Формирование инновационных институтов в России
Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
Уровень востребованности российской инновационной продукции
Кадровое обеспечение инновационной деятельности
Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов РФ
Роль государства в инновационной деятельности. Формы государственной поддержки
Формирование инновационных институтов в России
Большинство современных российских инновационных организаций, как сохранившихся с советских времен, так и вновь образованных, в определённой степени по-прежнему связано с крупными структурами (Академиями наук, отраслевыми НИИ и промышленными предприятиями).
Основной функцией государственных научных академий (Российской Академии Наук и связанных с ней отраслевых академий – РАМН, РАЕН, РАНХ) являются фундаментальные и прикладные исследования. В соответствии с законодательством, академии являются государственными учреждениями и не имеют права создавать дочерние предприятия. Однако распространена практика, когда группа научных сотрудников открывает независимую фирму, сохраняя партнёрские отношения с руководством академии. Это позволяет им использовать:
§ принадлежащее академии уникальное оборудование для проведения опытов и экспериментов (порой даже бесплатно);
§ связи, налаженные академией со всевозможными фондами и предприятиями – потенциальными поставщиками и заказчиками;
§ имя академии (или ее представителей) при налаживании новых контактов.
Все это немаловажно для успешной работы фирмы.
Аналогичная ситуация складывается и со сферой образования. Сектор высших учебных заведений не рассматривался в качестве центра научных исследований и разработок, главным образом отвечая за подготовку ученых, инженеров и исследователей. Разработками занимались элитные университеты и технические вузы. По сравнению с академиями у «неэлитных» вузов значительно слабее развито направление фундаментальных исследований, однако наличествуют более тесные связи с реальным сектором экономики. Скромное финансирование при большей численности персонала вынудило университеты и вузы заключать контракты на исследования с предприятиями, а также с академическими и отраслевыми научно-исследовательскими институтами. Таким образом, к началу 1992 г. 450 вузов участвовали в научных исследованиях и разработках, зарабатывая дополнительные средства. Однако ситуация с финансированием оставалась критической, так как бюджетное финансирование и объемы работ по государственным контрактам постоянно сокращались в преддверье перехода к рыночной экономике.
В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса важнейшими ресурсами научного процесса – научными знаниями и людьми.
Основные принципы государственной политики в научной инновационной деятельности:
- свобода научного и научно-технического творчества;
- правовая охрана интеллектуальной собственности;
- интеграция научной и научно-технологической деятельности и образования;
- поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
- концепция ресурсов по приоритетным направлениям научного развития;
- стимулирование деловой активности в научной и научно-технической и инновационной деятельности, развитие научно-технического сотрудничества.
Роль государства в инновационных процессах:
· установление «правил игры» (законодательно-правовая база, нормативные акты);
· формирование и регулирование внутреннего рынка через механизмы государственного заказа, квоты, пошлины, тарифы, компенсации, преференции и др.;
· стимулирование социальной ориентации инновационной деятельности;
· целевая поддержка выделенных областей научных исследований, создающих инновационные ресурсы; развитие инновационной инфраструктуры (производственно-технологические объекты, информационные базы / центры \ сети, образовательные центры, фонды, центры
· экспертизы \ патентования \ лицензирования \ консультирования, центры сертификации \ стандартизации \ метрологии \ испытаний).
Механизмы реализации инновационной политики:
· государственные субвенции и гранты для создания объектов инновационной инфраструктуры;
· государственные субсидии — долевое участие в целевом финансировании объектов инновационной инфраструктуры;
· ФЦП, федеральные программы, межведомственные программы;
· конкурсное финансирование программ и проектов для обеспечения государственных нужд и государственных приоритетов;
· передача госимущества в оперативное управление, аренду, лизинг;
· создание ЦКП уникального оборудования, находящегося в собственности государства.
По уровню и формам поддержки в мировой практике выделяют:
1. Государственные стратегии активного вмешательства. Государство признает научную и научно-техническую, инновационную деятельность главной и определяющей составляющей экономического роста национального хозяйства. (Япония, Франция, Нидерланды)
1. Децентрализированное регулирование – государство играет важную роль, но отсутствует жесткая директивная связь – на первое место выходят организации и субъекты хозяйствования. Роль государства сводится к созданию им необходимых экономических и прочих условий (США)
2. Смешанная – к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным – стратегию децентрализованного регулирования (Швеция, РФ).