Роль технопарков в малом предпринимательстве

Классификационные признаки технопарков.

Наиболее часто используются услуги, которые технологически не связаны с характеристиками продукции, изготавливаемой и выпускаемой малым инновационном предприятием- социально-бытовые, юридические, патентные, консультационные кадровые, маркетинговые и т.п. Также следует отметить что услуги, предоставляемые малым инновационным предприятиям, обычно не являются постоянной величиной, а их объем зависит от времени (динамические) пребывания предприятия в технопарке.

Любой технопарк обладает определенным набором признаков, отличающих его от других субъектов хозяйственной деятельности. Признаки действующего технопарка ("портрет" действующего технопарка):

- имеет статусюридического лица;

- является "совместным" предприятием нескольких учредителей (как правило, отечественных);

- владеет или осуществляет длительную аренду земли;

- владеет или имеет в управлении недвижимость;

- имеет высококвалифицированную команду менеджеров;

- имеет в своем составе развитый инкубатор бизнеса, в которомразмещены и поддерживаются не менее 20-30 малых начинающих инновационных фирм;

- имеет необходимое количество сервисных фирм, способных удовлетворить спрос со стороны малых инновационных фирм на простые и сложные услуги;

- имеет тесные связи с вузом и/или научным центром и/или промышленным предприятием, финансовыми структурами, органами власти;

- реально оказывает предпринимателям услуги различного уровня;

- владеет хорошо отработанным механизмом технологического трансфера, взаимодействия с ГНЦ, университетами, промышленными предприятиями, региональными и местными властями;

- имеет в регионе имидж влиятельной на социально-экономическое и технологическое развитие структуры;

- является некоммерческой организацией.

Слабыми сторонам российских технопарков являются низкий процент (15%) владения ими недвижимостью и землей (20%), они еще очень слабо влияют на социально-экономическое развитие регионов (24%), только 40 % технопарков владеют механизмом финансового менеджмента; 44% имеют инкубатор бизнеса и лишь каждый второй технопарк владеет отработанным механизмом технологического трансфера.

Основной задачей технопарков является взаимодействие с субъектами малого предпринимательства.

На базе технопарка могут реализовываться три процесса:

1. Создание и продажа совершенно новых инноваций.

2. Совершенствование и продажа инноваций, созданных в других организациях.

3. Использование "старых" инноваций в новых областях их применения.

В настоящее время развитие технопарков и всего сектора малого и среднего наукоемкого бизнеса сдерживают следующие проблемы:

- отсутствие законодательной базы, направленной на создание благоприятных условий для процветания цивилизованного наукоемкого бизнеса, малого инновационного предпринимательства, в том числе и с помощью технопарков, уравнивание его в экономических правах с бизнесом уличных киосков;

- традиционное российское невнимание к инфраструктуре, умаление ее достоинств в современном мире;

- практическое отсутствие венчурного финансирования или нацеленность инвесторов исключительно на краткосрочные кредиты, в первую очередь, в сфере "купи-продай", что неприемлемо для инновационного бизнеса;

- недостаточные возможности для формирования технопарками собственных инновационных фондов для рискового финансирования проектов начинающих предпринимателей и малых инновационных фирм;

- мода на "технопаркизацию всей страны", бездумное переименование действующих структур без изменения сути их работы, "выдувание разного рода мыльных пузырей", попытки превратить технопарки в какие-то огороженные заборами зоны и гарнизоны, малые структуры какого-то учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: