Сущность инновационной деятельности и основные показатели, характеризующие инновационную активность предприятий

Показатели инновационного мониторинга предприятия

Сущность инновационной деятельности и основные показатели, характеризующие инновационную активность предприятий

Тема 2.3. Инновационная деятельность ПРЕДПРИЯТИЙ и ее основные показатели

Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.

Инновационная деятельность включает в себя широкий спектр работ как по освоению наукоемких и ресурсосберегающих технологий, так и по эффективному использованию приобретаемых лицензий, ноу-хау и т.п. Непременным и обязательным направлением инновационной деятельности является распространение и тиражирование, т.е. диффузия новых изделий, технологий, методов организации производства и управления.

Таким образом, инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс эволюционного преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к новому подходу в информационных, консалтинговых, социальных и других видах услуг.

Показатели, наиболее широко применяемые в отечествен­ной и зарубежной практике и характеризующие инноваци­онную активность организации, ее инновационную кон­курентоспособность, можно разбить на следующие груп­пы:

Затратные показатели:

1) удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, кoторые характеризуют показатель наукоемкости пр одукции фирмы;

2) удельные затраты на приобретение лицензий, пaтентов, ноу-хау;

3) затраты на приобретение инновационных фирм;

4) наличие фондов на развитие инициативных разработок.

Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса;

1) показатель инновационности ТАТ;

2) длительность процесса разработки нового продукта (готовой технологии);

3) длительность подготовки производства нового продукта;

4) длительность производственного цикла нового продукта.

Показатели обновляемости:

1) количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;

2) показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);

3) количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);

4) объем экспортируемой инновационной продукции;

5) объем предоставляемых новых услуг.

Структурные показатели:

1) состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательские комплексы);

2) состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;

3) численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

4) состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.

Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж численность научно-технических подразделений. Например.

Японская фирма Sony считается самой инновационной фирмой в области бытовой диоэлектроники. В течение своей пятидесятилетней деятельности она постоянно вводила в принципиально новую технику, изменяющую труд и досуг людей. За последние 10 лет объем продаж фирмы с 26 млрд долл. вырос до 36,6 млрд долл. Вся продукция фирмы разработана ее научным и инженерным персоналом, насчитывающим 9 тыс. человек (при общем количестве занятых на фирме 112,9 тыс. чел.). Фирма затрачивает на исследования и разработки примерно 5,7% от объема продаж, причем ежегодно фирма предлагает 1000 новых изделий — примерно 4 каждый рабочий день. Около 800 из них — это улучшенные версии изделий, которые уже имеются на рынке, а остальные 200 — это оригинальные разработки, нацеленные на новые рынки.

Фирма Hitachi — один из крупнейших изготовителей радиоэлектронной и электротехнической продукции, станков и кузнечно-прессового оборудования. Численность занятых — 291 тыс. чел., в том числе 12 тыс. в научной деятельности; расходы на НИОКР составили около 10% от объема продаж продукции и услуг.

General Motors контролирует 88% автомобильного рынка США, включая рынок мг литражных машин. На НИОКР было израсходовано 4,2 млрд долл. или 4% объема продаж. В 2001 г. в General Motors работали почти 900 тыс. чел., из них 130 тыс. — «белые ворот­нички» (это только в североамериканских автомобильных подразделениях).

Годовой оборот IBM за 10 лет вырос с 27,4 до 69 млрд долл. Расходы IBM на НИОКР около 5% от объема продаж.

Корпорация General Electric является ведущим производителем электромоторов, электрo-силового оборудования, медицинской диагностической аппаратуры, лазерного медицинского оборудования, термопластиков, железнодорожных локомотивов с компьютерным управ­лением, рентгеновской и ультразвуковой аппаратуры. Численность занятых во всех подразде­лениях составляет 307 тыс. чел., в том числе 22 тыс. чел. — научные работники и инженеры, принятые в НИР (около 7% общей численности занятых).

Основным направлением деятельности фирмы Chrysler является автомобилестроение: про­изводство легковых и грузовых автомобилей, джипов и минифургонов. Численность занятых составляет 119 тыс. чел., в том числе в НИОКР — около 4,5 тыс. чел.

Часто на предприятиях используется показатель инновационности ТАТ (пущен в оборот японцами и происходит от американского Словосочетания «turn— around time» («ус­певай поворачиваться») - это время с мо­мента осознания потребности или спроса на новый про­дукт до момента его отправки на рынок или потребите­лю в больших количествах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: