Подход к построению приближенных методов расчета прежде всего диктуется исходной конфигурацией тела.
На первой стадии, как правило, производится декомпозиция общей компоновки, выделяются основные элементы: корпус, надстройки, органы управления, в качестве которых чаще всего выступает хвостовое оперение, содержащее стабилизаторы и рули. Для каждого из этих элементов отдельно вычисляются значения присоединенных масс, а затем находятся суммарные значения путем простого сложения:
(4.40)
где – присоединенные массы корпуса; – присоединенные массынадстроек; – присоединенные массы оперения. Затем, в некоторых случаях, вводятся коэффициенты интерференции (взаимодействия) между выделенными элементами, играющие роль поправок. Основной вкладв гидродинамические характеристики инерционной природы дает корпус. Существуют оценки, что оперение следует учитывать, когда площадь оперения не менее 10% от площади проекции корпуса на плоскость органа управления, а влияние надстроек начинает сказываться, если их объем равен примерно 10... 15% объема корпуса.
Техника приближенных вычислений присоединенных масс базируется на двух различных концепциях. Одна из них применима для весьма удлиненных тел и построена на использовании решений об обтекании плоских контуров. Вторая пригодна для тел любого удлинения и основана на использовании точных решений для эллипсоидов. Последовательно рассмотрим оба подхода.