Показатели инновационного мониторинга предприятия
Сущность инновационной деятельности и основные показатели, характеризующие инновационную активность предприятий
Тема 2.3. Инновационная деятельность ПРЕДПРИЯТИЙ и ее основные показатели
Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.
Инновационная деятельность включает в себя широкий спектр работ как по освоению наукоемких и ресурсосберегающих технологий, так и по эффективному использованию приобретаемых лицензий, ноу-хау и т.п. Непременным и обязательным направлением инновационной деятельности является распространение и тиражирование, т.е. диффузия новых изделий, технологий, методов организации производства и управления.
|
|
Таким образом, инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс эволюционного преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к новому подходу в информационных, консалтинговых, социальных и других видах услуг.
Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы:
Затратные показатели:
1) удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, кoторые характеризуют показатель наукоемкости пр одукции фирмы;
2) удельные затраты на приобретение лицензий, пaтентов, ноу-хау;
3) затраты на приобретение инновационных фирм;
4) наличие фондов на развитие инициативных разработок.
Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса;
1) показатель инновационности ТАТ;
2) длительность процесса разработки нового продукта (готовой технологии);
3) длительность подготовки производства нового продукта;
4) длительность производственного цикла нового продукта.
Показатели обновляемости:
1) количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;
2) показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);
|
|
3) количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);
4) объем экспортируемой инновационной продукции;
5) объем предоставляемых новых услуг.
Структурные показатели:
1) состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательские комплексы);
2) состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
3) численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
4) состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.
Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж численность научно-технических подразделений. Например.
Японская фирма Sony считается самой инновационной фирмой в области бытовой диоэлектроники. В течение своей пятидесятилетней деятельности она постоянно вводила в принципиально новую технику, изменяющую труд и досуг людей. За последние 10 лет объем продаж фирмы с 26 млрд долл. вырос до 36,6 млрд долл. Вся продукция фирмы разработана ее научным и инженерным персоналом, насчитывающим 9 тыс. человек (при общем количестве занятых на фирме 112,9 тыс. чел.). Фирма затрачивает на исследования и разработки примерно 5,7% от объема продаж, причем ежегодно фирма предлагает 1000 новых изделий — примерно 4 каждый рабочий день. Около 800 из них — это улучшенные версии изделий, которые уже имеются на рынке, а остальные 200 — это оригинальные разработки, нацеленные на новые рынки.
Фирма Hitachi — один из крупнейших изготовителей радиоэлектронной и электротехнической продукции, станков и кузнечно-прессового оборудования. Численность занятых — 291 тыс. чел., в том числе 12 тыс. в научной деятельности; расходы на НИОКР составили около 10% от объема продаж продукции и услуг.
General Motors контролирует 88% автомобильного рынка США, включая рынок мг литражных машин. На НИОКР было израсходовано 4,2 млрд долл. или 4% объема продаж. В 2001 г. в General Motors работали почти 900 тыс. чел., из них 130 тыс. — «белые воротнички» (это только в североамериканских автомобильных подразделениях).
Годовой оборот IBM за 10 лет вырос с 27,4 до 69 млрд долл. Расходы IBM на НИОКР около 5% от объема продаж.
Корпорация General Electric является ведущим производителем электромоторов, электрo-силового оборудования, медицинской диагностической аппаратуры, лазерного медицинского оборудования, термопластиков, железнодорожных локомотивов с компьютерным управлением, рентгеновской и ультразвуковой аппаратуры. Численность занятых во всех подразделениях составляет 307 тыс. чел., в том числе 22 тыс. чел. — научные работники и инженеры, принятые в НИР (около 7% общей численности занятых).
Основным направлением деятельности фирмы Chrysler является автомобилестроение: производство легковых и грузовых автомобилей, джипов и минифургонов. Численность занятых составляет 119 тыс. чел., в том числе в НИОКР — около 4,5 тыс. чел.
Часто на предприятиях используется показатель инновационности ТАТ (пущен в оборот японцами и происходит от американского Словосочетания «turn— around time» («успевай поворачиваться») - это время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах.