Финансовый менеджмент в банке

Содержание и функции банковского менеджмента

Банковский менеджмент – научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской среде. Менеджмент банка характеризуется эффективностью организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях. Менеджмент является важным инструментом устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях.

Содержание банковского менеджмента раскрывается через следующие его основные функции: планирование, анализ, регулирование, контроль.

Планирование позволяет предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты деятельности банка в соизмерении с источниками и затратами. Планирование включает в себя составление перспективных и текущих планов. Планирование – это многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы развития банка. Результатом планирования является разработка бизнес-плана, а также оперативных планов по отдельным направлениям.

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Регулирование в банковском менеджменте имеет особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Банковская деятельность весьма рискованная, так как вовлекает в оборот крупные суммы «чужих» денег. Государственное регулирование предусматривает ряд требований к лицензированию банков, ограниченно сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. Система внутрибанковского регулирования включает такие направления как совершенствование организационной структуры банка, разработку новых и совершенствование действующих инструкций и методических материалов, корректировка целей, приоритетов и методов банковской политики, принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков, определение мер по совершенствованию кадровой политики.

Контроль в банковской сфере подразделяется на внешний и внутренний. Внешний осуществляет Национальный банк Республики Беларусь и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Он реализуется менеджерами и органами внутреннего аудита. Направлениями контроля являются оперативное обнаружение отрицательных тенденций в деятельности банка, проверка соблюдения законодательных и нормативных актов Национального банка Республики Беларусь, внутрибанковских инструкций и правил.

Сфера банковского менеджмента подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом.

Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением.

Цель финансового менеджмента в банке – определение рациональных требований и методических основ построения организационной структуры и режимов работы, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости банка.

Основные задачи финансового менеджмента в банке:

1 определение текущих приоритетов деятельности банка и выбор секторов финансового рынка, позволяющих банку оптимально использовать свой кадровый и клиентский потенциал;

2 определение процентных ставок по привлечению и размещению ресурсов, обеспечивающих маржу банку, которая покрывала бы накладные расходы банка и обеспечивала оптимальную прибыль;

3 размещение свободных ресурсов, которое учитывало бы специфику банковских пассивов;

4 определение тактики поведения банка на финансовых рынках;

5 управление возникающими банковскими рисками.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления – денежные средства банковской клиентуры, совершающие движение в соответствии с оформленными сделками (договорами).

Основными направлениями финансового менеджмента выступают:

- разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка;

- банковский маркетинг;

- управление активами и пассивами банка;

- управление ликвидностью;

- управление доходностью;

- управление собственным капиталом;

- управление кредитным портфелем;

- управление банковскими рисками;

- создание информационной системы.

Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции каждый банк вырабатывает собственные правила поведения, корректирует и совершенствует приемы ведения банковского дела.

Методы финансового менеджмента:

1 перевод денежных средств: кредитные карточки; дебетовые карточки; платежное поручение; платежное требование-поручение; аккредитив; чеки; банковский перевод; расчёты по открытому счету; инкассо; трансферт;

2 перемещение капитала для его прироста: депозиты; вклады; текущая аренда; рента; лизинг; селенг; траст; инжиниринг; реинжиниринг; франчайзинг; эккаутинг; бенчмаркинг; финансовый кредит; фирменный кредит; факторинг; форфейтинг; кредит по открытому счету; вексельный кредит; овердрафт;

3 спекулятивные операции: репорт; депорт; операции с курсовыми разницами; операции СВОП; валютный арбитраж; процентный арбитраж; валютная спекуляция;

4 сохранение способности капитала, приносить высокий доход: страхование; хеджирование; залог; ипотека; диверсификация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: