Цель организации – повышение эффективности использования подвижного состава и труда водителей, снижение затрат времени пассажиров на поездку.
Скоростное сообщение может быть организовано при выполнении следующих условий:
1. дорожная сеть и организация движения позволяет обгонять один автобус другим
2. имеется пассажиропоток достаточной интенсивности для организации скоростного сообщения с приемлемым интервалом движения
Исходные данные для организации скоростного сообщения:
1. паспорт маршрута
2. пассажиропоток по перегонам
3. нормативы времени на скоростные рейсы
Порядок расчета:
1. определяют часть пассажиропотока подлежащую освоению автобусами скоростного сообщения; целесообразным является вариант, когда на участке маршрута имеется пассажирская корреспонденция больше номинальной вместимости автобуса
2. устанавливаются нормативы на скоростные рейсы
3. определяют число автобусов
где η – коэффициент неравномерности осваиваемого пассажиропотока;
Q – количество пассажиров (по наибольшему пассажиронапряженном перегоне).
Комбинаторный метод организации скоростного сообщения
Для него необходимые исходные данные: число корреспонденции между остановками маршрута, последовательность расположения остановок маршрута и расстояния между ними, нормативы времени проезда по участкам маршрута в различных комбинациях, ограничения по назначаемым режимом движения, задаваемым заранее.
Оптимизационный метод
Исходные данные: количество входящих и выходящих пассажиров на каждом остановочном пункте. Оптимизационной величиной служит доля автобусов, останавливающаяся на i-том остановочном пункте.
0,5≤Кi≤0,8 – обеспечение соблюдения ограничения на максимальнодопустимый интервал как в постановочном, так и в скоростном сообщении.
где Iи – интервал движения автобусов при скоростном сообщении;
Qi – число пассажиров, пользующихся i-той остановкой
Qi=qвыхi+qвыхi
Fi – число пассажиров, проезжающих мимо данной остановки.
Число пассажиров проезжающих по перегону, предшествующей данной остановке за вычетом числа пассажиров, вышедших на этой остановке. Исходный интервал должен быть ≤ 1,1 мин.
где Nоб, ск – нормы расхода топлива дляобычных с скоростных маршрутов
Rоб, ск – количество рейсов
ПВ – увеличение провозной возможности
Аоб, ск – количество автобусов