Проблема конфликта интересов и пути ее решения

В. 7. 5. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой.

Ограничения, связанные с гражданской службой, - это обстоя­тельства, которые препятствую поступлению гражданина на гражданскую службу и ее дальнейшему прохождению.

Запреты, связанные с гражданской службой, - это те дейст­вия, которые не должен совершать гражданский служащий, ко­торый уже поступил на гражданскую службу.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случаях:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным ре­шением суда, вступившим в законную силу;

осуждения его к наказанию, исключающему возможность испол­нения должностных обязанностей по должности государствен­ной службы (гражданской службы), по приговору суда, всту­пившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом по­рядке судимости;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведе­ниям, составляющим государственную и иную охраняемую фе­деральным законом тайну, если исполнение должностных обя­занностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой граждан­ским служащим должности гражданской службы связано с ис­пользованием таких сведений;

наличия заболевания, препятствующего поступлению на граж­данскую службу или ее прохождению и подтвержденного заклю­чением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключе­ния медицинского учреждения устанавливаются Правительст­вом РФ;

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности граждан­ской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства дру­гого государства;

наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

представления подложных документов или заведомо ложных све­дений при поступлении на гражданскую службу;

непредставления установленных законом сведений или представ­ления заведом о ложных сведений: о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера;

• наличия иных обстоятельств, установленных законом.

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

участвовать на платной основе в деятельности органа управле­ния коммерческой организацией, за исключением случаев, уста­новленных федеральным законом;

замещать должность гражданской служб ы в случаях:

-избрания или назначения на государственную должность;

-избрания на выборную должность в органе местного само­управления;

- избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государ­ственном органе;

осуществлять предпринимательскую деятельность;

приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в госоргане, в котором он замещает должность гра­жданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами;

получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения;

выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юриди­ческих лиц, за исключением служебных командировок, осуще­ствляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между федераль­ными органами государственной власти, органами государст­венной власти субъектов РФ и госорганами других государств, международными и иностранными органи­зациями;

использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, и передавать другим лицам: средства материально-технического и иного обеспечения, другое госимущество;

разглашать или использовать в целях, не связанных с граждан­ской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федераль­ным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятель­ности госорганов, их руководителей, включая решения вышестоящего госоргана либо госоргана, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

принимать без письменного разрешений представителя нанима­теля награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организа­ций, а также политических партий, других общественных объ­единений и религиозных объединений, если в его должност­ные обязанности входит взаимодействие с указанными органи­зациями и объединениями;

использовать преимущества должностного положения: для предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума;

использовать должностные полномочия в интересах политиче­ских партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением про­фсоюзов, ветеранских и иных органов общест­венной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

• прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

В случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интере­сов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организа­ций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

замещать в течение 2 лет должности, а также выполнять ра­боту на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данны­ми организациями непосредственно входили в его должност­ные обязанности;

разглашать или использовать в интересах организаций либо фи­зических лиц сведения конфиденциального характера или служеб­ную информацию, ставшие ему известными в связи с испол­нением должностных обязанностей.

Существенным нововведением Федерального закона"О государст­венной гражданской службе РФ" от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который действует с 31 января 2005г., стало правовое регулирование проблемы конфликта интересов.

Конфликт интересовситуация, при которой:

личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей;

• возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными ин­тересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ в целом, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, ко­торая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность полу­чения гражданским служащим при исполнении должностных обя­занностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его се­мьи, а также для граждан или организаций, с которыми граж­данский служащий связан финансовыми или иными обяза­тельствами.

Проблема конфликта интересов в настоящее время актуальна для многих развитых стран, например США, Италии и др. В частности, Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони одновременно является крупнейшим легальным собственни­ком Италии и Европы, что порождает конфликт интересов между общественными интересами, которые представляет дан­ный политик, и интересами собственного бизнеса. Имеются и менее масштабные примеры. В ряде указанных стран разраба­тывается и принимается законодательство, подробно регламен­тирующее случаи возможных конфликтов интересов.

До 2005 г. в России не признавалась сама возможность конфликтна интере­сов у госслужащего. Данная проблема не регулировалась зако­нодательно. С вступлением в силу 5 января 2005 г. нового Федерального за­кона российское законодательство о госслужбе впервые:

• признает возможность наличия конфликта интересов у граж­данских служащих;

• закрепляет основные принципы урегулирования конфликта интересов (в основном, это - его предотвращение);

допускает возможность для гражданских служащих в свободное время заниматься иными видами деятельности при отсутствии конфликта интересов и при условии соблюдения запретов, условленные законо­дательством.

Законом закреплены следующие пути предотвращения и разреше­ния конфликтов интересов.

В случае возникновения у гражданского служащего личной заин­тересованности, которая приводит или может привести к кон­фликту интересов, гражданский служащий обязан проинформиро­вать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Представитель нанимателя, которому стало известно о воз­никновении у гражданского служащего личной заинтересован­ности, которая приводит или может привести к конфликту ин­тересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулиро­ванию конфликта интересов, вплоть до отстранения граждан­ского служащего, являющегося стороной конфликта интере­сов, от замещаемой должности гражданской службы. В государственных органах гражданской службы образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведе­нию гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа. В состав комиссии вводят:

представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие:

- из подразделения по вопросам государственной службы и кадров;

- юридического (правового) подразделения;

- подразделения, в котором гражданский служащий, являю­щийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы;

представитель соответствующего органа по управлению государ­ственной службой;

представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государст­венной службой по запросу представителя нанимателя в каче­стве независимых экспертов — специалистов по вопросам, свя­занным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно со­ставлять не менее 1/4 от общего числа членов комиссии.

Составы комиссий по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возмож­ность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служеб­ному поведению государственных гражданских служащих Рос­сийской Федерации и урегулированию конфликтов интересов утверждается указом Президента РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: