План лекции. Основные понятия:деятельность, предмет труда, средства труда, условия труда, метадеятельность, субъект социальной работы

МНОГОУРОВНЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные понятия: деятельность, предмет труда, средства труда, условия труда, метадеятельность, субъект социальной работы, содержание социальной работы, управление деятельностью, объект социальной работы, цели социальной работы, функции социальной работы, социальная защита, уровни социальной работы (микро-, мезо-, макро-)

1. Понятие и уровни практической социальной работы как деятельности.

2. Структура и общая характеристика компонентов социальной работы как деятельности

3. Цель и задачи социальной работы

4. Функции социальной работы

Основное содержание лекции

1. Понятие и уровни практической социальной работы как деятельности

Теоретико-методологическим основанием содержания данного раздела и всей темы в целом является теория деятельности, разработанная в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, Л.С.Рубинштейн,К.К.Платонов и др.).

Деятельность (по А.В.Карпову) – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. В обобщенном виде деятельность – это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способность включения личности в существующее разделение труда (А.В.Карпов). Она служит способом существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Ей присущи сознательность (целеположение), продуктивный и общественный характер.

Опираясь на выводы психологической науки, покажем, что социальная работа – это особый вид профессиональной деятельности.

Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной), как обосновано в психологии труда, раскрывается через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности [1, С.55]. Они подробно характеризуются в психологии труда и означают следующее [1, С.55].

Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознать особенности предмета труда и воздействовать на него.

Условия труда – система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Основными компонентами инвариантной структуры социальной работы как профессиональной деятельности являются: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, антиципирование (прогнозирование) ее результатов, принятие решения, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в динамике – функционировании – они являются основными регулятивными процессами реализации профессиональной деятельности [1, С.55].

В психологической науке выделяют три основных типа деятельности: игровую, учебную, трудовую. Социальная работа – это трудовая деятельность.

Можно использовать и другую классификацию видов деятельности, в основе которой лежит признак «предметная сфера» (или по-другому – профессиональная принадлежность). В этом случае социальная работа – социальная деятельность.

Климов выделил пять основных типов профессий: человек - человек, человек - техника, человек - природа, человек - знак, человек - художественный образ. По этой классификации социальная работа относится к типу «человек - человек».

Итак, социальная работа – особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению и улучшению способностей людей к социальному функционированию (П.Д.Павленок). Она характеризуется спецификой предмета, условий, содержания и требований к ней.

Предметом труда социального работника является процесс социальной помощи (поддержки) клиента. Эта деятельность ориентирована на убеждение человека в том, что он должен прежде всего сам о себе позаботиться, мобилизовать все свои способности, жизненные ресурсы. Поэтому она направлена на то, чтобы помочь клиенту выявить этот потенциал и через тактичные советы подсказать, как лучше этот потенциал использовать.

Другими словами, предмет социальной работы непосредственно субъектом связан с одушевленным – человеком. По этому признаку социальная работа относится к роду субъект-субъектных деятельностей. Именно такие виды и типы деятельности (кроме социальных работников в них участвуют педагоги, врачи, руководители и др.) характеризуются одновременно и наибольшей сложностью, и наибольшей значимостью для общественного разделения труда, и наибольшей перспективностью с точки зрения эволюции форм трудовой деятельности. Зафиксируем внимание на том, что параллельно с субъект-субъектными отношениями социальный работник вступает и в субъект-объектные.

Специфической чертой (особенностью) социальной работы является то, что это деятельность совместная. Философско-методологическое обоснование психологического анализа совместной деятельности было дано С.Л.Рубинштейном.

Назовем признаки совместной деятельности, воспроизводимые в социальной работе:

- различие единой цели для всех включенных в нее участников (социальный работник, клиент);

побуждение работать вместе – помимо индивидуальных мотивов должна формироваться общая мотиавация;

- разделение деятельности на функционально-связанные составляющие – распределение функций между ее участниками;

- интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных участников деятельности;

- наличие управления;

- единый конечный результат.

Еще одной специфической чертой социальной работы является то, что ее можно характеризовать как метадеятельность. Поясним это утверждение. Одной из неотъемлемых составляющих социальной работы является управление деятельностью других (клиентов, других специалистов, добровольцев и др.). Формы проявления этой составляющей могут быть различными: как прямое, так и опосредованное управление. Важно, что в ходе осуществления управленческой составляющей социальный работник организует деятельности других людей. Другими словами, выполняет «деятельность по организации деятельности» (деятельность второго рода). Это качество и называется методеятельностью.

2. Структура и общая характеристика компонентов социальной работы как деятельности

Структура социальной работы как профессиональной деятельности включает следующие взаимосвязанные компоненты: субъект, содержание, управление, объект и связывающих их в единое целое цели, средства и функции.

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы, которые различаются для различного уровня социальной работы.

Ее субъектом (он имеет несколько уровней – от государства до конкретного человека, включенного в контактную социальную работу) являются те, кто выполняет присущие этой деятельности функции.

На макроуровне - государство (в лице представителей законодательной и исполнительной ветвей власти); на мезоуровне - управленческие кадры (следует отметить, что в отечественной литературе к ним чаще всего относят руководителей и менеджеров социальных учреждений); на миркоуровне - социальные работники, специалисты социальной работы. Отдельные функции микроуровня социальной работы могут также выполнять представители «смежных» профессий (социальные педагоги, психологи, медики и др.).

Содержание социальной работы весьма разнообразно и по-разному проявляется в формах и направлениях этой деятельности. Многообразие содержания социальной работы связано с ее социальным характером (т.е. веером социальных потребностей и социальных проблем человека, малой группы, сообщества).

Одна из особенностей социальной работы состоит том, что эта деятельнсвязана с социальной сферой.

С точки зрения экономики социальная сфера характеризуется как составная часть жизни общества, непосредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, в том числе качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга, связанных с ними социального обслуживания и предоставления социальных благ и услуг. К примеру, по А.И.Салжаницыну, в широком понимании – это сектор экономики, обеспечивающий материальное, физическое и духовное развитие населения (общества). В более узком смысле – это сектор экономики, осуществляющий процессы производства, распределения и потребления социальных благ и создающий благоприятные условия среды жизнедеятельности человека; материальную, физическую и духовную основу развития общества.

А.В.Фатеев определяет социальную сферу как сегмент социального пространства, в котором протекают процессы воспроизводства повседневной жизни, социализации и интеграции разъединенных субъектов в единое «социальное целое» и процессы зарождения, артикулирования и удовлетворения потребностей. А.Е.Пузиков считает, что это область жизнеобеспечения общества, в которой реализуется социальная политика государства, направленная на поддержание благосостояния и дееспособности граждан, удовлетворение насущных потребностей населения. И, вместе с тем, это объективная, предметно очерченная реальность, система со своей подвижной во времени и пространстве структурой, социально-трудовыми и гуманитарными стимулами, механизмом и средствами социальной защиты, собственными организациями и управлением [3, С.19].

Иной ракурс вскрывается при взгляде на социальную сферу с позиций социологической науки – это неотъемлемая часть общественной жизни, охватывающая разнообразные отношения между личностями, социальными группами и слоями в том виде, как они сказываются на тот или иной конкретно-исторический момент. С позиций системного подхода, Г.И.Осадчая определяет социальную сферу как целостную, непрерывно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной ее потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса, с их способностями, потребностями, множеством интересов, в регулировании их социального взаимодействия, прежде всего, в сфере потребления совокупного общественного продукта. Таким образом, социальную сферу ученая представляет как систему компонентов вещественного, процессного, идейного и человеческого характера. К ним относятся социальная инфраструктура и производство ее продуктов; процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания; организации и институты управления социальной сферой; механизмы и нормативная база регулирования потребительского поведения людей [4]. Этого определения мы будем придерживаться в дальнейшем.

В связи с тем, что социальная сфера включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы социальной инфраструктуры, содержание социальной работы дифференцируется по различным формам и направлениям. Опираясь на исследования А.И.Салжаницына, в социальной сфере (с учетом отраслей экономики) выделим те его сектора, в которых используется профессиональный труд социального работника: здравоохранение; образование (дошкольные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения профессионального образования); культура, отдых и организация досуга; специальное социальное обслуживание (фонды социального назначения: пенсионный, социального и медицинского страхования и др.); организации и учреждения службы занятости; учреждения собственно системы социальной защиты (дома-интернаты, центры социального обслуживания и др.) [2, С.21].

В своей совокупности указанные элементы социальной инфраструктурыобеспечивают систему социальной защиты и гарантий прав населения, установленных законами государства и закрепленных Конституцией РФ.

В широкой трактовке социальную защиту характеризуют как политику государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от места жительства, национальности, пола, возраста. Причем в той или иной мере социальная защита имеет отношение к каждому жителю, например, в части обеспечения конституционных прав и свобод личности. Более узкое определение понятия социальной защиты исследователи связывают с мерами по реализации социальной политики государства в сфере обеспечения прав и гарантий, созданием условий для достижения приемлемого уровня жизни, удовлетворения насущных потребностей человека; права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения; на труд и отдых; защиту от безработицы; охрану здоровья и жилища; на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца; для воспитания детей и др. [5, С.32-33]. Следовательно, по мнению П.Д.Павленка, которое мы поддерживаем, социальная защита может быть интерпретирована как система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также системы социальных служб, призванных обеспечить социальную защищенность человека.

Таким образом, с позиций системного подхода будем определять систему социальной защиты населения как оформленную в организационном, управленческом и содержательном аспектах, открытую, многоуровневую подсистему социальной системы государства, которая через совокупность комплексных мер (политического, социально-экономического, психолого-педагогического и др. характера) направлена на смягчение последствия социальных рисков, обеспечение приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития общества, а также удовлетворение социальных потребностей людей по поддержанию их жизнеобеспечения и деятельного существования.

П.Д.Павленок отмечает, что она может быть интерпретирована как система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также системы социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь приемлемого уровня жизни населения в соответствии с условиями общественного развития.

Важным для понимания сущности и содержания социальной работы является то, что система социальной защиты (и социальная работа как средство, инструмент реализации ее мер) относится к сфере производства нематериальных услуг: ей свойственны специфические особенности, состоящие в том, что продукт (предметы потребления) этой сферы выступают не в виде товара, а в виде определенной деятельности (услуги), то есть работники оказывают услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности. При этом не происходит характерного для материально-вещественного производства перехода из формы деятельности в форму продукта, а процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом потребления [5, С.6]. В этом заключается одна из специфических черт социальной работы, влияющих на критерии и методы оценивания эффективности этой профессиональной деятельности.

В обобщенном виде содержание социальной работы отражают функции этой деятельности (будут раскрыты позже).

Объектом этой деятельности являются люди - нуждающиеся в посторонней помощи. Ввиду многообразия объектов социальной работы используется их типологизация по одному из признаков (нуждаемость, психофизиологические особенности, семейный статус, социальный статус, отношение к группе риска и др.). В зависимости от конкретных объектов социальная работа может проводиться как с отдельным индивидом, так и семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом.

3. Цель и задачи социальной работы

Социальная работа как профессиональная и волонтерская (добровольческая) деятельность имеет, по меньшей мере, две цели:

а) оказать помощь человеку либо группе людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Речь идет о помощи на личностном уровне, т.е. помощи индивидуальной. Возможна помощь и всей группе, но и здесь во главе угла - человек как индивидуум. Эта помощь может быть многосоставной, охватывать несколько аспектов (социально-экономический, социально-правовой, социально-бытовой и др.). Ее методы весьма разнообразны (консультации, реабилитация, материальная или иная поддержка, привлечение различных государственных и общественных структур и др.);

б) добиться активизации собственных возможностей человека. Как профессиональную деятельность, социальную работу можно рассматривать на нескольких уровнях: макро-, мезо-, микроуровне.

Эти цели дифференцируются в зависимости от уровня социальной работы.

На макроуровне социальная работа как деятельность выступает в качестве определенных мер по улучшению среды обитания клиента. Эта деятельность связана с социальным администрированием, то есть она включает вопросы о законодательных мерах; организации инфраструктуры помощи; общественных и государственных вопросах регулирования социальных проблем (содействие и создание нормальных условий жизни человека в обществе; предотвращение социально-политических и национально-этнических конфликтов; выявление категорий граждан, нуждающихся в помощи; освоение источников финансирования). Важнейшими формами деятельности на этом уровне являются: социально-политические акции; работа в области общественного образования; организация функционирования социальных служб, предназначенных регулировать общественные отношения в местах социальной напряженности и др.

На мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи семье и различным группам нуждающихся. Парадигма помощи здесь достаточно широка. С одной стороны, группы нуждающихся могут быть определены государством - это будет связано с государственной социальной политикой и стратегией помощи наименее защищенных категорий граждан (многодетные семьи, семьи ликвидаторов Чернобыльской аварии, семьи погибших в местах межнациональных конфликтов и др.). В этой работе приоритет устанавливает правительство. С другой стороны, приоритеты поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями или территориальными органами социального обслуживания. Формы деятельности на этом уровне очень различны - от представления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни данных клиентов.

На микроуровне социальная работа строится исходя из запросов клиентов. В этом случае она направлена на то, чтобы восстановить или сохранить социетальные или психоментальные связи индивида с социумом, группой или отдельным индивидом. Под социетальным подходом в социальной работе имеется ввиду следующее: в качестве базовой схемы рассматривается вся совокупность общественных связей и отношений. Виды деятельности здесь широки: от индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах.

5. Функции социальной работы

Этот раздел лекции подготовлен по материалам учебного пособия [6].

При всем многообразии понятия «функция», будем рассматривать функцию как роль, которую выполняют отдельные субъекты социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении целей и интересов индивидов, социальных групп, слоев и классов.

Несмотря на то, что в специальной литературе, посвященной проблематике социальной работы, наблюдается разночтение относительно ее функций, большинство ученых и практиков используют один и тот же их перечень. Назовем эти функции социальной работы и кратко рассмотрим их содержание:

- диагностическая функция – изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза»;

- прогностическая функция – программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

- предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция – приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не только оказание всевозможной помощи и поддержки оступившимся людям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы, как в узком, так и в широком смысле слова;

- правозащитная функция – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения – как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;

- социально-педагогическая функция – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.;

- социально-психологическая функция – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;

- социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

- социально-бытовая функция – способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

- коммуникативная функция – установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб;

- рекламно-пропагандистская функция – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека;

- нравственно-гуманистическая функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

- организационная функция – способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направ­ление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

Функции социальной работы определяют и ее структуру, и уровни.

Использованная литература

1. Психология труда: учебник / Под ред. А.В.Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.

2. Салжаницын А.И. Современные проблемы развития материальной базы отраслей социальной сферы России. – М.: Изд-во ООО «ПрофВариант», 2002. – 165 с.

3. Калашников, С.В. Становление социального государства в России. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 159 с.

4. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. – 284 с.

5. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

6. Социальная работа: теория и практика: учеб пособие / отв. ред. Е.И.Холостова, А.С.Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: