double arrow

Проектирование складского хозяйства

Содержание и проблематика логистики складирования

Функции и классификации складов

Склад – сложное техническое сооружение, которое состоит из множества различных крупных подсистем (комплекс зданий, сооружений и складского оборудования, система информационного обеспечения и т.д.) и элементов, имеющих определенную структуру, объединенную для выполнения конкретных функций по преобразованию материальных потоков.

Склад (в логистике) – место преобразования материальных потоков, направленных на удовлетворение потребностей клиентов. Логистика занимается управлением потоками материальных ресурсов, проходящими через склад или складскую сеть.

Функции складов:

1) Консолидация – укрупнение партии поставки от нескольких поставщиков.

2) Разукрупнение – расформирование партии поставки для нескольких потребителей.

3) Дистрибьюция широкой номенклатуры товаров:

4) Поддержка производства:

5) Перевалка (перегрузка) с одного вида транспорта на другой.

Задачи, выполняемые складом:

1) Выравнивание интенсивности материальных потоков в соответствии со спросом потребителя, при этом интенсивность движения материального потока должна выравниваться исходя из интенсивности потребления потребителя.

2) Преобразование ассортимента внутрискладского потока в соответствии с заказом клиента. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает большой перечень товаров от многих производителей. Создание нужного ассортимента товаров на складе позволяет эффективно выполнять заказы потребителей и осуществлять более частые поставки в объеме, необходимом клиенту.

3) Сглаживание асинхронности производственного снабжения. Одним из логистических принципов организации производства является принцип кратности поставляемой партии объему потребления в единицу времени. Складирование позволяет соблюдать этот принцип путем накапливания и комплектования такой партии, которая ему (этому принципу) удовлетворяет.

4) Унитизация партий отгрузки. При перевозках должно соблюдаться условие партионности и максимального использования грузоподъемности транспортного средства. Партия меньшая, чем грузоподъемность, может значительно увеличить издержки, связанные с перевозкой. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию унитизации небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

Классификация складов:

1) По отношению к базисным функциональным областям логистики: склад логистики снабжения, склад логистики производства; склад логистики распределения.

2) По виду продукции: склад материальных ресурсов, склад незавершенного производства; склад готовой продукции; склад тары; склад возвратных отходов; склад инструмента.

3) По отношению к участникам логистической системы: склад производителя, склад торговой компании; склад торгово-посреднической компании; склад транспортной компании; склад экспедиторской компании; склад предприятия по грузопереработке; склады прочих логистических посредников.

4) По уровню специализации: узкоспециализированные склады; склад ограниченного ассортимента; склад широкого ассортимента.

5) По степени механизации: немеханизированный склад, механизированный склад, автоматизированный склад.

6) По виду конструкций складских зданий: закрытый склад, полузакрытый склад; открытый склад.

7) По этажности здания: многоэтажный склад, одноэтажный склад высотой до 6 м, высотный склад, высотно-стеллажный склад высотой более 10 м.

8) По возможности доставки и вывоза груза: пристанционный или портовый склад (расположен на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовый склад (имеет подведенную железнодорожную ветку), глубинный склад.

9) По сочетанию основных функций хранения с их местом в логистических цепях:

– оборотный склад – выполняет перегрузку укомплектованных грузовых единиц с одного транспортного средства на другое; основные свойства: интенсивность транспортных операций и оборота товаров, большой объем переработки товаров, короткий срок хранения;

– склад хранения – обеспечивает пригодность товаров для использования в производстве; основные свойства: большой ассортимент товаров, большие сроки оборачиваемости и хранения;

– склад комиссионирования – формирует заказы в соответствии с требованиями клиентов; основные свойства оперативное комплектование грузовых единиц по производственным заданиям;

– склад временного хранения в таможенном праве специально выделенные и обустроенные помещения и (или) открытые площадки, в которые помещаются товары и транспортные средства для целей таможенной процедуры временного хранения товаров, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о гос. регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

– специальный склад обеспечивает сохранность грузов и частичную фиксацию (например, склад отходов). Для него характерны длительные сроки хранения.

10) классификация по мобильности: стационарный и передвижной склады.

Наиболее распространенной логистической классификацией складов является классификация «Swiss Realty Group».

Складские помещения класса А+: 1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров. 2. Площадь застройки 40-45%. 3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли. 4. Высокие потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов). 5. Регулируемый температурный режим. 6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения. 7. Наличие системы вентиляции. 8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения. 9. Автономная электроподстанция и тепловой узел. 10. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (не менее 1 на 500 кв.м.). 11. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей. 12. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей. 13. Наличие офисных помещений при складе. 14. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала). 15. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников. 16. Оптико-волоконные телекоммуникации. 17. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория. 18. Расположение вблизи центральных магистралей. 19. Профессиональная система управления. 20. Опытный девелопер. 21. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса А 1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров. 2. Площадь застройки 45-55%. 3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли. 4. Высокие потолки не менее 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования. 5. Регулируемый температурный режим. 6. Система вентиляции. 7. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения. 8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения. 9. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 700 кв.м.). 10. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей. 11. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей. 12. Наличие офисных помещений при складе. 13. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала). 14. Оптико-волоконные телекоммуникации. 15. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория. 16. Расположение вблизи центральных магистралей. 17. Профессиональная система управления. 18. Опытный девелопер. 19. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников. 20. Автономная электроподстанция и тепловой узел. 21. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса В+ 1. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное. 2. Площадь застройки 45-55%. 3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли. 4. Высота потолков от 8 метров. 5. Регулируемый температурный режим. 6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения. 7. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.). 8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения. 9. Система вентиляции. 10. Пандус для разгрузки автотранспорта. 11. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей. 12. Наличие офисных помещений при складе. 13. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала). 14. Оптико-волоконные телекоммуникации. 15. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория. 16. Расположение вблизи центральных магистралей. 17. Профессиональная система управления. 18. Опытный девелопер. 19. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников. 20. Автономная электроподстанция и тепловой узел. 21. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса В 1. Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное. 2. В случае двухэтажного строения – наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.). 3. Высота потолков от 6 метров. 4. Пол - асфальт или бетон без покрытия. 5. Система отопления. 6. Пожарная сигнализации и система пожаротушения. 7. Пандус для разгрузки автотранспорта. 8. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей. 9. Охрана по периметру территории. 10. Телекоммуникации. 11. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения. 12. Наличие вспомогательных помещений при складе. 13. Система вентиляции. 14. Офисные помещения при складе. 15. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников. 16. Автономная электроподстанция и тепловой узел. 17. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса С 1. Капитальное производственное помещение или утепленный ангар. 2. Высота потолков от 4 метров. 3. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия. 4. В случае многоэтажного строения – наличие грузовых лифтов/подъемников. 5. Ворота на нулевой отметке. 6. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей. 7. Система вентиляции. 8. Система отопления. 9. Пожарная сигнализации и система пожаротушения. 10. Офисные помещения при складе. 11. Ж/Д ветка. 12. Пожарная сигнализации и система пожаротушения. 13. Пандус для разгрузки автотранспорта. 14. Охрана по периметру территории. 15. Телекоммуникации. 16. Наличие вспомогательных помещений при складе.

Складские помещения класса D 1. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары. 2. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей. 3. Пожарная сигнализации и система пожаротушения. 4. Система отопления. 5. Система вентиляции. 6. Офисные помещения при складе. 7. Ж/Д ветка. 8. Телекоммуникации. 9. Охрана по периметру территории.

Цель логистики складирования – организация рационального (оптимального) движения материального потока с учетом необходимости изменения объемов и ассортимента партий поставки и перегрузки с одного вида транспорта на другой.

Предметом логистики складирования является комплекс операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.

В современной логистике склад рассматривается в двух основных аспектах:

I аспект – оперативный. Склад рассматривается, как подсистема или элемент логистической системы. В этом аспекте цель логистики складирования – обосновать целесообразность создания и использования склада в конкретной логистической системе или для конкретной поставки. Задачи оперативного аспекта логистики складирования:

– выбор подъемно-транспортного и складского оборудования;

– оптимизация внутрискладского перемещения и размещения грузов;

– эффективное использование складских мощностей и помещений;

– увеличение оперативной эффективности (уменьшение числа операций с грузами);

– улучшение логистического обслуживания и пр.

II аспект – стратегический. Склад рассматривается, как самостоятельная сложная система. В этом аспекте цель логистики складирования – определить параметры оптимальной и эффективной работы склада или складской сети. Задачи стратегического аспекта логистики складирования:

– определение целесообразности и эффективности использования складов при реализации конкретной логистической цепи по критерию логистических издержек;

– определение количества и месторасположения складов в регионе;

– выбор типа и определение мощности складов.

Основные причины, определяющие необходимость использования складов в логистике:

1) обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

2) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

3) обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;

4) уменьшение логистических при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

5) создания условий для поддержания активной стратегии сбыта;

6) увеличение географического охвата рынков сбыта;

7) обеспечение гибкой политики обслуживания.

8.3. Стратегический аспект логистики – общие вопросы формирования складской сети

При реализации стратегической цели логистики решаются следующие задачи:

1) Определение количества складов в регионе

Расходы на эксплуатацию складского хозяйства возрастают пропорционально увеличению числа складов. Такая тенденция вызвана эффектом масштаба: расширение складской сети за счет увеличения числа складов сопровождается уменьшение площади складов и, следовательно, ростом эксплуатационных затрат, приходящихся на 1 м2.

Аналогично объясняется рост затрат, связанных с управлением распределительной системой, в процессе увеличения числа складов.

Размер упущенной выгоды от продаж обратно пропорционален числу складов. Увеличения числа складов, как правило, вызвано стремлением приблизить их к месту потребления, что дает фирме возможности контролировать рынки сбыта и оперативно реагировать на изменяющиеся рыночные условия, тем самым сокращаю размер упущенной выгоды от продаж.

Объединив графики, получаем кривую зависимости общих логистических затратот числа складов в складской сети. Точка минимума общих логистических издержек соответствует оптимальному числу складов в складской сети предприятия.

2) Размещение складов в сети.

Для определения местоположения распределительного склада в регионе необходимы следующие данные:

– месторасположение (координаты) фирм производителей и потребителей (клиентов) продукции;

– объемы поставок продукции (спрос);

– маршруты доставки – характеристику транспортной сети;

– затраты (или тарифы) на транспортные услуги.

Исходя из критерия оценки эффективности, различают следующие методы определения местоположения склада:

– расположение склада определяется исходя из минимума транспортной работы. На основе комбинаторики перебираются возможные варианты расположения координат склада:

,

где – объемы спроса; – кратчайшее расстояние:

,

где , – координаты поставщика и потребителя; , – координаты склада;

– минимизация транспортной работы по «манхэттенскому» расстоянию d:

,

.

– расположение склада определяется с учетом координат размещения объектов складской распределительной системы. Метод центра тяжести:

; .

Центр тяжести по тарифу:

; .

3) Определение формы собственности каждого склада.

Выбор из альтернативы – приобретение склада в собственность или использование складов общего пользования – одна из самых главных проблем в складировании.

Собственный склад.

Преимущества: контроль качества и эффективности логистических операций; гибкость по отношению к общей политике организации; нематериальные выгоды, такие как имидж, надежность и стабильность.

Недостатки: высокие инвестиции в капитальное строительство и поддержание складского хозяйства; отсутствие гибкости, позволяющей учитывать изменяющийся спрос, в том числе сезонный.

Склад общего пользования.

Преимущества: ответственность за потерю или порчу товара несет склад; более гибкий сервис, как по критерию пространства, так и по критерию расположения; не требует инвестиций; профессионализм специалистов, предоставляющих складские услуги; наличие более совершенного оборудования и передовых методов при проведении складских операций.

Недостатки: низкий контроль логистических операций.

При разработке складской сети необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на разработку и принятие управленческого решения:

– маркетинговая стратегия, принятая в компании;

– товарная специализация фирмы;

– число клиентов и разнообразие их заказов;

– разнообразие и величины партий заказов;

– территориальное расположение клиентской базы;

– спрос на товар;

– имеющаяся логистическая инфраструктура компании;

– конкуренция на рынке;

– предложение на рынке логистических услуг в регионах сбыта;

– развитие логистической инфраструктуры в регионах сбыта.

Алгоритм выбора системы складирования приведен на рисунке.


Разработка технологической части складского хозяйства включает:

– определение цели и задач складского хозяйства и конкретного функционального назначения склада;

– сбор исходных данных для расчетов складских мощностей, анализ товарных потоков проходящих через складское хозяйство;

– определение видов транспортных средств, обеспечивающих доставку входящих на склад и исходящих со склада товарных потоков;

– определение на стратегическом уровне потребностей мощности склада с расчетом на перспективу;

– определение необходимого участка застройки, выбор места под создание складского хозяйства, – экспертиза выбранного земельного участка;

– разработка концепции освоения складских мощностей складского хозяйства.

Логистический процесс на складе определенная последовательность логистических операций и совокупность действий, обеспечивающих их выполнение с целью эффективного взаимодействия элементов и оптимизации логистической системы в целом.

Логистический процесс на складе – управление логистическими операциями, связанными с грузопереработкой (операционное управление) и налаживанием координации смежных служб, обеспечивающих эффективное функционирование склада.



Сейчас читают про: