности предприятия