double arrow

В. 6. 5. Основы статуса высшего должностного лица субъекта РФ


Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Внастоящее время указанная должность установлена в подавляю­щем большинстве субъектов РФ. В редких случаях (например, в Республике Карелия) должность главы субъекта РФ отсутст­вует, но имеется должность Председателя Правительства субъ­екта РФ (т. е. руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Наименование должно­сти высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъек­та РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. Наиболее распространенные наименования:

• президент субъекта РФ (обычно так именуются главы респуб­лик в составе РФ);

• глава администрации, губернатор (в остальных субъектах РФ);

• иные наименования.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высше­го исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет следующие полномочия:

- представляет субъект РФ в отношениях:

• с федеральными органами государственной власти;

• органами государственной власти субъектов РФ;

• органами местного самоуправления;

• гражданами и организациями;

- подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ,

- обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем под­писания законов или издания специальных актов, либо откло­няет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

- формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта Рос­сийской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

- вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ с правом совещатель­ного голоса, а также инициировать созыв внеочередной сессии;

- вправе досрочно распустить законодательный (представитель­ный) орган государственной власти субъекта РФ в случае: принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противо­речащих Конституции РФ и федеральному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного ре­шения;

- обеспечивает координацию деятельности органов исполнительнойвласти субъекта РФ:

• с иными органами государственной власти субъекта РФ;

• с федеральными органами исполнительной власти и их тер­риториальными органами;

• органами местного самоуправления и общественными объе­динениями;

- осуществляет иные полномочия.

Высшее должностное лицо субъекта РФ при осуществлении своих полномочий обязано:

- соблюдать: Конституцию РФ; федеральные законы; конституцию (устав) и законы субъекта РФ;

- исполнять: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ.

До 2005 г. федеральное законодательство, конституции (уста­вы) подавляющего большинства субъектов РФ предусматрива­ли избрание главы субъекта РФ непосредственно населением субъ­екта РФ. Таким способом (всенародно) избирались главы поч­ти всех субъектов РФ на протяжении последнего десятилетия (1994 — 2004 гг.). Система избрания глав субъектов РФ непосредственно населением субъектов РФ имела следующие плюсы:

• необходимость для кандидата пройти "сито" выборов, получить "мандат" непосредственно от населения регионов;

• возможность для населения субъекта РФ по своему усмотре­нию сменить главу региона (например, в ходе выборов глав ре­гионов в очень многих регионах кандидаты от власти "прова­ливались", а побеждали кандидаты от оппозиции).

В то же время данная система имела свои минусы:

• дороговизна выборов;

• сильное влияние на выборы крупных финансовых структур и местных "денежных мешков", без помощи которых практиче­ски невозможно было одержать победу;

• фальсификации;

• излишняя независимость "всенародно избранных" глав регионов от центральной власти, следствием чего были: коррупция; срастание политической и криминальной элит регионов; нарушение прав человека; фактическое отсутствие ответственности главы региона пе­ред центром; принятие в ряде регионов нормативных актов, противоре­чащих Конституции РФ и федеральному законодательству; невыполнение в некоторых регионах Указов Президен­та РФ, Постановлений Правительства РФ, иных норматив­ных актов федеральных органов исполнительной власти; нарушение управляемости страной как единым целым.

Впервые идея о перемене системы избрания глав субъектов РФ была озвучена Президентом РФ 13.09.2004 г. после трагических событий в г. Беслане 03.09.2004. В первую очередь переход на новую систему объяснялся необходимостью усиления борьбы с терроризмом и противодействия коррупции.

Федеральным законом "Об общих принципах организации за­конодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.99 № 184-ФЗ (ред. от 11.12.2004) установлен новый поря­док избрания высшего должностного лица(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Высшее должностное лицосубъекта РФ избирается: законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ.