Структура и характеристика ведущих отраслей Дальневосточного экономического района

Специализация хозяйства Дальнего Востока - производство цветных металлов, добыча алмазов, рыбная, лесная и целлюлоз­но-бумажная промышленность, пушной промысел, судостроение и судоремонт.

Годы перестройки очень тяжело отразились на экономике Дальневосточного района. Потери от экономического спада пре­высили средние по стране показатели. В прежние годы регион существовал за счет государственного бюджета. Удаленность от основных рынков сбыта продукции, увеличение транспортных тарифов, отсутствие заинтересованности в развитии экономики региона из центра фактически блокировали связи с западными регионами России.

Сырьевая ориентация экономики обусловила изменения в структуре промышленности. Доля отраслей ТЭК выросла в три раза (до 38 %), цветной металлургии - в полтора раза, при этом удельный вес машиностроения сократился почти вдвое, лесной промышленности - в полтора раза, а легкой - в шесть раз. Таким образом, основными отраслями ныне являются ТЭК, цветная ме­таллургия и пищевая промышленность. Для всего региона в це­лом важнейшее значение имеет преодоление энергетического кризиса.

Негативные тенденции в развитии экономики и динамике уровня жизни населения усилили миграционный отток населения из района.

Металлургический комплекс (цветная и черная метал­лургия) представлен горнорудной промышленностью - добычей олова, ртути, полиметаллических руд, вольфрама, золота и их переработкой. Освоены месторождения олова в Якутии и в Чу­котском автономном округе. Работают оловянный комбинат (Хрустальный, Приморский край) и горно-обогатительный ком­бинат по добыче олова в Хабаровском крае, комбинаты вблизи Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана, Дальнегорска. Осваива­ются новые месторождения свинцово-цинковых руд. В Якутии построены горно-обогатительные комбинаты, а в последние годы и предприятия по обработке алмазов (Мирный - город алмазодо­бытчиков). К старейшим отраслям хозяйства относится золотодо­быча (в бассейнах рек Зеи, Бурей, Селемджи, в горах Алданского нагорья, Сихотэ-Алиня).

В Комсомольске-на-Амуре работают металлургические за­воды (передельная металлургия), выплавляющие сталь. Создание Южно-Якутского ТПК предполагало освоение местных железо­рудных месторождений с целью дальнейшего развития черной металлургии района.

Топливная промышленность. Из топливных ресурсов на Дальнем Востоке наибольше значение имеет каменный и бурый уголь, а также нефть Сахалина. Каменный уголь Южно-Якутского месторождения, к которому подошла железная дорога от БАМа до Нерюнгри, так называемый Малый БАМ - главная статья экспорта Якутии. Развивается добыча нефти и природного газа на Сахалине (используется для нужд самого Дальнего Вос­тока). Большие запасы природного газа обнаружены в устье Ви­люя в Якутии, они также пока используются только для местных нужд.

Нефть добывается на северо-востоке Сахалина и оттуда по двум нефтепроводам поступает на НПЗ Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Размеры добычи нефти невелики и не удовлетво­ряют потребности района. Нефтегазоносный Сахалин связан с материком и газопроводом (Оха - Комсомольск-на-Амуре).

Лесная промышленность сосредоточена в основном в южной части Дальнего Востока (вырубают ценные широколист­венные породы деревьев). Основные лесозаготовительные базы сосредоточены на территории, примыкающие к Нижнему и Среднему Амуру и рекам Уссури, Зея, Бурея, а также расположе­ны на Сахалине и в верховьях бассейна Лены. Больше всего дре­весины заготавливают Хабаровский и Приморский края. Древе­сина идет в переработку и на экспорт. Центры лесопиления - Бла­говещенск, Лесозаводск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и др.

Переработка древесины осуществляется на спичечной фаб­рике в Благовещенске, производство фанеры сконцентрировано во Владивостоке, целлюлозно-бумажный комбинат (производство картона) работает в Амурске (Хабаровский край). I [слпнчип- но-бумажная промышленность развита па юге Сахалина (но вы-пуску бумаги - лидер во всей восточной зоне России)

Машиностроение района производило рапсе суда, ди юли мостовые краны, станки, приборы и др. Развиты ЭДМПротвХККЮЦ производство энергетического оборудования, станкостроение I) настоящее время в регионе очень сложная экономическая сипа ция, многие предприятия не работают. Крупные промышленные центры района: Хабаровск, Владивосток, Николаевск-на-Лмуре, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре.

Сельскохозяйственное машиностроение представлено <а водом в Биробиджане.

Одной из важных отраслей промышленности является рыб­ная. По производству продукции этой отрасли район занимает первое место в России. Только здесь осуществляется добыча цен­ных лососевых рыб, сайры, крабов.

Главные центры рыбной промышленности находятся в Приморье, на Сахалине и на Камчатке: Петропавловск-Камчатский, Невельск, Корсаков, Находка, Охотск и др. Произ­водится добыча других даров моря - морских водорослей, гре­бешков. В небольших масштабах ведется промысел морского зверя (морские котики).

Агропромышленный комплекс. Климатические условия большей части района сильно ограничивают возможность земле­делия вследствие недостатка летнего тепла. Сельское хозяйство развито преимущественно на юге района (муссонный климат), где выращивают сою, рис, овощи, картофель. Животноводство не обеспечивает потребностей района. На юге разводят крупный рогатый скот, а на севере, в тундре, развито оленеводство. В тай­ге большое значение имеет охота и звероводство. Дальневосточ­ные моря являются богатейшей базой рыбной промышленности.\

Топливно-энергетический комплекс. Основные электро­энергетические мощности Дальнего Востока сосредоточены в южной части района, где они соединены в единую энергетиче­скую систему. Энергоузлы северных территорий действуют изо­лированно, обеспечивая местные потребности.

Преобладают ГРЭС и ТЭЦ. Наиболее крупная - Зейская ГЭС (боле 1 млн. кВт). Важное значение имеют: Билибинская АЭС (на северо-востоке), ГЭС на притоках Амура, на Вилюе и Колыме, Нерюнгринская ГРЭС (на углях Якутии), тепловые станции у Якутска, работающие на местном природном газе. На Камчатке действует Паужетская геотермальная электростанция, использующая внутреннюю энергию Земли.

Транспорт. Для Дальнего Востока большое значение име­ют все виды транспорта. Железнодорожный транспорт важен для южной части региона и на о. Сахалин, который также связан с континентом морским паромом. Здесь, на Дальнем Востоке, у Комсомольска-на-Амуре заканчивается Байкало-Амурская маги­страль (ее восточный участок был построен ранее: от Комсомоль­ска-на-Амуре до порта Ванино), которая дублирует проходящую южнее Транссибирскую магистраль (до Владивостока). Еще до завершения строительства БАМ была введена в действие линия -так называемый Малый БАМ (ст. БАМ - Тында - Беркакит). Ее намереваются продолжать до Якутска.

Автомобильный транспорт обеспечивает перевозки на се­веро-востоке между портами Охотского и Берингова морей и промышленными центрами в глубине материка (в Якутии, в Ма­гаданской области). Но дорог очень мало, часто это сезонные до­роги-зимники.

Речной транспорт также важен, особенно на юге района (судоходен Амур и его притоки). Развитие Дальнего Севера свя­зано с освоением Северного морского пути. Около устьев круп­ных северных рек созданы порты, обслуживающие суда, прохо­дящие по северным и восточным морям России.

Авиационный транспорт осуществляет пассажирские пере­возки и доставку грузов, в том числе в труднодоступные районы и на острова.

Внешнеэкономические связи России осуществляются через морские порты: Владивосток, Находка, Ванино, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский.

В перспективе развитие Дальнего Востока связано с совер­шенствованием структуры производства, в котором ныне треть производится в отраслях ТЭК и около половины - в отраслях с отсталой техникой и технологией (цветная металлургия, рыбная и лесная промышленность). Необходимо более эффективное ис­пользование природных ресурсов, развитие их более глубокой и комплексной переработки, а также преодоление энергетического кризиса.

21.3 Территориальная организация хозяйства Дальне­восточного экономического района

Территорию Дальнего Востока делят на три зоны: южную, среднюю и северную.

Южная зона. В нее включают Приморский край, южные части Хабаровского края. Сахалинской и Амурской областей. В экономическом отношении южная часть является наиболее раз­витой. Наибольшая значимость в хозяйственном развитии района принадлежит горнопромышленному, лесному и морекомплексу.

Средняя зона включает северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Добывающая промыш­ленность является главной специализацией района. Большое из­менение в территориальную структуру хозяйства вносит БАМ, способствующая формированию Южно-Якутского и Комсомоль­ского ТПК.

Южно-Якутский ТПК формируется на базе разнообразных полезных ископаемых: в бассейне реки Алдан расположен Юж­но-Якутский каменноугольный бассейн, вблизи которого нахо­дится Алданский железорудный бассейн (запасы составляют 2,5 млрд. т.). В зоне Южно-Якутского комплекса находятся значи­тельные месторождения апатитов, слюды, сланцев и других по­лезных ископаемых.

Для Северной зоны характерно очаговое развитие сельско­го хозяйства и промышленности. Более интенсивно развиты до­бывающие отрасли. Образовались Магаданский, Билибинский, Вилюйский и другие территориально-производственные узлы с развитыми пищевой промышленностью, машиностроением, рыб­ным и охотничьим промыслами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: