Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм

Межбюджетные отношения — отношения между органами госу­дарственной власти Российской Федерации, органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса. Межбюд­жетные отношения существуют в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление. Но складываться они могут на разных основах (принципах). Принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюд­жетным системам соответствует высокий уровень централиза­ции бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных осно­вах. Им присуща высокая степень самостоятельности территори­альных бюджетов при соблюдении единства общегосударствен­ных интересов. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюд­жетного федерализма.

Бюджетный федерализм бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений:

распределение и закрепление расходов бюджетов по опреде­ленным уровням бюджетной системы РФ;

• разграничение (закрепление) на постоянной основе и рас­пределение по временным нормативам регулирующих дохо­дов по уровням бюджетной системы РФ;

• равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджет­ных прав муниципальных образований;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспечен­ности субъектов РФ, муниципальных образований;

• равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с феде­ральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимо­отношениях с бюджетами субъектов РФ.

Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствую­щими бюджетами законодательством РФ. К собственным дохо­дам бюджетов относятся:

• налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответ­ствующими бюджетами;

• неналоговые доходы, за исключением доходов от использо­вания имущества, находящегося в государственной или му­ниципальной собственности;

• безвозмездные перечисления.

При этом финансовая помощь не относится к собственным до­ходам соответствующего бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы от­числений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федера­ции или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным ви­дам доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюд­жете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, кото­рый передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Бюджетное регулирование это процесс, осуществляемый ор­ганами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социаль­но-экономического развития территориальных образований пу­тем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого, при недостат­ке доходного потенциала на соответствующих территориях. Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. К межбюджетным отношениям относят и предоставление финансовой помощи (дотации, субвенции и др.), а также взаимные расчеты и бюджетные компенсации. Крат­ко охарактеризуем каждую форму.

Дотации бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Эта форма финансовой помощи является традицион­ной.

Нормативно-долевая дотация (трансферт) сумма, выделяе­мая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмезд­ной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финан­совой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой под­держки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых со­ответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации, исходя из утверждаемых законами об этих бюджетах долях (процентов) субъектов Федерации или муниципальных об­разований в указанных фондах. Методика расчета нормативно-до­левой дотации направлена на осуществление горизонтального вы­равнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам. Источник выделения нормативно-долевой дотации — целевой бюджетный фонд, который формируется в определенном размере от суммы налоговых поступлений.

Субвенция бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов.

Субсидия бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, фи­зическому или юридическому лицу на условиях долевого финан­сирования целевых расходов.

Бюджетное право определяет, в частности, бюджетный процесс: состав и порядок обязательных действий государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. На различных бюджетных уровнях этот процесс может выглядеть по-разному, в соответствии с законодательством того или иного субъекта процесса. Подробнее бюджетный процессе на Федеральном уровне мы рассмотрим на практическом занятии.

Исполнителем доходной части бюджета занимается – министерство налогов, таможня и государственное имущество, расходной части – через казначейскую систему. Очень важно чтобы не было кассовых разрывов, т.е. задержка между поступлением и выделением денег!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: