Политические режимы

ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1. Происхождение, признаки и функции государства.

2. Типология государств.

1. Проблема государства - одна из приоритетных в современной политической теории. Это обусловлено тем, что государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом его политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения.

Государство не относится к вечным феноменам общества. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для упорядочения своей жизни особые институты.

В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью. В обществе с государством власть централизованной группы опирается на иерархический административный аппарат, строящий свою деятельность на базе юридических норм. Здесь действует четко установленная иерархия - разделение на лиц, владеющих политической властью и подчиняющихся ей, то есть существуют отношения управления и подчинения, где организованное меньшинство обладает монополизированной централизованной политической властью.

Существует несколько теорий и концепций происхождения государства.

1. Патриархальная теория, зародившаяся в древней Греции и получившая теоретическое обоснование в 17в. В одной из работ английского мыслителя Р. Фильмера, который рассматривал государство как продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.

2.Теологическая концепция государства, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. В этой концепции нашли отражение некоторые реальности, связанные с теократическими формами первых государств мира.

3. Теория общественного договора. Наибольшее распространение получила в XVII-XVIII вв. в трудах Г.Гроция, Д.Локка, Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо. В соответствии с ней возникновение государства есть результат своеобразного договора находящихся в догосударственном состоянии индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти передаются суверенному монарху или иному государственному институту.

4. Теория "насилия" или "захвата". Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский. В основе возникновения государства, считают они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.

5. Социально-экономическая, или марксистская, концепция, в соответствии с которой государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими.

Природа государства сложна и имеет ряд тесно связанных друг с другом измерений. Одним из важнейших измерений являются признаки государства, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.

Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на всё население в пределах определённой территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определённой территории требует установления его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия - армии, служб охраны порядка и безопасности.

В-третьих, государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администраций).

В-четвертых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в её верховенстве и независимости от любых других и внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется:

а) в общеобязательности её решений для населения;

б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;

в) в обладании рядом исключительных прав, например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер;

г) в наличии специальных средств воздействия на населения, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

В-пятых, государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической организации общества, является её основой в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы.

Функции государства - это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщённой форме. С развитием государства, усложнение его задач и ростом объема забот расширялись и углублялись функции. В современном мире в общем плане можно классифицировать функции следующим образом:

- руководство и управление. Руководство связано с выработкой государством стратегии, общих параметров и ориентиров жизни и развития общества, включая направления и принципы, методы решения экономических, социальных, политических, национальных и культурных вопросов, проблем. Управление же задействовано на выработку и применение конкретных механизмов реализации общих замыслов, задач, стратегических установок;

- внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная.

Политическая функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса, подавлением воли угнетённых классов, слоёв (для антагонистических обществ), обеспечением политической стабильности, регулированием национальных (межнациональных) отношений, взаимодействием с политическими партиями, профессиональными союзами, другими общественными институтами. К политической функции относится и выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Правовая функция всецело принадлежит государству. Осуществляя правотворчество, оно устанавливает правовые законы и нормы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан.

Организаторская функция государства состоит в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнения решений, формировании и использовании кадрового корпуса управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, решений, предписаний, информационном обеспечении политики, осуществлении мер координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объёме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использовании долгосрочного планирования, программирования.

Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, образовании, поддержании здоровья; осуществлении социальной защиты престарелых, инвалидов, молодёжи, безработных; страхование жизни, здоровья, собственности. Социальное государство стремится сгладить социальное неравенство, помочь слабым и обездоленным (путем перераспределения социального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв), обеспечить занятость и право работника на предприятии, развивать систему социального страхования, обеспечить доступность для всех образования, здравоохранения, культуры.

Образовательная функция государства. По мнению видных государственных деятелей Великобритании, США, Японии, качественное образование - основа будущего, столбовая дорога в современную цивилизацию. Многие государства стоят перед задачей, которой нет альтернативы: осуществления кардинальной реформы в сфере образования, выработка политики, охватывающей весь процесс образования от школьного до университетского. И государство в первую очередь обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставления людям разных возможностей его получения, качественную подготовку молодёжи к активной жизни.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах.

Содержание, объем и проявление функций обусловлены типом общества, его классовой структурой, волей господствующего класса. Практика убеждает в том, что чрезмерное вмешательство государства в дела общества, стремление регулировать все его процессы отрицательно сказываются на самостоятельности, инициативе, ответственности регионов, местных структур управления, порождает иждивенчество, потребительскую психологию. Поэтому за последнее время наметилась тенденция ослабления воздействия государства на отдельные общественные дела и процессы.

Таким образом, государство - это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв.

2. Тип государства определяется тем, какой социальной группе оно служит, т.е. в конечном счете, тип государства зависит от господствующего способа производства и соотносится с типом общественно-экономической формации.

Исторически известны следующие типы государства: рабовладельческое (в двух его разновидностях: античное и азиатское); феодальное, буржуазное, социалистическое. Все они отличаются различным уровнем развития экономических основ и соответственно развитостью политических структур в целом и государственных организаций и учреждений в частности.

В то же время на этапах перехода от одной общественно-экономической формации к другой существовали и существуют государства смешанного типа (от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму), которые предполагают одновременное существование элементов государства различных типов, и исторически переходного типа (государство диктатуры пролетариата), которое существует временно и предполагает полный слом старой государственной машины и постепенное создание нового типа государства.

От типа государства принято отличать его форму, которая характеризуется совокупностью способов и методов осуществления власти той социальной группой (классом), которой принадлежит государственная власть.

Форма государства определяется: формой правления, формой государственного устройства, типом политического режима.

Форма правления - организация верховной государственной власти, а также порядок образования её органов и их взаимоотношений с населением.

В соответствии с этим традиционно выделяются: монархия (абсолютная и конституционная); республика (парламентская, президентская, теократическая, смешанная и т.д.), однако следует вспомнить, что понятие республика может распространяться на государства противоположного типа. Возможно деление форм правления и следующим образом: монархия, аристократия, демократия.

Монархия - первая историческая форма правления. Она характеризуется тем, что верховная власть в стране осуществляется одним лицом. Глава государства - монарх - занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, её органа или избирателей.

Существует две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая характеризуется всевластием главы государства. При второй власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в области управления. Функции монарха в таком случае носят преимущественно представительский характер.

Республика как форма правления, хотя и возникла позже монархии, тоже известна уже в древности. Она отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Имеются три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. В любой момент времени парламент может выразить свое одобрение (вотум доверия) или неодобрение (вотум недоверия) деятельности того или иного министра, главы правительства или правительства в целом. Руководитель правительства - председатель совета министров, премьер-министр, канцлер - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Глава государства - президент здесь избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов власти он занимает скромное место. Его обязанности обычно ограничиваются представительскими функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.

Президентская республика характеризуется жестким разделением властей, при котором органы государственной власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президент здесь одновременно является главой государства и правительства, он избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент, - распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действие президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа. В президентской республике правительство отличается стабильностью, а сам президент может быть отстранён от власти лишь в случае нарушения им конструкции либо совершения преступления.

Полупрезидентская или смешанная республика не имеет типичных черт первых двух разновидностей рассматриваемой формы правления, но тяготеет к одной из них. Её характерной чертой является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В полупрезидентской республике президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. В целом же распределение полномочий и порядок взаимоотношений между различными институтами власти в полупрезидентской республике варьируется от страны к стране.

Форма государственного устройства, т.е. способ организации территориально-политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.

В зависимости от формы государственного устройства выделяют:

а) унитарные государства, которые делятся лишь на административно-территориальные единицы, не имеющие права на собственную конституцию и законодательство;

б) федеративные государства, основанные на государственном праве объединения, отдельные члены которого связаны между собой общей конституцией, причем внешним суверенитетом наделена лишь федерация в целом. Входящие в федерацию субъекты имеют собственное законодательство в рамках основных принципов федерации, правительство со своими полномочиями;

в) конфедерацию - союз государств, объединенных, как правило, в целях осуществления совместной оборонной и внешней политики. При этом сохраняется полная самостоятельность во всех других сферах.

Конфедерациями в прошлом были США (1776-1787 гг.), Швейцария до 1848 г., Германский союз в 1815-1867 гг. Хотя Швейцария и относится ныне к конфедерации, по своему устройству она в большей мере является федерацией. Черты же конфедерации имеют место в Европейском экономическом сообществе, преобразованном в 1991 г. в Европейский союз на встрече глав государств в Маастрихте.

Анализ роли и места государства в политической системе будет не полон без учёта методов, с помощью которых осуществляется государственная власть, то есть без политического режима. Современная история знает три формы политического режима: демократическую, авторитарную, тоталитарную.

Демократический политический режим - эта форма народовластия, характеризующаяся свободным волеизъявлением народа, верховенством законов, провозглашением принципа социальной справедливости и равенства всех перед законом.

Авторитарный политический режим обусловлен чрезмерным централизмом власти в руках правящей касты, запретом оппозиции, культивирование в массах раболепского отношения к власти, страха и фанатизма.

Тоталитарный политический режим - крайняя форма авторитаризма, для которой характерны: полный (тотальный) контроль государства над жизнью общества, запрещение всех демократических организаций, оппозиции и инакомыслящих. Типичным примером тоталитарных режимов является фашистская диктатура. Развернутая характеристика политических режимов дана в специальной теме.

1. Понятие, содержание и принципы классификации политических режимов.

2. Характеристика основных типов политического режима.

1. Понятие "политический режим" употребляется в нескольких значениях:

- как элемент формы государства наряду с такими элементами как форма государственного правления и строя;

- как понятие тождественное понятию "политическая система", как понятие, что означает функциональное состояние политической системы, её процессуальный, динамичный аспект.

Если политическая система передает характер и специфику функций политических институтов в статичном виде, то политический режим даёт представление об их реальном действии. В западной политологии распространено определение политического режима, данное французским политологом Керманном: "Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определённый период". В отечественной литературе политический режим рассматривается как система методов, способов и средств осуществления государственной власти, контролирующих состояние политических прав и свобод, отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

В этой формулировке сделана попытка интегрировать понимание политического режима в узком смысле (характеристика действующей власти) и в широком (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни). Образно говоря, политический режим обозначает "политический климат", существующий в конкретной стране и времени. Характеристика режима даёт подлинную картину принципов организации политической жизни общества. Часто встречаются примеры, когда в государстве существует демократическая конституция, но власть далеко не демократическая и наоборот, монархическое по форме государство является по своему характеру демократическим.

Для того, чтобы использовать понятие "политический режим" в исследовании реальной политической жизни общества, необходимо представить его как некую теоретическую модель, включающую наиболее существенные элементы и отношения всех возможных способов функционирования политической системы.

Данная модель представляет собой своеобразный тест, используя который исследователь получает возможность поставить "диагноз" изучаемой политической системе. Тест может включать различное количество показателей, но достаточное для системного видения конкретного политического процесса, отражающего основные аспекты функционирования: институциональный, социальный, духовный (сознание и культура). Можно предложить следующие показатели в качестве системных элементов функционального порядка:

1. характер взаимодействия государства и общества;

2. механизм формирования власти;

3. характер власти: концентрация или разделение;

4. роль политического лидера;

5. отношения между законодательной и исполнительной властью; центральными и местными органами;

6. использование органов принуждения;

7. роль идеологии в жизни общества;

8. наличие и статус политической оппозиции;

9. положение политических партий;

10. степень свободы СМИ;

11. отношение людей к власти;

12. тип политической культуры и поведения;

13. реальные права и свободы граждан;

14. основной принцип общественной жизни.

Конечно, каждая страна имеет свои отличные характеристики, но обнаруживаются и общие повторяющиеся черты, которые образуют устойчивые связи. Это позволяет осуществлять классификацию и создать типовые модели политического режима. Они являются своеобразными эталонами, относительно которых будут сопоставляться тестируемые объекты. В научной литературе существует множество подходов типологизации. Большинство из них системным качеством, определяющим тип режима, считают взаимоотношение между государственной властью и гражданином. Еще Аристотель отмечал, что характер правления (правильное - неправильное) определяется не внешним признаком (кто правит?), а внутренней мотивацией власти (в чьих интересах - своих или народа?). Сущность режима определяется тем, что для государства является приоритетом - права государства или права личности, в какой мере государство признает, гарантирует права людей или нарушает их.

Разнообразие проявлений политического режима зависит от множества факторов: целей и задач, которые ставят перед собой господствующие социальные силы, их партии; политический режим выступает как средство достижения цели; идеологической направленности правящих социальных сил; существует определенная связь идеологий с конкретным типом режима; соотношений и накала борьбы в обществе между разными политическими силами; международного положения государства, целей и задач внешней политики; экономического положения страны, уровня её развития; политического сознания граждан, их политической культуры; исторических традиций; моральных ценностей в обществе; тенденций мирового развития.

При прочих равных условиях формированию определённого режима может поспособствовать тип избирательной системы и форма правления (президентская или парламентская).

Типологизация политического режима осуществляется на основании следующих принципов: системный (классический) стремится охватить все системные показатели режима; фрагментарный типологизирует режим по конкретным проявлениям его основных черт. Согласно первого подхода, политический режим делят на тоталитарный, авторитарный и демократический. Они заслуживают обстоятельного рассмотрения. Второй подход определяет промежуточные режимы: авторитарно-демократический (сильная исполнительная власть и слабая законодательная и судовая); анархо-демократический (примат представительной власти, прямой демократии над исполнительною); охлократический (господство псевдоэлиты, заигрывание с массами с целью реализации узкокорпоративных интересов); олигархическо-клановый (большое влияние олигархических структур на политическую власть контроль общественных структур и масс-медиа).

Е.Шилз в качестве критерия различия типов режима рассматривает соотношение демократических и олигархических источников формирования власти. Он различает режим политической демократии; опекунскую демократию (основная цель - демократизация политики, но власть сконцентрирована в руках бюрократического государства); модернизированная олигархия (формальное существование демократических институтов, власть принадлежит бюрократической группировке, которая стремится модернизировать экономику); тоталитарная олигархия (сильная концентрация власти в руках олигархии и интенсивная мобилизация членов общества на участие в экономической жизни); традиционную олигархию (династическая или семейная власть, которая негативно относится ко всяким переменам). Ещё один подход в типологизации предложил А. Лейпхарт, исходя из соотношения типа избирательной системы и формы правления. Он выделяет четыре типа демократических режимов: президентско-можаритарный; парламентско-можаритарный; парламентско-пропорциональный и президентско-пропорциональный.

2. Тоталитарный режим основывается на тотальном (от лат. totalitas - целостность) контроле государства над обществом. Оно берёт под свой контроль не только все общественные сферы, но и личную жизнь. Понятие "тоталитаризм" ввёл в политику в 1925 г. Б.Муссолини для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х гг. этот термин начинает применяться и относительно политического режима в Советском Союзе, потом нацистской Германии, франкистской Испании. Тоталитаризм считается порождением ХХ в., ибо только на индустриальной стадии развития человечества стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление его сознанием. Феномен тоталитарного режима кроется в существовании массового человека - усреднённой личности со стандартным мышлением, которая действует "как все", не умеет критически мыслить, подчиняется общему интересу, а также в существовании массового общества - общества структурно недифференцированного, где существует разделение только на "верхи и низы", вождей и массы. Также тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях, порождённых необходимостью форсировать модернизацию общества, когда существует, с одной стороны, значительная часть люмпенизированного населения и интеллектуальных маргиналов, с другого - мощные властные, технические, психологические возможности мобилизации масс для выхода из такой ситуации. Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский выделили следующие признаки, отличающие этот режим от других: всеобщая государственная идеология; одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером; монополия государства на средства массовой информации; существование всеобщего контроля за поведением индивидов с применением методов подавления; жестко централизованный контроль над экономикой.

Первенство идеологии здесь обосновано, ибо главной целью тоталитарного режима является реализация мессианской идеи - создание нового общества на социальной или национальной основе. Этому подчинено всё, в том числе и жизнь человека. Идеология призвана показать единственно правильный путь в светлое будущее, воодушевить, собрать под знамёна режима широкие массы, оправдать определённые жертвы во имя высоких идеалов. Система образования, воспитания, пропаганда работали на то, чтобы эта идеология стала основой мировоззрения граждан. Этим во многом объясняется массовая поддержка тоталитарных режимов. Особая роль отводится партии, которая является носителем государственной идеологии. По сути дела, придя к власти она либо срастается с государством, либо становится над ним. Необычайно велика роль партийного лидера, который фактически является главой государства. Он как бы воплощает в себе всю "мудрость" идеологии, заботу власти о людях. Обычно тоталитарный режим сопровождается культом личности. Организованный террор и тотальный контроль применяется для обеспечения приверженности масс партийной идеологии и верности вождю. Спецслужбы с помощью крайних методов воздействия вынуждают общество жить в состоянии страха. Монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ способствуют изоляции общества и обеспечивали политическую мобилизацию и поддержку режима. Политическая система моноцентрична. Местные органы полностью подчиняются центральным, исполнительные органы подчиняют себе законодательные. Формирование органов власти может различаться по форме, но по сути оно осуществляется через назначение. Выборы носят безальтернативный характер. Такое построение политической системы не оставляет место альтернативным политическим институтам. Оппозиция может существовать только за пределами страны. Отношение людей к власти можно определить как полное слияние с ней, публичное признание в любви к ней. Народ как правило безоговорочно поддерживает власть, веря в то, что он понимает и выражает его интересы. Права человека на практике не соблюдаются. Они расцениваются властью как нечто второстепенное по сравнению с властью. Характерной чертой политической культуры является нетерпимость к другим взглядам и позиции. В таком обществе сфера запретного значительно больше сферы допустимого. Социальная жизнь строится по принципу "запретно всё, что не дозволено". Такова в основных чертах модель тоталитарного режима. Реальные тоталитарные режимы ХХ в. - гитлеровский, сталинский, маонистский и т.п. в той или иной мере близки к ней: Тоталитарные режимы как правило были коммунистическими и фашистскими. Леворадикальные (коммунистические) отличаются большей тоталитарностью, поскольку им удалось ликвидировать частную собственность, преодолеть церковную оппозицию. Кроме того они основываются на привлекательных идеях "интернациональной солидарности" и "светлого коммунистического будущего", в то время как фашистский режим пропагандировал исключительность своей нации и мировое господство. Считается, что крах тоталитарных режимов неизбежен. Причины их падения кроются в ограниченных возможностях для развития, так как в зародыше уничтожается всякая свободная мысль, инициатива и творчество. Такое государство демонстрирует свою неэффективность во всех сферах. Однако нельзя исключить рецедивов неототалитаризма и в наше время. В кризисном обществе есть соблазн использовать и этот путь решения проблем. Поэтому знание негативных последствий для личности, а главное освоение ценностей демократии (права и свободы, плюрализм, толерантность) могут стать важной гарантией предупреждения такого развития общества.

Авторитарный режим или авторитаризм (от лат. autoritas - власть) - режим неограниченной личной власти или группы лиц, осуществляемый диктаторскими методами. Высказываются различные точки зрения о соотношении авторитарного и тоталитарного режимов. Объединяет их антидемократическая сущность, отличия в том, что тоталитаризм - диктатура государства, а авторитаризм - диктатура личности, считают одни. Другие делают упор на отличия двух режимов и, прежде всего, ограничении авторитарной власти вмешиваться в общественную жизнь. Сохранение "рассеянной" экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, и обеспечивает возможность их трансформации. Даже есть мнение, что авторитарная власть эффективно может решать проблемы перехода к рыночной экономике, создавая таким образом экономическую платформу политической демократии.

Чтобы выяснить сущность авторитаризма необходимо определить, что является приоритетным в деятельности государственной власти, основой её мотивации. Главной ценностью является сама власть, её сохранение, укрепление. Политика является монополией существующей власти. В сферы, не связанные с политической деятельностью, авторитарный режим может не вмешиваться. Поэтому относительно независимыми могут быть экономика, культура, религия, частная жизнь. Если тоталитарный режим во многом основывается на тоталитарном насаждении идеологии с целью сознательной поддержки массами, то авторитарный не предусматривает примата идеологии и правящей партии над государственными институтами. Скорее он напоминает армейскую модель общественной жизни, где главную роль играют иерархические, вертикальные связи между его институтами. Определим основные параметры системных элементов авторитаризма.

Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних институтов власти, так и формально-демократические процедуры (выборы, референдумы). Авторитаризму, как правило, сопутствует установление сильной личной власти. Происходит как бы приватизация энергичной, волевой личностью государственной власти. Все усилия государственной машины направляются на сохранение власти пожизненно. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Суть авторитарного правления выражена в афоризме "Государство - это я", высказанном Людовиком XIV. Органы власти формируются через назначение на посты людей, преданных режиму. Там, где выборы сохраняются, они носят фиктивный характер, ибо власть заранее определяет победителя. Отрицаются принципы конституционности и законности. Чиновники действуют не по законам, а в соответствии с приказами. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Игнорируется разделение властей. Исполнительная власть главенствует над законодательной, а центральная - над местной. Авторитарный режим обеспечивает свой диктат с помощью разветвлённого аппарата принуждения и прямого насилия. Поэтому особая роль отводится силовым структурам. Репрессии направлены на реальных или возможных оппонентов власти, не допуская никакой конкуренции в политической сфере. Поэтому существование демократических институтов (оппозиция, политические партии, негосударственные СМИ) имеет скорее декоративный характер. Их деятельность строго регламентируется, находится под административным контролем, их влияние на общество минимально, так как доступ к обществу ограничен. Такой изолированный плюрализм не угрожает режиму и имеет скорее пропагандистский характер. В такой ситуации власть представляется для граждан чуждой, грозной и даже враждебной силой. Страх к власти и отвращение к политике - те чувства, которые чаще всего испытывают они. Основной чертой политической культуры является конформизм, выражающий скорее неверие в возможность что-то изменить.

Принцип "разрешено всё, кроме политики" предопределяет и меру прав человека. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Поэтому авторитарные власти всегда стремятся пропагандировать свои успехи в социально-экономической сфере, доказывая этим, что политические права второстепенны для простого человека.

Авторитарные режимы утверждаются в кризисных ситуациях, на основе неразвитых политических и социальных структур общества. Возможность возникновения авторитаризма заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию: стремление к порядку, надёжности, предсказуемости, которые отождествляются с сильной властью. Привлекательность режима авторитарного характера основана и на возможности жёсткой политической власти обеспечить экономический прогресс, предоставив свободу в экономической сфере. Политическая история демонстрирует различные варианты реализации авторитарной модели. К авторитарным режимам можно отнести бывшие абсолютные монархии и современные военные диктатуры, "патримониальные тирании", где государство есть собственность семейного клана, а также режим "частичных демократий", где господство одной партии или хунты сосуществует с изолированными формами плюрализма.

Демократический режим (от греч. demos - народ, cratos - власть) - модель функционирования политической системы, основанная на признании народа источником власти и выборности органов политической власти. Понятие "демократия" впервые встречается у Геродота. Содержание этого термина значительно расширилось и часто имеет чуть ли не противоположные значения. Универсальное определение демократии дал А.Линкольн: "Правление народа, для народа, посредством народа". В настоящее время демократию рассматривают как принцип взаимоотношений, идеал общественного устройства и как тип политического режима. В зависимости от того, кто имеет приоритет - личность, социальная группа или народ, выделяют следующие модели демократии:

1. индивидуалистические;

2. плюралистические;

3. коллективистские.

Индивидуалистическая признаёт первичность личности, поэтому главной задачей демократии является создание гарантий для индивидуальных прав и свобод. Плюралистические модели исходят из того, что реальным творцом политики являются заинтересованные группы. Назначение демократии состоит в возможности всем гражданам открыто выражать свои интересы, обеспечить возможность достижения баланса интересов. Коллективистские модели демократии признают первичность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целому, абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и личностью.

Модели демократии основываются также на преобладании принципа прямой и представительной демократии. Плебисцитарные теории делают упор на прямую демократию - непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия политических решений (референдумы, всеобщее обсуждение вопросов политической жизни, активное участие в управлении обществом). В современном обществе к такому виду демократии относят теорию участия. Репрезентативные теории основываются на принципе представительной демократии (делегирование полномочий через свободный выбор тем или иным выбранным органам и учреждениям). Здесь главным является обеспечение ответственного правления и конституционность. Воля народа выражается не прямо, она делегируется. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочии и доверии. К этому направлению относят концепцию элитарной демократии.

Если синтезировать все подходы, то в качестве основных признаков демократического режима необходимо назвать следующие:

- источником власти государства является народ;

- верховенство права в сфере властных отношений, закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан; с формальной точки зрения демократия - это власть процедуры;

- политический плюрализм, который предполагает существование на законных основаниях оппозиции, многопартийности, конкуренцию различных идеологий;

- право народа влиять на выработку политических решений через свободные выборы на основе просвещённого выбора и его сознательное участие в различных формах политической деятельности;

- разделение властей и наличие развитой системы парламентаризма;

- высокий уровень реализации прав и свобод человека и наличие эффективного механизма их защиты.

Содержание демократического режима рассмотрим на основании тех же показателей, что и другие режимы. Их качественное отличие состоит в том, что приоритетным в деятельности государственной власти является обеспечение интересов, прав и свобод своих граждан. В отношении государства и общества устанавливаются равноправные и партнёрские отношения взаимозависимости. Власть выбирается гражданами и действует в соответствии с конституционными нормами. Осуществляется реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна в своей сфере полномочий. Их взаимодействие, а также центральных и местных властей определено законом. Место и роль политического руководителя также определяется законом. Во-первых, он избирается по заранее установленным правилам. Во-вторых, законодательно ограничены и его полномочия. Это позволяет обществу не зависеть абсолютно от личных качеств и амбиций политического лидера. Отношение людей к власти строится на доводах разума, а легитимность имеет легальный характер. Использование принуждения осуществляется исключительно в правовых рамках. В политической системе исчезает монополизм государства. Свободу деятельности получают альтернативные институты - политическая оппозиция, многопартийная система, негосударственные СМИ, права и ответственность которых имеет конституционные обоснования. Средства массовой информации приобретают статус "четвёртой" власти. Плюрализм распространяется и на духовную сферу. Ни одна идеология не может быть обязательной для общества, они должны конкурировать и показывать свои достоинства через деятельность победивших на выборах политических партий. Мера прав человека уже не зависит от чьей-то милости. "Разрешено всё, что не запрещено законом" - главное правило, по которому живёт как отдельный человек, так и общество в целом. Политическая культура демократического режима имеет консенсусный характер, отличается толерантностью и уважением к праву.

Демократические режимы, существующие в современном обществе имеют существенные своеобразия. Их можно классифицировать по форме государственного правления на президентские, парламентские, президентско-парламентские; в зависимости от идеологической модели - на либеральный, социал-демократический, христиантско-демократический и национально-демократический; по этапу развития демократии - первой волны демократизации (1896-1926), второй волны демократизации (после краха фашистского тоталитаризма) (1943-1962) и демократический режим третьей волны (после 80-х гг. ХХ в.).

Демократия, как свидетельствует исторический опыт, даёт более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политического режима. Антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: