Таблица 4.1. Содержание аудиторских процедур п р и проверке фактов несоблюдения законодательства
Тип аудиторских процедур | Содержание аудиторских процедур |
Процедуры, направленные на выявление несоблюдения законов и нормативных актов | • Опрос руководства организации о соблюдении законов и нормативных актов • Проверка переписки с соответствующими органа ми регулирования и лицензирующими органами |
Окончание табл. 4.1
Тип аудиторских процедур | Содержание аудиторских процедур |
• Опрос руководства организации о соблюдении тех законов и нормативных актов, которые оказывают влияние на определение существенных сумм и раскрываемые сведения в финансовой от четности. Эти нормативные документы относятся к форме и содержанию финансовой отчетности, особым отраслевым требованиям, требованиям по учету операций по правительственным кон трактам, начислению и признанию расходов для расчета налога на прибыль или затрат на пенсионное обеспечение • Ознакомление с протоколами собраний • Запросы в адрес руководства и юристов о судебных разбирательствах, исках, санкциях • Получение письменных заявлений руководства о том, что аудитору сообщены все факты несоблюдения законов и нормативных актов | |
Процедуры, применяемые при выявлении фактов несоблюдения законодательства | • Получение представления о характере несоблюдения законодательства и обстоятельствах, при которых оно имело место • Получение информации о влиянии несоблюдения законодательства на финансовую отчетность • Оценка таких возможных финансовых последствий, как пени, штрафы, санкции, ущерб, угроза конфискации активов, вынужденное прекращение деятельности, судебные разбирательства • Оценка необходимости раскрытия возможных финансовых последствий в финансовой отчетности. • Оценка достоверности и объективности финансовой отчетности организации • Документальное оформление выявленных фактов несоблюдения законодательства и обсуждение их с руководством организации (копии записей бухгалтерского учета или документов, конспекты бесед) • Возможные консультации с юристами о правовых последствиях несоблюдения законов и дальнейших действиях аудитора • Пересмотр оценки аудиторского риска и достоверности заявлений руководства организации в том случае, если оно умолчит о фактах несоблюдения законодательства в своих заявлениях |
В стандарте приводятся примеры признаков, которые указывают на несоблюдение законодательства:
• расследование, проводимое государственными департаментами, наличие штрафов и пеней;
• оплата услуг, не определенных в договорах, выдача ссуд консультантам, связанным сторонам, их работникам или государственным служащим;
• значительные суммы комиссионного вознаграждения или вознаграждения посреднику;
• закупки по ценам значительно выше или ниже рыночных иен;
• необычные наличные платежи, закупки, оплачиваемые кассовыми чеками на предъявителя, переводы средств на номерные банковские счета;
• необычные операции с компаниями, зарегистрированными в налоговых оффшорных зонах;
• перечисление платежей за товары и услуги не в ту страну, из которой поставлялись товары и услуги;
• наличие системы бухгалтерского учета, которая не обеспечивает адекватного отражения операций и достаточных доказательств при аудите;
• хозяйственные операции, не учитываемые надлежащим образом;
• комментарии в средствах информации.
Аудитор вправе сообщить о несоблюдении законодательства руководству организации, пользователям аудиторского заключения, органам регулирования и правоохранительным органам. При этом он должен соблюдать определенные правила.
О выявленных фактах несоблюдения законодательства аудитор сообщает ревизионной комиссии, совету директоров и высшему руководству организации. В малозначительных случаях или при отсутствии последствий аудитор может не сообщать о фактах несоблюдения законов. Кроме того, он может заранее оговорить с руководством характер вопросов, о которых будет сообщать. Однако, если несоблюдение законов является преднамеренным и существенным, аудитор немедленно должен сообщить об этом факте.
Если аудитор имеет сведения о том, что руководство организации причастно к факту несоблюдения законодательства (включая совет директоров), он обязан проинформировать об этом вышестоящий орган организации, ревизионную комиссию или наблюдательный совет этой вышестоящей организации.
Пользователи финансовой отчетности информируются о несоблюдении законодательства посредством аудиторского заключения. Если аудитор обнаружил существенный факт несоблюдения законодательства, он должен выразить условно-положительное или отрицательное заключение. Организация может препятствовать аудитору в получении достаточных и уместных аудиторских доказательств в отношении фактов несоблюдения законов и нормативных актов. В этом случае аудитору следует выразить условно-положительное мнение или отказаться от выражения мнения на основании ограничения объема аудита.
При проведении аудита аудитор должен соблюдать основной принцип этики — конфиденциальность информации. Следование этому принципу не позволяет аудитору сообщать о фактах несоблюдения законодательства третьим лицам (органам регулирования и правоохранительным органам). Тем не менее существуют обстоятельства, при которых аудитор вправе не соблюдать требование конфиденциальности информации. Соблюдение аудитором конфиденциальности не является обязательным в силу закона или решения суда. Например, в отдельных странах аудиторы обязаны информировать контрольные органы о несоблюдении законодательства финансовыми организациями. При таких обстоятельствах аудитор должен получить консультацию юриста.
Аудитор может отказаться от проведения аудита в с л е д у ю щ и х случаях:
• если субъект не принимает никаких действий по исправлению последствий несоблюдения законов;
• при наличии подозрений в причастности руководства организации к несоблюдению законов и нормативных актов, что может поставить под сомнение достоверность заявлений руководства.
В любом случае аудитору рекомендуется обратиться за консультацией к юристу.
Международная практика разрешает действующему аудитору организации проинформировать аудитора, которому было предложено провести аудит, о наличии профессиональных причин, по которым аудитору, получившему предложение о проведении аудита, следует отказаться от его принятия. При этом должны учитываться этические нормы и законодательные ограничения, имеющиеся в каждой отдельной стране. Кроме того, действующий аудитор должен получить разрешение клиента на обсуждение состояния дел клиента с аудитором, получившим предложение о проведении аудита.
Международный стандарт 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в процессе аудита финансовой отчетности» регулирует обязанности аудитора. Стандарт включает следующие разделы: введение, ограничения, присущие аудиту, процедуры, проводимые при наличии признаков мошенничества или ошибки, сообщение о факте мошенничества или ошибки, отказ от проведения аудита.
Термин «мошенничество» означает преднамеренное действие, совершенное одним или несколькими лицами из числа руководителей или сотрудников организации или третьими лицами, повлекшее неправильное представление финансовой отчетности. В качестве мошенничества рассматриваются следующие действия:
• манипуляция, фальсификация, изменение учетных записей или документов;
• незаконное присвоение активов;
• сокрытие или пропуск операций в учетных записях или документах;
• отражение в учете несуществующих операций;
• неправильное применение учетной политики.
Термин «ошибка» означает непреднамеренные погрешности, допущенные в финансовой отчетности. В качестве ошибок рассматриваются следующие действия:
• математические ошибки или описки в учетных записях или данных бухгалтерского учета;
• упущение фактов или их неверная интерпретация;
• неправильное применение учетной политики.
Стандарт разграничивает ответственность руководства и аудитора по предотвращению и обнаружению фактов мошенничества и ошибок.
Обязанности по предотвращению и обнаружению фактов мошенничества и ошибок возлагается на руководство организации. Руководство организации обязано организовать и обеспечить эффективную работу систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Однако эти системы не могут полностью исключить возможность мошенничества и ошибок.
Аудитор не несет ответственность за предотвращение фактов мошенничества и ошибок. Вместе с тем проведение ежегодного аудита способствует предотвращению таких фактов.
В процессе планирования и проведения аудиторской проверки аудитор должен оценить риск существенных искажений финансовой отчетности в результате мошенничества или ошибки. С этой целью он должен запросить у руководства организации информацию обо всех ранее обнаруженных фактах мошенничества и ошибок.
Существует ряд условий и событий, которые могут увеличить риск мошенничества и ошибок:
• сомнения в честности и/или компетентности руководства организации;
• необычное внутреннее и внешнее давление;
• необычные операции;
• проблемы с получением достаточных и уместных аудиторских доказательств и др.
Примеры условий и событий, повышающих риск мошенничества и ошибок, приводятся в табл. 4.2.