Тема : Объективная необходимость технического регулирования в экономике России

Лекция № 1

Принятие Россией политического решения о вступлении в глобальный рынок определило цели и задачи фор­мирования экономической политики страны на ближайшие годы.

Для выбора эффективной экономической политики необ­ходимо четко определить целевую функцию — совокупность наиболее важных целей, направленных на достижение желае­мого результата — перехода к рыночной экономике. Опреде­ление конфигурации целевой функции представляет собой сложный процесс, связанный с подготовкой политических ре­шений. Норвежский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Р. Фриш отмечал, что формирование целевой функции — важнейшая проблема современной экономической науки, далекая от своего разрешения.

Практика государственного регулирования экономики по­казывает, что самое разумное — формировать целевую функцию на основе предпочтений, т.е. выделяя первоочередные задачи.

Особенно важен выбор целевой функции развития эконо­мики для современной России, где происходят глубокие сис­темные изменения, включающие институциональные и струк­турные преобразования, а также либерализацию экономики.

Ключевым вопросом при выборе целевой функции госу­дарства в проводимых преобразованиях является определение роли государства и механизмов регулирования экономических процессов.

Ученые-экономисты, а также ведущие ученые в области теории стратегического планирования рассматривают две прин­ципиально полярные позиции относительно роли государства в решении проблем экономического и социального развития — неолиберальную и эгалитарную.

Неолиберальная позиция основана на мнении о том, что роль государства не должна усиливаться, в том числе в решении проблем социального развития. По мнению сторонников этой позиции, решение социальных задач, которые невозможно от­регулировать в рамках рыночных отношений, целесообразно передать частным негосударственным общественным объеди­нениям. Это своего рода переход к роли государства эпохи ка­питализма и свободной конкуренции, в котором принципы распределения по труду действуют опосредованно и реализу­ются через рынок факторов производства (с середины 1970-х до конца 1980-х гг. этот подход был популярен в условиях госу­дарства всеобщего благоденствия).

Данная позиция восходит к пониманию роли государства в качестве «ночного сторожа», описанной Адамом Смитом в его работе о богатстве народов. В реализации социальной полити­ки государство берет на себя минимальные функции — обеспе­чивает выполнение программ по борьбе с нищетой и помощь пострадавшим от различных бедствий.

Эгалитарная позиция базируется на понимании доминирую­щей роли государства в процессах производства и распределе­ния общественного богатства. Такое государство представляет собой социальный уклад государственного социализма, и его самой типичной моделью была советская система, которая предполагала планово-распределительные отношения, как в производстве, так и в распределении общественных благ.

В экономической литературе находят отражение два основ­ных направления понимания экономической роли государст­ва — классическое и кейнсианское, различающиеся прежде всего в вопросе отношения государства к рынку.

Классическое направление получило свое начало от работ А. Смита. Суть его в том, что рынок способен к автоматическо­му саморегулированию и поэтому должен быть освобожден от избыточного государственного контроля и надзора. По мне­нию сторонников этой теории, «невидимая рука» рынка сдела­ет все, что нужно обществу. Гибкие инструменты рынка — це­на, продукт и заработная плата — в условиях конкуренции могут свободно перемещаться вверх и вниз, всегда отражая равновесие спроса и предложения. При этом снижение сово­купного спроса ведет лишь к снижению цен, а не к сокраще­нию занятости. Государство своим вмешательством может по­влиять лишь на уровень цен, а не на уровень занятости в стране и не на обмен производства. Как говорят последователи Сми­та, проповедующие классическую теорию регулирования эко­номики, «правительство не может быть щедрее рынка» и, если государство не будет вмешиваться в рыночный механизм, по­требители найдут на рынке то, что им нужно.

Великая депрессия 1929—1933 гг. поколебала многие устои классического направления и его самый главный тезис: произ­водство само создает себе спрос.

С начала 1970-х гг. многие страны стали внедрять монета­ристскую теорию М. Фридмена — лидера Чикагской школы. Суть данной теории в том, что рыночные отношения — это са­морегулирующаяся система, которая обеспечивает политиче­скую свободу и экономическую эффективность. По монетари­стской теории, основное внимание должно уделяться борьбе с инфляцией, возникающей из-за непомерного роста массы де­нег по отношению к объему производства. Государство при этом, допуская увеличение своих расходов, должно пропор­ционально увеличивать налоги. По Фридмену, важными при­чинами инфляции являются стремление к полной занятости, а также неправильные действия центральных банков, которые занимаются регулированием процентных ставок вместо того, чтобы регулировать массу денег в обращении. Для преодоле­ния этого необходимо сократить государственные расходы и позволить обществу контролировать финансовую политику правительства. Фридмен считает, что в государстве должен существовать независимый центральный банк. Общий уровень цен в экономике, по теории Фридмена, определяется массой денег в обращении и скоростью их обращения. Единственное государственное вмешательство, допускаемое сторонниками Чикагской школы, — контроль за массой денег, который реализется главным образом с помощью кредитных инструментов национального банка и строгой дисциплины государственного бюджета. Успешное экономическое развитие государства, по монетаристской теории, возможно при долгосрочной денеж­ной политике, учитывающей темпы роста денежной массы, соответствующей темпу роста национальной экономики.

Научные воззрения монетаристов нашли отражение в экономической политике Р. Рейгана в США и М. Тэтчер в Велико­британии в конце 1970 — начале 1980-х гг. В настоящее время эта теория используется Международным валютным фондом и Всемирным банком.

Кейнсианское направление — противоположный взгляд на экономическую роль государства. Радикалы-государственни­ки — сторонники данного направления — считают, что ведущей в экономике является государственная собственность. Идео­логом данного направления является англичанин Джон Мейнард Кейнс.

Американское правительство Рузвельта, используя элемен­ты этой теории, проводило активную бюджетно-финансовую политику: увеличило число и размеры налогов, расширило го­сударственные закупки, капиталовложения, стало непосредст­венно влиять на занятость населения. Дж.М. Кейнс рекомен­довал государству осуществлять бюджетное финансирование нерентабельных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, сферы услуг, выплату пособий. Государственные расходы Кейнс не ограничивал масштабами доходной части государственного бюджета и допускал дефицитное финанси­рование всего того, что ведет к инфляции. Но при этом он счи­тал, что темпы инфляции могут регулироваться государством, так как оно определяет размеры бюджетного дефицита и вы­пуска (эмиссии) денег. По данной теории, недостаточный спрос населения должен был компенсироваться спросом госу­дарства.

Использование инструментов кейнсианской теории позво­лило промышленно развитым странам Европы, Северной Аме­рики и Японии в послевоенный период добиться устойчивого экономического роста и избежать хозяйственных катастроф типа Великой депрессии и падения производства.

Развернувшаяся научно-техническая революция в индуст­риальных странах заставила отказаться от глобального распро­странения кейнсианства и развивать новые экономические теории.

Новой либеральной теорией можно назвать западную со­циальную систему, нашедшую свою реализацию в форме госу­дарства всеобщего благосостояния. В западной теории нашла развитие идея отделения механизма хозяйствования от спосо­ба распределения (в том числе через заключение тарифных со­глашений между предпринимателями, профсоюзами и госу­дарством).

Государство осуществляет свои функции для достижения целей, стоящих перед обществом в целом. Однако в современ­ном демократическом обществе общественная деятельность не сводится только к деятельности государства, поскольку в соответствии с институциональной организацией общества государство является лишь одной из форм организации об­щества.

Перед российским обществом стоит проблема выбора и понимания роли государства в организации и регулирова­нии социально-экономического пространства. Анализ тео­рий экономического развития общества и решение России о создании демократического общества, интегрирующегося в глобальный рынок, заставляют отказаться от тоталитарных форм правления, следовательно, от патерналистской функ­ции государства.

В современном демократическом обществе центральным звеном, которое сможет гарантировать свободу личности и реализацию ее экономических и социальных интересов, вы­ступают добровольные ассоциации, союзы, сообщества орга­низаций.

Идеологом теории об обществе как единой целостности множества ассоциаций является А. Токвиль. По его мнению, граждане путем взаимных соглашений создают объединения (ассоциации, лиги, союзы, ремесленные палаты и т.д.) с целью решения тех задач, которые они не могут решить в одиночку. В демократических странах умение создавать объединения — первооснова человеческой жизни, и прогресс всех ее сторон за­висит от прогресса в этой области, писал Токвиль. Благодаря добровольным объединениям, как известно, формируются не только тесные отношения между людьми, но и кооперативный (корпоративный) тип экономического поведения. Учет в рам­ках малых групп усилий каждого члена дает возможность ис­пользовать общественное принуждение с той целью, чтобы каждый человек мог взять на себя долю общего бремени и не­сти его для возможности использования какого-то обществен­ного блага.

По мнению В. Острома, «по мере того, как мы овладеваем искусством строить конструктивные отношения друг с другом, мы обучаемся самоуправлению. Правят не правительства, а правят граждане».

Таким образом, необходимо, с одной стороны, дееспособ­ное государство, обеспечивающее развитие рынка, а с другой — добровольные формирования, общественные объединения, способные к самоуправлению и реализации своих возможно­стей в целях развития государства.

Современное понимание проблем, связанных с реализаци­ей экономической и социальной политики государства, харак­теризующих ее целевую функцию, сформировалось к началу XXI в. Объем функций государства должен, с одной стороны, обеспечивать макроэкономическую стабильность при условии соблюдения принципов социальной справедливости, а с дру­гой стороны — содействовать микроэкономической конкурен­ции.

Россию 2000-х гг. нельзя отнести ни к одной из существо­вавших ранее и действующих за рубежом экономических сис­тем. Если в начале реформ многие ученые говорили о России как о государстве с рыночной экономикой, то сейчас все чаще современный период развития страны называют переходным, а экономику — смешанной. Это дает основание предполагать, что государственное регулирование экономики России долж­но иметь свои черты и отличаться характером воздействия го­сударства на национальные хозяйства в стабильных и эволюционно развивающихся странах.

Государственное регулирование экономики — система типо­вых мер законодательного, исполнительного и контролиру­ющего характера, осуществляемых правомочными государст­венными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей соци­ально-экономической системы к изменяющимся условиям пу­тем опосредованного воздействия на поведение хозяйству­ющих субъектов и тем самым на экономику в целом.

Объективная необходимость вмешательства государства в рыночную экономику обусловлена тем, что рыночный меха­низм порождает ряд негативных последствий. Кроме того, са­ма общественная жизнь требует вмешательства государства как особого института, который обладает исключительным и общепризнанным правом принуждения. Жизнь современного общества невозможно представить без государственной систе­мы образования, здравоохранения, сферы услуг, спорта, без милиции и армии. Обеспечение деятельности этих сфер — за­дача современного государства.

Объектами государственного регулирования экономики яв­ляются: сферы, отрасли, регионы, ситуации, явления, условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые авто­матически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального функ­ционирования экономики и поддержания социальной ста­бильности.

К числу объектов государственного регулирования наряду с множеством других можно отнести:

- цены и ценообразование;

- научно-техническую и инновационную политику;

- предпринимательство;

- антимонопольную политику;

- охрану окружающей среды;

- защиту жизни и здоровья граждан;

- защиту личного и муниципального имущества;

- защиту права на информацию о товарах, услугах и организациях.

Субъектами государственного регулирования экономики яв­ляются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носители — это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы, на­пример, руководитель организации (хозяин компании) заин­тересован в получении максимальной прибыли, наемные ра­ботники желают получить большую заработную плату, налого­вый инспектор заинтересован в максимальном поступлении в бюджет сборов с данной организации. Поэтому государство должно учитывать цели всех субъектов, сбалансировать их ин­тересы и найти компромиссные решения.

Управление в России и государственное регулирование экономики, как отмечают ведущие экономисты, должно осно­вываться на следующих принципах:

- формирование равных экономических условий для всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от форм собственности;

- разработка и принятие адекватных переходному периоду юри­дических норм в области экономики;

- формирование равной конкурентной среды с использованием антимонопольных правовых норм;

- активная финансово-бюджетная и денежно-кредитная поли­тика правительства при решении всех вопросов развития об­щества;

- контроль над деятельностью хозяйствующих единиц;

- активное воздействие на предприятия государственного секто­ра и предприятия с частичной долей государственной и муни­ципальной собственности;

- применение программно-целевого метода решения проблем государства;

- разграничение полномочий федеральных органов власти и ор­ганов власти субъектов Федерации;

- оптимизация совмещения остатков прежней государственной системы управления с формирующимся рыночным управле­нием обществом.

На государстве лежит ответственность за создание обще­принятых законов и правил, регулирующих экономическую систему:

- правового установления общего порядка государственного ре­гулирования экономических процессов;

- защиты прав частной собственности и формирования конку­рентной среды;

- законодательного установления процедур и правил регулиро­вания.

Для эффективного регулирования экономических отноше­ний государство использует прямые и непрямые (косвенные) меры воздействия.

К прямым мерам государственного воздействия на эконо­мику относятся: финансовый контроль, ценообразование и производственные задания предприятиям государственного сектора, государственные инвестиции в экономику, государст­венные закупки товаров и услуг, трансферты из федерального бюджета нижестоящим бюджетам.

К непрямым (косвенным) мерам государственного регулиро­вания экономики относятся: налоговая политика, денежно- кредитная политика, таможенные пошлины, международные кредиты, квоты на ввоз и вывоз продукции, управление госу­дарственным долгом, кредитование банков и проч.

Объектами правового регулирования экономики являются:

- взаимоотношения между предпринимателями;

- взаимодействие государства с частными субъектами права или, условно говоря, воздействие государства на субъекты (юриди­ческих и физических лиц), осуществляющие хозяйственную деятельность на территории страны;

- взаимоотношения государства (правительства) с казенными пред­приятиями.

Государственное регулирование экономики направлено на выполнение и обеспечение государством основных его функ­ций (рис. 1.1) и требует применения системы методов, обеспе­чивающих решение основной задачи развития государства.

Инструментарий государственного регулирования экономики меняет свой состав и структуру в зависимости от определенных условий в стране. К условиям, характеризующим возможность применения инструментов регулирования, можно отнести: ин­ституциональные, национально-исторические, культурные и динамические.

Все инструменты государственного регулирования эконо­мики, по мнению большинства ученых, можно разделить на четыре основных вида — административные средства, право­вые инструменты, экономические инструменты и смешанные.

Рис. 1.1. Функции, реализуемые государством в процессе регулирования экономики

Административные средства — меры запрета, разрешения и принуждения. Они имеют силу приказа и не опираются на эко­номические интересы и реализующие их меры; не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опас­ностью финансового ущерба.

В развитых странах с рыночной экономикой администра­тивные средства регулирования используются в незначитель­ных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных быто­вых условий относительно слабо защищенных слоев населе­ния.

К административным средствам государственного регу­лирования экономики относятся: рационирование, контин­гентирование, лицензирование, квотирование, контроль над ценами, контроль за доходами, контроль валютного курса, контроль учетного процента, обязательная сертификация, декларирование (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Административные средства государственного регулирования экономики

Правовые инструменты — система устанавливаемых норм и правил — законов, обеспечивающих нормы функционирова­ния рыночных структур (банков, бирж, акционерных об­ществ), предпринимательства и коммерции, защиту прав по­требителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов.

К разряду правовых инструментов государственного регу­лирования экономики относятся: конституция, гражданский кодекс (в России ГК РФ, ч. 2); законы и нормативные акты (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Правовые инструменты государственного регулирования экономики

Экономические инструменты — основные экономические средства, используя которые, государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. К этим инструментам относятся: а) регулирование учетной ставки (дис­контная политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в цен­тральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие, как эмиссия государственных обя­зательств, торговля ими и погашение.

Экономические инструменты носят прямой и косвенный характер (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Экономические инструменты государственного регулирования экономики

Смешанные инструменты государственного регулирования экономики либо находятся на стыке других видов государст­венного регулирования экономики, либо объединяют некото­рые из них: государственное предпринимательство, государственное прогнозирование, государственное планирование, го­сударственное программирование, государственный заказ, региональную политику.

Основными средствами государственного регулирования являются: государственные финансы, денежно-кредитные ин­струменты, административно-правовые акты и государствен­ное предпринимательство.

В процессе перехода от тотального государственного хозяй­ства к смешанной экономике существенные изменения пре­терпевают не только функции и направления государственно­го воздействия на экономику, но и его методы. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирова­ния — прямые (административные) и косвенные (экономиче­ские). Хотя в ряде конкретных случаев такое деление оказыва­ется в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.

Если прямые методы представляют собой комплекс обяза­тельных для исполнения требований и распоряжений государ­ства по отношению к субъектам экономической деятельности, то косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание та­ких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной. Понятно, что административные методы зна­чительно ограничивают свободу экономического выбора, а по­рой ее исключают, тогда как экономические методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нис­колько ее не ограничивая. В этом их неоспоримое преимущест­во перед административными методами.

Как свидетельствует хозяйственный опыт всех современ­ных развитых стран, где доминирует рыночная экономика, государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципи­ально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия. Поэтому перевод экономики этих стран на ры­ночные основы означает и перемещение акцентов в методах государственного регулирования с административных на кос­венные.

Таким образом, путем подбора экономических инструмен­тов можно определить такую их комбинацию, при которой максимально эффективно будет реализована целевая эконо­мическая функция России (как хозяйства смешанного типа), что может повлечь устойчивый экономический рост и резуль­тативную борьбу с неуправляемой инфляцией и высокое каче­ство жизни населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: