double arrow

Производственно-количественные показатели

В этой группе показателей ключевую роль играют грузооборот (экономический грузооборот) и грузопереработка (перевалочный грузооборот). Эти показатели применяют при планировании и анализе результатов работы порта, а так же при планировании их работы.

Грузооборот – прошедшие через причальный фронт порта и перегружённые на рейде по варианту судно-судно за определённый период времени (сутки, месяц, год). Этот показатель измеряется в физических тоннах (штуках – генеральные грузы, автомобили, контейнеры; TEU), при этом физической тонной характеризуется завершённый процесс перемещения 1 тонны груза с момента его прибытия в порт и до момента отправления из порта независимо от варианта грузоперевалки. Так, если груз переваливается по варианту судно-судно, судно-вагон (автомобиль, речное судно), судно-автопогрузчик и обратно, то каждая перегружённая её тонна будет соответсвовать одна физическая тонна. Точно так же обстоит дело и при перевалке груза с прохождением его через портовые склады. Например, по вариантам судно-склад, склад-склад, склад-вагон или в обратном направлении. Каждой перегруженной тонне груза будет соответствовать 1 физической тонне.

Грузооборот характеризуется структурой, видом плавания, направлением перевозок, а так же сезонностью и равномерностью (неравномерностью) поступления груза в порт.

Грузопереработка является показателем, охватывающим весь объём перегрузочных работ, производимых по всем вариантам грузоперевалки. Этот показатель учитывается в физических тоннах и тонно-операциях, при этом под тонно-операциями подразумевается завершённый процесс перемещения 1 тонны груза в пределах 1 варианта перегрузочных работ. Однако, перемещение грузов в пределах одного склада к тонно-операциям не относят.

Так, к примеру, в завершённом перегрузочном процессе (с момента прибытия груза в порт, до момента его отправления из порта), производимом по вариантам судно-склад, склад-склад, склад-вагон или в обратном направлении каждой физической тонне соответствует 1 тонно-операция.

В практике работы портов учитываются и другие количественные показатели – количество обработанных судов, вагонов, автомобилей всего о по родам груза, а так же по производственным подразделениям порта.

Производственно-качественные показатели

Показатели данной группы дают представление об уровне организации ПГП. К ним относятся:

1. Коэффициент перевалки (Кпер), которым характеризуется среднее число грузовых операций, произведённых с каждой физической тонной в порту.

2. Коэффициент транзитности (Ктр), которым учитывается доля прямого варианта грузоперевалки.

3. Коэффициент складирования (Кск), которым рассчитывается доля складского варианта грузоперевалки.

Перечисленные коэффициенты рассчитываются по формулам:

Кпер = Qт-ом/Qфиз.т. (1. )

Кпер = Qпр/Qфиз.т. (1. )

Кпер = 1 – Ктр (1. )

Где, Qфиз.т – грузооборот в физических тоннах; Qт-оп – грузопереработка в тонно-операциях; Qпр – масса груза, перегруженного по прямому варианту.

Из совместного рассмотрения охарактеризованных показателей видно, что с увеличением доли прямого варианта (Ктр) уменьшается масса грузов, переваливаемых по складскому варианту, что в свою очередь ведёт к уменьшению количества тонно-операций.

Итого, сокращается трудоёмкость освоения грузооборота, снижается потребность в складах для хранения грузов, ускоряется процесс прохождения грузов в порту, а, в конечном счёте, улучшаются показатели деятельности портов.

Финансовые показатели

Показатели данной группы характеризуют показатели порта с точки зрения его экономической эффективности. Основными среде них являются:

1. Количественные показатели – расходы, доходы, прибыль (финансовый результат);

2. Качественные показатели – рентабельность, как отношение доходов к расходам.


Сейчас читают про: