Социально гарантированное и коммерческое обслуживание населения

Ступенчатая система общественного обслуживания. Способы размещения в плане города учреждений мас­сового пользования за последние десятилетия претерпе­ли ряд изменений. В советское время сформировалась стройная ступенчатая система обслуживания горожан. Согласно этой системе, все объекты по частоте пользования де­лились на группы повседневного, периодического и эпизодического пользования. Объекты каждой группы-ступени соответственно при­вязывались к определенным планировочным единицам — микро­району, жилому району, всей селитебной территории (рис. 7.1).

Изменение социально-экономической ситуа­ции с начала 1990-х годов, спад производства и разбалансированность экономики спровоцировали нарушение сложившейся системы об­служивания и торможение развития ряда услуг. Снизился спрос на услуги служ­бы быта, платные услуги других учреждений, что привело к свертыванию их работы на су­ществующих объектах.

Начал изменяться социальный заказ. В Беларуси пока еще не прослеживается явно выраженное социальное расслоение общества по уровню доходов, тем не менее, изменились принципы организации об­служивания. Так, население с высокими доходами с высоким уровнем автомобилизации имеет большие возможности в выборе услуг, меньше привязано к месту размещения стандартных предприятии и учреждений обслуживания.

Существенные изменения система обслуживания претерпевает по форме собственности, составу объектов и их расположению. Многие новые субъекты хозяйствования пока еще не в силах строить для себя здания, особенно в престижной, центральной части города. Поэтому они размещаются за счет вытеснения существующих, с изменением функций. Активно идет размещение различного рода услуг на правах аренды помещений не только в специально построенных общественных зданиях, но и в жилых помещениях, в детских дошкольных учреждениях, кинотеатрах, научных, проектных и других организациях и т.п..

Стандартное и избирательное общественное обслуживание. В сложившихся условиях началась разработка новой политики, которая свелась к дифференцированному подходу к составу, организации и размещению услуг. Не­которые учреждения являются необходимыми для всего населе­ния. Они составляют уровень так называемого стандартного обслуживания. Объектами этого уровня являются: сети магазинов со стандартной номенклатурой товаров, детские учреждения и др. Такие объекты являются наиболее часто посещаемыми; в той или иной мере ими пользуются все жи­тели города.

Реализация других видов потребностей является делом свобод­ного выбора каждого члена общества. Эти потребности составляют уровень избирательных услуг и удовлетворяют спрос не всего населения, а определенных социальных групп.

К настоящему времени окончательно сформировались две основные группы объектов:

· объекты, обеспечивающие населению базовый социально-гарантируемый минимум (стандарт) услуг – это необходимый состав объектов, который устанавливается социальным стандартом;

· нелимитируемые коммерческие объекты – создающие дополнительное обслуживание.

Социально-гарантированное обслуживание осуществляется за счет комплекса объектов и услуг, способствующих реализации права населения на полноценную среду жизнедеятельности. Необходимый уровень такого обслуживания обеспечивается учреждениями воспитания, об­разования, социального обеспечения и медицинского обслуживания, спортивными сооружениями, предприятиями торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, связи и кредитно-финансовыми учреждениями всех форм собственности.

Органами местной власти регулируются развитие услуг, которые включают и объекты коммунальной собственности, составляющей социальный стандарт, и других форм собственности. В государственной политике разрабатываются и вводятся системы стимулов и ограничений, направленных на максимальное приближение услуг к потребителю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: