Основные направления банковского маркетинга

Значимыми направлениями маркетинга в банке является разработка и реализация продуктовой и ценовой стратегии.

Продуктовая стратегия связана с совокупностью комплекса банковских продуктов и услуг, которые формируют продуктовый ряд. Перечень банковских продуктов и услуг белорусских банков перечислен в Банковском Кодексе Республике Беларусь. Банковские операции могут быть активными, пассивными и посредническими.

Различают три уровня банковского продукта и услуг:

- основной продукт, услуга (базовая номенклатура) – кредитование, расчеты, операции с валютой, депозитные операции и т.д.;

- реальный продукт (текущая номенклатура) – подготовка документов клиенту по кредитованию, ведению реестра акционеров. Операции с ценными бумагами, другие операции, целью которых является перевод случайных клиентов в разряд постоянных;

- расширенный продукт – направлен на укрепление постоянных, доверительных отношений с клиентом, его комплексное обслуживание, оказание ему всесторонней помощи, содействует развитию бизнеса клиента.

На формирование ассортимента банковских продуктов и услуг оказывают влияние следующие факторы: изменение спроса на отдельные банковские продукты; качество банковских продуктов; изменение в ассортименте оказываемых услуг конкурентами; возможности банка; инновации; организационная структура банка.

В рамках продуктовой стратегии банка функционирует система управления качеством – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для управления качеством банковских услуг на всех этапах их оказания.

Каждые банковская услуга имеет свой жизненный цикл. Поэтому в рамках продуктовой стратегии проводят:

- анализ существующего продуктового ряда;

- оптимизацию структуры существующих банковских услуг и разработку новых банковских продуктов и услуг.

Ценовая политика банка – процесс установления цен на различные банковские продукты и услуги и их изменение в соответствие с изменением рыночной конъюнктуры. Цена выполняет важную роль согласования интересов клиента и банка. Объектами ценовой политики являются тарифы, банковские комиссии, процентные ставки, премии, минимальный размер вклада и другие. Цена выступает орудием конкурентной борьбы за рынки сбыта, потенциальных клиентов, рост объема услуг и напрямую влияет на доход банка. Выделяют д оходы банков процентные; комиссионные; прочие банковские; операционные; непредвиденные.

Структура ценовой политики банка состоит из:

- стратегии ценообразования – позволяет оценить маржинальные цены на базовые продукты;

- стратегии управления ценами – комплекс мер по оптимизации маржинальных цен в соответствии с конкуренцией и спросом на сегментном рынке.

Этапы установления цены на банковские продукты и услуги:

1 установление целей ценообразования;

2 определение спроса;

3 оценка уровня затрат;

4 анализ цен конкурентов;

5 анализ факторов, влияющих на установление цены;

6 выбор метода ценообразования;

7 установление окончательной цены.

Виды цен на новые банковские продукты и услуги:

- цена «снятия сливок»;

- психологическая цена (чуть меньше круглой суммы);

- цена прочного внедрения на рынок (цены ниже, чем у конкурентов);

- цена лидера;

- престижная цена (очень высокая цена на продукты очень высокого качества);

- цена возмещения издержек.

Виды цен на существующие банковские продукты и услуги:

- скользящие (изменяются в зависимости от спроса и предложения);

- потребительские (для целевого рынка);

- долговременные (мало изменяются);

- эластичные (гибкие);

- договорные.

Окончательная цена на банковский продукт и услуги устанавливается с учетом покрытия затрат, получения банком прибыли и доступности для покупателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: