Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. В настоящее время указанная должность установлена в подавляющем большинстве субъектов РФ. В редких случаях (например, в Республике Карелия) должность главы субъекта РФ отсутствует, но имеется должность Председателя Правительства субъекта РФ (т. е. руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. Наиболее распространенные наименования:
• президент субъекта РФ (обычно так именуются главы республик в составе РФ);
• глава администрации, губернатор (в остальных субъектах РФ);
• иные наименования.
Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет следующие полномочия:
|
|
- представляет субъект РФ в отношениях:
• с федеральными органами государственной власти;
• органами государственной власти субъектов РФ;
• органами местного самоуправления;
• гражданами и организациями;
- подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ,
- обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
- формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
- вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ с правом совещательного голоса, а также инициировать созыв внеочередной сессии;
- вправе досрочно распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в случае: принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
- обеспечивает координацию деятельности органов исполнительнойвласти субъекта РФ:
|
|
• с иными органами государственной власти субъекта РФ;
• с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;
• органами местного самоуправления и общественными объединениями;
- осуществляет иные полномочия.
Высшее должностное лицо субъекта РФ при осуществлении своих полномочий обязано:
- соблюдать: Конституцию РФ; федеральные законы; конституцию (устав) и законы субъекта РФ;
- исполнять: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ.
До 2005 г. федеральное законодательство, конституции (уставы) подавляющего большинства субъектов РФ предусматривали избрание главы субъекта РФ непосредственно населением субъекта РФ. Таким способом (всенародно) избирались главы почти всех субъектов РФ на протяжении последнего десятилетия (1994 — 2004 гг.). Система избрания глав субъектов РФ непосредственно населением субъектов РФ имела следующие плюсы:
• необходимость для кандидата пройти "сито" выборов, получить "мандат" непосредственно от населения регионов;
• возможность для населения субъекта РФ по своему усмотрению сменить главу региона (например, в ходе выборов глав регионов в очень многих регионах кандидаты от власти "проваливались", а побеждали кандидаты от оппозиции).
В то же время данная система имела свои минусы:
• дороговизна выборов;
• сильное влияние на выборы крупных финансовых структур и местных "денежных мешков", без помощи которых практически невозможно было одержать победу;
• фальсификации;
• излишняя независимость "всенародно избранных" глав регионов от центральной власти, следствием чего были: коррупция; срастание политической и криминальной элит регионов; нарушение прав человека; фактическое отсутствие ответственности главы региона перед центром; принятие в ряде регионов нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству; невыполнение в некоторых регионах Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, иных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти; нарушение управляемости страной как единым целым.
Впервые идея о перемене системы избрания глав субъектов РФ была озвучена Президентом РФ 13.09.2004 г. после трагических событий в г. Беслане 03.09.2004. В первую очередь переход на новую систему объяснялся необходимостью усиления борьбы с терроризмом и противодействия коррупции.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.99 № 184-ФЗ (ред. от 11.12.2004) установлен новый порядок избрания высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается: законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ.