Трактовки мифа

Социальная мифология

Социальная мифология и идеология

Социальное преломление мифа включает в себя понимание мифа как способа конструирования сообщества путем апелляции к идеальным сущностям на основе выработки единых представлений о собственном существовании, о едином смысле бытия, объединяющих ценностях, всеобщей истории и унифицированной проекции дальнейшего развития. Общественное сознание стремится представить должное в виде вполне реализуемого сущего, то есть, тяготеет к компенсации неизвестной, противоречивой и пугающей действительности знакомыми и соответствующими общественным ожиданиям мифологическим трактовкам реальности. Процедура мифологизации реальности выступает наиболее эффективным инструментом, с помощью которого идея замещает собой реальность. Миф есть необходимый ингредиент социальности.

-) детское восприятие реальности, предполагающее процесс переноса на предметы окружающего мира своих собственных свойств при богатстве воображения и отсутствии рациональности (Дж. Вико);

-) миф не обозначает «нечто», он есть это «нечто» (Ф. Шеллинг);

-) в мифе – жизненные условия всякой культуры, которая может развиваться лишь в очерченном мифом рамках (Ф. Ницше);

-) отождествление мифа с коллективными представлениями, выражающими социальную реальность (Э. Дюркгейм);

-) миф служит механизмом объективации эмоций средствами языка, это способ познания реальности, с той лишь разницей, что в нём вместо законов выступают политические символические образы, производство которых связано с сакрализацией событий и героизацией личностей. Миф есть символическая конструкция, оценивающая события и детерминирующая дальнейшее развитие социума (Э. Кассирер);

-) миф есть выражение коллективного бессознательного, конгломерат же мифологических тем есть архетип (К. Юнг);

-) архетип есть «парадигма», «образец для подражания». «Священное» есть элемент структуры сознания, основным проявлением которого является иерофания (священноявление). Миф есть система значений, предписывающих определённые представления группам, племенам и нациям (М. Элиаде);

-) миф есть способ «бриколажа» – смягчения противоречий с целью их последующего разрешения («земледелие – война» вместо «жизнь – смерть») (К. Леви-Стросс);

-) миф – это элемент коммуникативной системы, несущий в себе сообщение. Миф есть концепт, в который вписывается не реальность как таковая, но лишь представление о ней, в результате чего система значимостей в мифе принимается за систему фактов. В результате миф транслирует коллективные переживания и впечатления, принимаемые за подлинную реальность (Р. Барт);

-) миф есть всеобщий феномен человеческого сознания, определённый язык описания реальности, с помощью которого человек интерпретирует самого себя, общество и мир (Ю. Лотман, Б. Успенский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: