Межбюджетные отношения

Определение в ст.6 – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации бюджетного процесса, осуществления бюджетного процесса.

Прочитав это определение, сложно понять, что это такое! Предмет слишком широко определен в ст.6.

Доктринальное определение:

- широкий подход,

- узкий подход

С точки зрения обоих подходов, межбюджетные отношения рассматриваются в качестве отношений, связанных с распределением расходов и доходов.

Расходы будут распределяться между публично-правовыми образованиями на основании разграничения расходных полномочий и расходных обязательств.

Разграничение доходов. Здесь речь может идти о первичном и вторичном распределении доходов. Первичное – это распределение, осуществляемое на постоянной основе (в БК распределено). Это первичное распределение не всегда обеспечивает финансовыми ресурсами все субъекты, поэтому появляется необходимость перераспределять эти доходы с тем, чтобы обеспечить сбалансированное обеспечение денежными ресурсами субъектов и МО, так появляется вторичное распределение – может быть осуществлено:

1. если мы устанавливаем какие-либо нормативы отчисления на временной основе,

2. либо если предоставляем межбюджетный трансферт, т.е. денежные средства из одного бюджета бюджетной системы в другой бюджет бюджетной системы.

Теперь о широком и узком подходе.

В рамках широкого подхода межбюджетные отношения рассматриваются как отношения между публично-правовыми образованиями по вопросам разграничения между бюджетами и расходов и доходов. При этом, когда говорим о разграничении доходов, то говорим и о первичном разграничении и о вторичном.

Узкий подход предполагает, что межбюджетными отношениями охватываются не все отношения по вопросам разграничения доходов и расходов между бюджетами, а только те отношения между публично-правовыми образованиями, которые касаются разграничения доходов посредством предоставления межбюджетных трансфертов. За пределами остается разграничение расходов, первичное разграничение доходов, нормативы отчислений.

*Кустова – широкий подход, Шевелева – узкий. Мы сосредоточим внимание на узком подходе.

Признаки межбюджетных отношений как отношений по предоставлению межбюджетных трансфертов:

1.субъектный состав – исключительно публично-правовые образования (РФ, субъекты, МО),

2.между участниками межбюджетных отношений отсутствует равенство (есть предоставляющее и получающее трансферт публично-правовое образование),

В УМК употребляются термины «вышестоящий бюджет», «нижестоящий», но при обратных трансфертах статус бюджетов поменяется, не всегда вышестоящий бюджет – предоставляющий.

Мы не можем сказать, что все права сосредоточены на одной стороне, а обязанности на другой. У нас в некоторых случаях предоставление трансферта предоставляющим субъектом является правом, а в некоторых случаях обязанностью. Следовательно, у получающего субъекта в некоторых случаях есть право требовать, а в некоторых нет. Основные виды трансфертов – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии и субвенции.

*Субвенции при предоставление полномочий, есть обязанность финансировать. Если говорим о дотациях, то БК вводит определенные критерии, на основании которых они предоставляются. И если нижестоящий субъект отвечает этим критериям, то он вправе требовать дотацию. В то же время субсидии, которые являются неоднородными по своей правовой природе, предоставляются на добровольной основе, предоставляющий субъект вправе предоставить субсидии, от его усмотрения всё зависит.

3.содержание – предоставление межбюджетных трансфертов.

4.цель – обеспечение сбалансированности всех бюджетов бюджетной системы РФ.

Классификации межбюджетных отношений.

1.по формам межбюджетных трансфертов

1)отношения по предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности,

2)по предоставлению субсидий,

3)по предоставлению субвенций,

4)по предоставлению межбюджетных трансфертов, предоставляемых ГВФ,

5)по предоставлению иных межбюджетных трансфертов.

2.по критерию направленности движения денежных средств

1) межбюджетные отношения по предоставлению прямых межбюджетных трансфертов (от вышестоящего публично-правового образования к нижестоящему (ст 142.1, 142.4,131,132,132.1,133, 137, 138, 139, 139.1, 140)

2) по предоставлению обратных межбюджетных трансфертов (от нижестоящих к вышестоящим – ст.138.1, ст.142.2, 142.3, 142.5)

* из бюджетов субъектов в федеральный, из бюджета МО в бюджеты субъектов, из бюджета поселений в бюджет муниципального района.

О разграничении полномочий между публично-правовыми образованиями в сфере регулирования межбюджетных отношений.

1. Полномочия РФ (ст.7):

- определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов,

- установление порядка и условий предоставления МТ из федерального бюджета,

- предоставляет МТ из федерального бюджета.

2.субъекты РФ (ст.8):

- установление порядка и условий предоставления МТ из бюджета субъекта РФ,

- предоставление таких МТ,

- устанавливают порядок и условия предоставления МТ из местных бюджетов (общее регулирование)

3. Полномочия МО (ст.9)

- определение порядка предоставления МТ из местных бюджетов,

- предоставление МТ из местных бюджетов.

Дополнительное полномочие муниципальных районов – определение целей и порядка предоставления обратных субсидий из бюджетов поселений, это те субсидии, которые предоставляются из нижестоящего бюджета в вышестоящий (из поселения в муниципальный район для решения вопросов межмуниципального значения). Специфика это трансферта в том, что он предоставляется на основании акта публично-правового образования иного уровня власти, т.е. муниципальный район определяет, в каком объеме должен быть предоставлен МТ поселением.

МТ – ст.6 БК – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы другому бюджету бюджетной системы РФ.

Цели предоставления МТ:

1.обеспечение сбалансированности бюджетов без обращения к источникам финансирования дефицита бюджета,

2.бюджетное выравнивание и, как следствие, обеспечение равного предоставления государственных (м) услуг на территории РФ,

3. оказание прямой и адресной финансовой поддержки публичных образований,

4. стимулирование субъектов РФ, МО на проведение активной хозяйственной политики на своей территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: