Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.Особое место в содержании технологий эффективного разрешения конфликта занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного разрешения конфликта необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.
|
|
В качестве критерия можно использовать показатель воспитанности каждой из сторон конфликта. Понятно, что если хотя бы одна из сторон конфликта представлена каким-либо подлецом или мракобесом, то разрешением таких конфликтов должны заниматься правоохранительные органы и суды. Однако, к сожалению, от конфликтов не застрахованы и вполне цивилизованные и воспитанные люди. Но существуют и некоторые универсальные, общеприменимые требования к успешному разрешению конфликта. Их иногда называют стратегическими. Эти требования исходят из необходимости учета в каждой конфликтной ситуации некоторых родовых, общих свойств психики, которые так или иначе присущи каждому человеку, такие, как стремление к свободе и творчеству, чувство собственного достоинства, вера в добро и справедливость и др. Следует отметить, что эти требования относятся к сфере поведения, а не к сфере сознания, к способу поведения, а не к образу мыслей. Последний трудно обнаружить, а тем более изменить. Сфера поведения, напротив, достаточно легко обнаруживается как на вербальном, так и на невербальном уровне, даже в таких явлениях, как выражение глаз, мимика, позы и жесты и другие невербальные средства общения. Поэтому их легче распознавать.Универсальные приемы регулирования конфликта часто рассматривают методом контраста, подразделяя их на негативные и позитивные.
Приемы регулирования конфликта:
1. Негативные:
1.1. постоянное перебивание партнера в ходе беседы, создание препятствий к свободному выражению им своей позиции;
|
|
1.2. проявление к другому своей личной неприязни, антипатии;
1.3. мелочные придирки, не связанные с существом дела;
1.4. принижение партнера, негативная оценка его личности;
1.5. попытки запугать собеседника, угрозы;
2. Позитивные:
2.1. показать собеседнику, что он излишне резок, приняв с этой целью подчеркнуто вежливый тон;
2.2. нужно хотя бы на короткое время отвлечь или переключить внимание собеседника с предмета конфликта, дать ему небольшую передышку от эмоционального напряжения, предложив хотя бы выпить чашку кофе, не менее важно обратить внимание на лучшие качества собеседника.
Конечно, все указанные тактики и приемы могут уточняться, совершенствоваться при их применении для регулирования конкретных конфликтных ситуаций, каждая из которых неповторима.