Состав, значение, особенности Западно-Сибирского экономического района

ГЛАВА 19. ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

Состав: Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Ом­ская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Алтай. Территория района - 2427,2 км2, население - 15 млн. человек, средняя плот­ность населения 6 человек на 1 км2. Размещено оно крайне не­равномерно. Наиболее плотно заселена неширокая полоса вдоль Транссибирской железной дороги и Кемеровская область(33 че­ловека на 1 км2). В тайге села встречаются преимущественно по долинам рек. В Томской, Тюменской областях и в Ханты-Мансийском автономном округе плотность населения - 2-3 чело­века на 1 км2. Еще реже население размещено в тундре (в Ямало-Ненецком автономном округе плотность населения составляет 0,6 человек на 1 км2.).

Более 90 % населения - русские, довольно высока доля ук­раинцев. Коренное население северных районов (народы ураль­ской языковой семьи) - ненцы (около 30 тыс. человек) населяют Ямало-Ненецкий автономный округ: административный центр- г. Салехард, расположенный у Полярного круга. В среднем тече­нии Оби проживают народности ханты и манси. Коренное насе­ление гор (юг Западной Сибири) - народ юрской языковой груп­пы - алтайцы, шорцы, в районах, пограничных с Казахстаном, живут казахи.

В результате индустриального развития района повысился удельный вес городского населения (71 %). Крупные города За­падно-Сибирского района расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами судоходных рек. Особенно выделяются Новосибирск и Омск (города-миллионеры). Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых, пере­работки древесины и сельскохозяйственной продукции. В высоко урбанизированной Кемеровской области (87 %) города распола­гаются в основном вдоль железнодорожной магистрали.

В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере района (коэффициент урбани­зации в Ханты-Мансийском автономном округе -91 %). Здесь выросли современные города: Надым- на базе нефтяного место­рождение Медвежье; Уренгой - возле Уренгойского газового ме­сторождения и др. Численность населения Сургута и Нижневар­товска приблизилась к четверти миллиона. Всвязи с добычей нефти и газа, развитием промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).

Западно-Сибирский экономический район занимает об­ширное пространство к востоку от Уральских юр, простираясь почти до Енисея. Особенно велика протяженность с севера на юг. Это один из наиболее крупных по территории экономических районов России.

На западе район граничит с Северным и Уральским эконо­мическим районами, на юге - с Казахстаном, на востоке - с Вос­точно-Сибирским районом. На юге района Транссибирская же­лезнодорожная магистраль пересекает крупнейшие реки Обь и Иртыш.

Обладая богатейшими природными ресурсами, район имеет благоприятные предпосылки для экономического развития, но своеобразные природные и климатические условия сильно ос­ложняют ситуацию.

Большую часть территории района занимает Западно-Сибирская равнина. Расположенная на юго-востоке Алтайская горная страна - самая высокая часть Западной Сибири (г. Белуха -4506 м).

Большая часть Западной Сибири располагается в области континентального климата умеренного пояса (более сурового, чем в европейской части России), а северная ее часть находится в пределах субарктического и арктического поясов. На природу крайнего севера заметное влияние оказывает Северный Ледови­тый океан.

Вследствие большой протяженности с севера на юг и с за­пада на восток различия в растительности заметны даже в пере­делах одного климатического пояса. В направлении с севера на юг зона арктических пустынь и тундр сменяется зоной тайги (За­падная Сибирь - лесоизбыточный район). На широте Тюмени и Томска таежные леса уступают место узкой полосе лиственных лесов, которые переходят в лесостепные пространства. У предго­рий Алтая небольшую площадь занимает степная зона, более за­сушливая, чем на Русской равнине. Лесостепные и степные рай­оны Западной Сибири с черноземными почвами распаханы.

Главная река района - Обь - судоходная на всем протяже­нии, впадает в Карское море. У реки много притоков, многие из них судоходны. Реки района служат как транспортные артерии и для водоснабжения. Гидроэнергетический потенциал рек невелик (равнинная территория). Более трети всей площади Западной Си­бири занимают болота. Заболоченность крайне затрудняет про­кладку транспортных магистралей, освоение нефтяных и газовых месторождений.

Западно-Сибирский регион богат различными полезными ископаемыми. В его недрах находятся огромные запасы нефти и газа (особенно важные из них - в глухой тайге среди топей и бо­лот). На район приходится более 60 % российских запасов торфа. К северу от Алтая, между Салаирским кряжем и Кузнецким Ала­тау, расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн (Кузбасс). На юге Кемеровской области (Горная Шория) добывались желез­ные руды, но они уже почти выработаны. Но главные запасы же­лезных руд, сопоставимые с запасами КМА, находятся в При-обье, в Томской области (к их освоению еще не приступили). В Салаирском кряже имеются запасы полиметаллических руд. На Алтае обнаружены ртуть и золото.

В предгорьях Алтая находится курорт Белокуриха с мине­ральными источниками. Густые леса, стремительные реки, зна­менитое Телецкое озеро привлекает на Алтай многочисленных туристов.

19.2 Структура и характеристика ведущих отраслей За­падно-Сибирского экономического района

Отраслями специализации хозяйства Западной Сибири яв­ляются топливная промышленность (добыча нефти, газа, угля), черная металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, а так­же зерновое хозяйство.

Благодаря широкомасштабному освоению природных ре­сурсов Западная Сибирь стала главной базой России по добыче нефти и газа. А в последние годы и основой финансовой устой­чивости страны. Нефть, добываемая здесь, высокого качества, а себестоимость ее самая низкая в стране. Нефть и газ залегают в рыхлых осадочных породах на глубине 700-3000 м.

В 90-е годы роль этого района усилилась: за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов и продуктом их переработки обеспечивается более двух третей валютных поступлений страны. Западно-Сибирский район производит более 16% ВВП и промышленного производства, а также более 10 % сельскохозяйственной продукции РФ.

Наиболее существенная роль Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (в топливной промышленности -более 40 % российских объемов производства) и Кемеровской области (в черной металлургии и топливной промышленности -более 10 % по России). Однако анализ динамики структуры про­мышленности данного экономического района показывает, что наряду с увеличением значения отраслей ТЭК (почти до 70 %) удельный вес машиностроения сократился в три раза, а легкой промышленности - в девять раз.

Добыча нефти в годы перестройки экономики заметно снизилась, но район, тем не менее, является основным по добыче топливных ресурсов в стране. В 2001 году здесь было добыто 230 млн. т нефти (в 1991 г. - 329 млн. т). Крупнейшие месторождения находятся в Томской и Тюменской областях (Самотлорское, Усть-Балыкское, Сургутское). Месторождения стареют, истоща­ются; разведываются новые.

Добыча газа производится на севере района. Крупнейшие месторождения - Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Бованен-ковское, в Ямало-Ненецком автономном округе. Сейчас прокла­дывается новая ветка газопровода «Ямал - Европа».

На базе тюменской нефти работают нефтеперерабатываю­щий завод в Омске и нефтехимические комбинаты Омска, Том­ска, Тобольска, Сургута, Нижневартовска. Нефть по нефтепрово­дам подается в Восточную Сибирь, где работают НПЗ в Ачинске, Ангарске и в Казахстан. Развитие нефтехимического цикла про­исходит одновременно с расширением лесной промышленности (лесохимия - Омск, Томск, Новосибирск). Основная часть добы­ваемого в регионе топлива вывозится за его пределы (стр. 168).

Черная металлургия. Кузбасс является угольно-металлургической базой республиканского значения. Кузнецкие угли потребляются в Западной Сибири, на Урале и в европейской части России, Казахстане. Главный центр черной металлургии -Новокузнецк (завод ферросплавов и два завода полного метал­лургического цикла). Кузнецкий металлургический комбинат ис­пользует медные руды Горной Шории, а растущий Западно-Сибирский металлургический комбинат получает сырье из Вос­точной Сибири - Хакасские и Ангаро-Илимские руды. Металлур­гический завод есть и в Новосибирске.

Цветная металлургия представлена цинковым заводом (Белово), алюминиевым (Новокузнецк) и заводом в Новосибир­ске, где из дальневосточных концентратов производят олово и сплавы. Освоено местное месторождение нефелинов - сырьевая база для алюминиевой промышленности.

Машиностроение района обслуживает потребности всей Сибири. В Кузбассе делают металлоемкое горное и металлургическое оборудование, станки. В Новосибирске выпускают тяже­лые станки и гидропрессы, а также есть турбогенераторный за­вод. В Рубцовске находится Алтайский тракторный завод; в Том­ске- подшипниковый; в Барнауле котельный. 11риборостроение и электротехника представлены в Новосибирске и Томске.

На базе коксования угля в Кузбассе развиваете» химиче­ская промышленность, которая производит азотные удобрения, синтетические красители, медикаменты, пластмассы, шины (Но­восибирск и другие города). Развивается нефтехимия, исполь­зующая местное углеводородное сырье (нефть, газ). Сосредото­чение производств с вредными отходами в промышленных узлах Новокузнецка, Кемерово и других городов серьезно обостряет экологическую ситуацию в peгионе.

В связи со стремительным развитием нефте- и газодобычи в Западной Сибири также остро встает вопрос об экологии рай­онов Севера России, так как создаются трудности для традицион­ных занятий коренного населения: огромные пространства оленьих пастбищ навсегда выводятся из строя после прохожде­ния вездеходов, трубоукладчиков. Фонтанирование нефти, ава­рии трубопроводов приводят к загрязнению воды в реках и озе­рах, наносится ущерб рыбным ресурсам. Леса также страдают от деятельности людей. Все эти процессы влияют на уменьшении размеров территории, где коренное население Западной Сибири может заниматься охотой, рыболовством, оленеводством.

Агропромышленный комплекс. В лесной и тундровых зонах района условия для земледелия неблагоприятны и главную роль здесь играет оленеводство, рыболовство и пушной промы­сел. Юг Западной Сибири (лесостепная и степная зона с черно­земными почвами) - один из основных зерновых районов России. Здесь же разводят крупный рогатый скот, овец, птицу. Созданы маслозаводы в лесостепной зоне, мясокомбинаты, шерстомойные заводы - в степной. В Горном Алтае наряду с овцеводством со­храняется значение пантового оленеводства, разводят в горах также коз и яков.

Топливно-энергетический комплекс занимает ведущее место в промышленности региона. Топливными ресурсами район обеспечен и даже экспортирует их в другие экономические рай­оны России и за рубеж. На Западную Сибирь приходится боль­шая доля добычи всего углеводородного сырья России. На запад, восток и на юг от крупнейших месторождений проложены и строятся новые магистральные трубопроводы.

Энергоснабжение Западно-Сибирского нефтегазового ком­плекса осуществляется за счет работы тепловых электростанций, работающих на мазуте и газе - Сургутские ГРЭС, Нижневартов­ская и Уренгойская ГРЭС и др. В Кузбассе тепловые станции ра­ботают на угле. Электростанции Западной и Восточной Сибири образуют объединенную энергосистему Сибири.

Транспорт. Великая Сибирская железнодорожная магист­раль - Транссиб (Челябинск - Новосибирск - Владивосток) была проложена в конце XIX - начале XX вв. Позже была построена Южно-Сибирская магистраль (Магнитогорск - Новокузнецк -Тайшет), связавшая Кузбасс, Казахстан и Восточную Сибирь, а также проложен ряд дорог на север. Введена в строй лесовозная дорога Асино - Белый Яр. Построены железные дороги Тюмень - Тобольск - Сургут, Сургут - Нижневартовск.

В настоящее время на Обском Севере проложено еще не­сколько железных дорог. Одна из них (от Воркуты), перевалив Северный Урал, дошла до г. Лабытнанга (недалеко от Салехарда), а другая (от Сургута) достигла Уренгоя и тянется к Ямбургу. Очень дорого в районе обходится строительство автомобильных дорог (особенности строительства в районе вечной мерзлоты и заболоченной местности).

Высокие темпы развития имеет трубопроводный транспорт. Построены и действуют нефтепроводы. Из мест добычи на севере района проведены газопроводы. Только от одного Уренгойского газового месторождения проведено на запад 6 ниток газопрово­дов общей длиной более 20 тыс. км и строятся (с участием Поль­ши и ФРГ) новые трассы (Газопровод "Ямал - Европа").

Уникальность природно-ресурсной базы Западно-Сибирского района на перспективу обеспечивает сохранение его роли поставщика топливно-энергетических ресурсов и на внут­ренний и мировой рынки. Глубина и многоаспектность проблем развития региона заставит в ближайшем будущем подумать о создании высокотехнологичных производств машиностроения, химической, нефтехимической промышленности и других обра­батывающих отраслей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: