double arrow

На обозримую перспективу


Железные дороги — основной вид транспорта в России

На пороге XXI века железные дороги выполняют важнейшую роль в отечественной транспортной системе общего пользования. В 2003 г. их доля в общем внутреннем грузообороте всех видов транспорта (кроме трубопроводного) составила более 80 %, а в пассажирообороте — при­мерно 40%; было перевезено 1160,8 млн. т грузов, грузооборот составил 1668,9 млрд. ткм. Железнодорожным транспортом воспользовались около 1,4 млрд. пассажиров при пассажирообороте 157,6 млрд. пасса-жиро-км. Несмотря на существенное снижение объема производства, а значит, и объемов перевозок, а также и уменьшение эксплуатацион­ной длины сети России примерно на 40% по сравнению с ее протя­женностью в СССР, железные дороги России по размерам перевозок занимают третье место в мире (после США и Китая) при значительном отрыве от других стран.

Столь значительная роль железнодорожного транспорта в России, нехарактерная для большинства других стран мира, определяется рядом постоянных специфических факторов, которые необходимо учитывать при разработке ближайших и особенно долгосрочных про­гнозов по объемам перевозок, выполняемых железными дорогами.




Прежде всего, это беспрецедентные сухопутные расстояния. Еще в 1901г. было закончено строительство Транссибирской железной до­роги, или, как ее тогда назвали, Великого Сибирского пути, общей длиной 6000 км, а с ответвлениями — около 8000 км. Таких сухопут­ных маршрутов не имеет ни одна страна. В мире выполняются пере­возки и на большие расстояния, но не железнодорожным, а морским транспортом.

Отметим, что в России сырьевые базы значительно удалены от про­мышленных центров и соответствующие перевозки могут выполнять­ся, как правило, только сухопутным транспортом. Это относится и к выполнению экспортных перевозок сырьевых грузов.

Кроме того, в России отсутствуют внутренние морские пути сооб­щения, соединяющие крупные промышленные центры, что совер­шенно нехарактерно для многих развитых стран. Например, в США доля внутренних морских перевозок составляет около 10%,вРоссии — менее 1 %. Каких-либо оснований для изменения этого положения в перспективе нет.

Относительно невелики и возможности речных перевозок, так как отсутствуют речные пути сообщения по оси Восток— Запад. При­родно-климатические условия в России таковы, что навигационный период составляет не более шести-семи месяцев в году, а завоз грузом на Крайний Север возможен лишь в течение двух-трех месяцев. В результате доля речного транспорта в перевозках грузов составляет и России 4 — 5%, в то время как, например, в Германии 19%, а в США 14- 15%.

Огромные расстояния, суровые зимние условия снижают и роль автомобильного транспорта в выполнении междугородних перевозок грузов и пассажиров. И хотя целый ряд перевозок на короткие расстояния может и должен быть передан с железнодорожного на автомобильный транспорт, это не окажет существенного влияния на распределение их общего объема между основными видами магист­рального транспорта.



Трубопроводный транспорт уже взял на себя основную часть пере­возок сырой нефти, но еще предстоит освоить с его помощью доставки продуктов переработки нефти, что, однако, требует крупных капита­ловложений.

В перевозках пассажиров на дальних маршрутах должна увели­читься роль авиации, но неизбежно возрастут пассажирские перевоз­ки, выполняемые высокоскоростными железными дорогами после их сооружения.

При оценке роли железнодорожного транспорта в XXI веке все большее значение приобретает экологический фактор. Уже говори­лось, что по сравнению с авиацией и автотранспортом на железных дорогах существенно ниже удельные энергетические затраты и вы­бросы вредных веществ в атмосферу. Это, кстати, является одной из важных причин быстрого роста протяженности высокоскоростных железных дорог в мире.

Следует учитывать, что в XXI веке для выработки электроэнергии, поставляемой электрифицированным железным дорогам, возможно, будут использоваться перспективные энергоносители, которые не тре­буют сжигания продуктов переработки нефти, газа или угля.

Вот почему можно говорить, что железнодорожный транспорт яв­ляется экологически чистым.

Таким образом, в условиях России стальные магистрали и на обоз­римую перспективу XXI века останутся ведущим видом магистраль­ного транспорта в освоении грузо- и пассажиропотоков.







Сейчас читают про: