В этом и последующих разделах в основном рассматриваются вопросы, относящиеся к цилиндрическим червячным передачам, расчет геометрии которых, как и расчет геометрии глобоидных передач, стандартизован.
Цилиндрические червяки бывают следующих видов (в скобках приводятся краткие стандартные термины): архимедов червяк (червяк ZA), теоретический торцовый профиль которого — архимедова спираль; конволютный червяк (червяк ZN), теоретический торцовый профиль которого — конволюта (удлиненная или укороченная эвольвента); эвольвентный червяк (червяк ZJ); теоретический торцовый профиль которого — эвольвента. Боковые поверхности витков этих трех видов червяков представляют собой линейчатую поверхность (геликоид), т. е. поверхность, образованную движением отрезка прямой относительно оси червяка.
Кроме вышеуказанных существуют червяки с нелинейчатой главной поверхностью, а именно: образованный конусом (червяк ZK) и образованный тором (червяк ZT).
вавшийся в результате износа зубьев червячного колеса. Разноходовые червяки характеризуются с р е д н и м х о д о м, т. е. ходом средней линии витка.
|
|
В соответствии со стандартом на исходный червяк устанавливаются следующие основные параметры витков червяка:
α = 20° — угол профиля витка в осевом сечении; ha1=m — высота
головки витка червяка; hf1 = 1,2m — высота ножки витка червяка; h1 = ha1 + hf1 = 2,2m — высота витка червяка.
Остальные размеры нарезанной части червяка определяются так:
диаметр вершин витков червяка
; (3.56)
диаметр впадин червяка
df1 =d1-2hf1 = qm-2• 1,2m = m(q-2,4); (3.57)
длина b1 нарезанной части червяка:
при числе витков z1 = 1 и z1 = 2
; (3.58)
при числе витков z1 = 4
; (3.59)
где z2 — число зубьев червячного колеса (для шлифуемых и фрезеруемых червяков полученную величину b1 следует увеличить на 25 мм — при m < 10 мм; на 35...40 мм — при т = 10...16 мм; на 50 мм — при т > 16 мм).
Применение трехвитковых червяков стандартами не предусматривается.
Геометрия червячного колеса. На рис. 3.28 изображено червячное колесо в зацеплении с червяком и показаны основные размеры колеса, а именно:
диаметр делительной окружности червячного колеса
d2 = mz2; (3.60)
диаметр вершин зубьев червячного колеса в среднем сечении
; (3.61)
диаметр впадин червячного колеса в среднем сечении
; (3.62)
наибольший диаметр червячного
колеса
; (3.63)
Ширину венца червячного колеса b2
определяют в зависимости от диаметра
вершин и числа витков червяка:
при ; (3.64)
Рис. 3.28.
при . (3.65)
На рис. 3.28 тонкими линиями изображено червячное колесо, представляющее собой цилиндрическое косозубое колесо. Такая конструкция передачи характеризуется точечным контактом, следовательно, малой нагрузочной способностью и поэтому применяется в несиловых передачах.
|
|
Наиболее распространены червячные передачи, у которых зубья колеса имеют вогнутую форму и охватывают червяк по дуге с углом 2 = 60...110°. При этом образуется линейный контакт витков червяка и зубьев колеса, в результате чего значительно повышается нагрузочная способность передачи.
Межосевое расстояние червячной передачи
. (3.66)
В силовых червячных передачах рекомендуется принимать следующие значения числа зубьев червячного колеса.
z2 > 22 — при одновитковом червяке;
z2 > 26 — при многовитковых червяках.
Кинематика червячных передач. Выше говорилось о том, что червячное зацепление в сечении средней торцовой плоскостью колеса можно рассматривать как плоское зубчато-реечное зацепление, причем скорость и, осевого перемещения витков червяка равна окружной скорости v2 червячного колеса на делительной окружности.
Так как за каждый оборот червяка сечение витка смещается в осевом направлении на величину хода резьбы pz =pz1, то V1 =рz1n1 = πmz1n1; червячное колесо имеет окружную скорость v2 = πd2n2 = πmz2n2.
Так как V1 = v2, то z1n1 = z2n2 или z1ω1>, = z2 ω 2.
Следовательно, передаточное число червячной передачи
(3.67)
Передаточное число червячной передачи равно отношению числа зубьев червячного колеса к числу витков червяка.
В силовых передачах, в частности в стандартных передачах редукторов, передаточные числа принимают в пределах U = 8...80.
Основные параметры (межосевые расстояния а, номинальные передаточные числа и, сочетания модулей m и, коэффициентов диаметра червяка q и чисел витков z1) цилиндрических червячных передач д л я р е д у к т о р о в регламентированы ГОСТом. В приложении к стандарту имеется таблица, в которой приведены комбинации взаимно согласованных значений основных параметров. Указанный стандарт
Рис.3.29
предусматривает применение одно-, двух и четырехвитковых червяков, обычно с линией витков правого направления, наименьшее число зубьев червячного колеса, предусмотренное стандартом, z2 = 32.
Основные параметры (межосевые расстояния, номинальные передаточные числа, делительные диаметры червяков и ширины венцов червячных колес) глобоидных передач для редукторов также установлены ГОСТом.
Скольжение в зацеплении. На рис. 3.29, а изображены векторы окружных скоростей червяка и червячного колеса, обозначенных соответственно v4 и г>к. Приняв вращение червяка за абсолютное, а вращение червячного колеса за переносное движение, согласно известной из теоретической механики теореме о сложении скоростей можно построить парал-
лелограмм скоростей, изображенный на рис.3.29где vs — вектор относительной скорости скольжения витка червяка по зубу колеса, причем
; (3.68)
здесь — угол подъема линии витка червяка.
Как видно из рисунка, скорость скольжения в червячном зацеплении больше окружной скорости червяка. Именно в этом состоит коренноеотличие червячной передачи от зубчатой, у которой скорость скольжения значительно меньше окружной скорости.
На рис.3.29 показаны контактные линии, лежащие на боковой поверхности зубьев колеса цилиндрической передачи (б) и глобоидной передачи (в), а также изображены проекции v векторов скольжения, которые по модулю и направлению близки к окружной скорости червяка. При работе передачи контактные линии перемещаются относительно витков червяка и зубьев колеса.
Угол наклона контактных линий к вектору скорости скольжения
имеет большое значение для работоспособности червячной передачи ,
так как от этого угла зависит характер трения.
Если угол наклона контактных линий к вектору скорости скольжения мал или равен нулю, то условия для гидродинамической смазки неблагоприятны, так как слой смазочного материала течет вдоль линий контакта и масляный клин не способен создать подъемную силу, чтобы предотвратить соприкосновение трущихся поверхностей, следовательно, в этом случае будет полужидкостное трение.
|
|
Если скорость скольжения направлена поперек линии контакта (рис. 3.29, в), то создаются благоприятные условия для образования масляного клина, обладающего значительной подъемной силой, и возникает режим жидкостного трения. Именно поэтому нагрузочная способность глобоидных передач примерно в 1,5 раза выше, чем цилиндрических передач с червяками, витки которых очерчены линейчатыми поверхностями (архимедовы, эвольвентные и конволютные червяки).
Однако технология изготовления и сборки глобоидных червячных передач значительно сложнее, чем цилиндрических; кроме того, глобоидные передачи чувствительны к погрешностям монтажа и деформациям звеньев. Указанные особенности глобоидных передач приводят к тому, что область их применения сужается за счет использования более технологичных червячных цилиндрических передач с вогнутым профилем витков червяка. Такие передачи имеют нагрузочную способность в 1,3... 1,5 раза выше, чем у ранее рассмотренных цилиндрических червячных передач.
Эффективность действия масляного клина возрастает с увеличением скорости скольжения, поэтому коэффициент трения f’ и угол трения зависят от скорости скольжения, т. е. уменьшаются с увеличением этой скорости.
Так, например, при скорости скольжения vs - 0,1 м/с приведенный
коэффициент трения f' = 0,1, а при vs = 10 м/с f' = 0,02.
Таблица 3.11
Значение приведенного коэффициента трения кроме скорости скольжения зависит также от материалов червяка и червячного колеса, шероховатости активных поверхностей, качества смазки. Ориентировочные значения приведенного угла трения φ' (для червячных пар сталь — оловянная бронза) в зависимости от скорости скольжения vs приведены в табл. 3.11 (меньшие значения для шлифованных червяков; для колес из безоловянных бронз значения увеличивают примерно на 40%).
|
|