Тема №7. Информационные технологии в обосновании бизнес-планов
1 Бизнес-план, его назначение и структура
2 Основные виды бизнес-планов
3 Требования к бизнес-плану
4 Программное обеспечение бизнес-планирования
В условиях рыночной экономики нелегко добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не анализировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т.д.
Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и в тоже время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми они сталкиваются, и определяются пути и методы их решения. То есть, бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Целью такого плана может быть получение кредита, привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических направлений фирмы, оценка его рыночного положения, достижения необходимых результатов поставленных целей.
Бизнес-план включает в себя:
· изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности бизнес-проекта. Это основной документ, по которому инвестор определяет свое отношение к проекту;
· определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;
· предвидение рисков предпринимательской деятельности;
· конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
· развитие перспективного (стратегического) взгляда на предприятие и его рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.
Бизнес-план – многоплановый управленческий инструмент.
Назначение бизнес-плана:
· решение как стратегических, так и тактических задач, независимо от его функциональной ориентации;
· организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;
· выявление потенциальных возможностей бизнеса;
· анализ сильных и слабых сторон предприятия;
· формирование инвестиционных целей на планируемый период.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
· делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
· проясняет возникающие проблемы;
· стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
· улучшает координацию действий в организации;
· создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
· увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
· способствует более рациональному распределению ресурсов;
· улучшает контроль в организации.
Общие данные содержат информацию о целях проекта, экономическом окружении, юридическом обеспечении и описание внешней среды (прогнозируемые показатели инфляции, ставки налогов различных типов с возможностью их адаптации и введения новых, уровни процентных ставок по банковским кредитам, описание возможностей сбыта, конкурентная среда и т.п.).
Производственный план включает в себя следующие разделы:
· план инвестиций (затраты подготовительного периода, затраты на приобретение и создание активов – земли, оборудования, календарный план и сетевой график проекта);
· план сбыта (данные о продуктах и услугах, объемах сбыта, стратегии и условиях продаж: в кредит, авансом, лизинг с предоплатой, учет сезонности, учет задержек платежей, формирование запасов продукции);
· план производства (прямые производственные издержки: сырье, материалы, комплектующие; постоянные (общие) издержки; стратегия закупок – время и объемы; стратегия формирования запасов сырья, материалов и комплектующих и условия оплаты);
· план маркетинга (затраты на исследование рынка, рекламу, транспортировку продукции и т.д.);
· план по персоналу (должности, количество работающих, условия оплаты АУП, производственного и вспомогательного персонала).
Финансовый план включает в себя:
· план формирования собственного (акционерного) капитала (объемы и условия привлечения капитала);
· план формирования заемного капитала;
· план использования прибыли.