double arrow

Оценка различных видов транспорта

Вид транспорта Время доставки Стоимость перевозки Надежность соблюдения графика Частота отправлений Способность перевозить разные грузы Способность доставить груз в любую точку Сумма баллов
Железнодорожный  
Автомобильный  
Воздушный  
Водный  
Трубопроводный  

Чем ниже сумма баллов, тем лучше характеристика транспортного средства.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.

Проблема выбора оптимальной системы транспортировки грузов решается совместно с задачей выбора оптимального вида транспорта. Различают следующие альтернативные системы транспортировки грузов:

1. Унимодальная перевозка - осуществляется одним видом транспорта.

Применяется, когда заданы начальный и конечный пункты доставки, на которых отсутствует промежуточное складирование и грузопереработка. Например, транспортировка автомобилем бетона на строительную площадку или автомобильных двигателей с одного предприятия на другой железнодорожным транспортом.

2. Терминальная перевозка осуществляется через грузовые терминалы, расположенные по маршруту транспортировки грузов в междугородном и международном сообщении. Универсальный терминал представляет собой группу складов с единым распределительным центром и цехом технического обслуживания транспорта. Он предназначен для грузопереработки, то есть разгрузки, таможенной очистки, комплектования, а также краткосрочного (1-2 дня) хранения и отправки небольших партий (от 0,1 до 5 тонн) различных видов груза.

3. Смешанная перевозка осуществляется обычно двумя видами транспорта, при этом груз доставляется одним видом транспорта в грузовой терминал с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Разновидностью данного способа транспортировки является комбинированная перевозка, которая осуществляется несколькими видами транспорта (железнодорожным, воздушным, автомобильным) на большое расстояние в одном и том же транспортном оборудовании, например, контейнере, автофургоне.

4. Интермодальная перевозка представляет собой интегрированную систему доставки грузов несколькими видами транспорта по принципу: «от двери к двери". Она осуществляется под руководством одного экспедитора из единого диспетчерского пункта по одному транспортному документу с применением единой тарифной ставки при единой ответственности за груз и исполнение договора перевозки.

5. Мультимодальная транспортировка действует по тем же принципам, что и интермодальная. Отличительной чертой данной системы является то, что различные перевозчики выступают в роли клиентов единого транспортного агентства (оператора), услуги которого они оплачивают. Ярким примером фирмы, осуществляющей эффективные мультимодальные грузоперевозки, является американская корпорация TNT Express Worldwide, работающая по технологии JIT.

В процессе выбора оптимального перевозчика логистический менеджер проводит исследование рынка транспортных услуг, оценку потенциальных перевозчиков по основным критериям и устанавливает их рейтинг. На основе результатов такого анализа он выбирает наиболее эффективного (оптимального) перевозчика. Это сложная задача, для решения которой в логистике применяются следующие альтернативные методы выбора перевозчика:

1. Метод матриц, позволящий выбрать перевозчика по критерию минимума затрат на перевозку с учетом уровня качества сервиса.

2. Метод стоимостной оценки используется для максимизации прибыли за счет оптимального сочетания параметров перевозки и товарного рынка.

3. Метод выбора перевозчика с учетом технологических параметров, основан на связях между физическими параметрами груза (масса,объем) и системы перевозки (скорость и частота).

4. Метод элиминирования по параметрам дает возможность исключить из анализа некоторые параметры перевозчика и сосредоточить внимание на самых значимых критериях выбора.

Допустим, что для установления рейтинга перевозчика логистический менеджер использует в анализе только пять критериев, по которым он будет оценивать двух потенциальных перевозчиков А и В. Независимый эксперт оценивает результаты предыдущей деятельности перевозчиков по 5-ти балльной шкале: 5 - отлично; 4 - хорошо; 3 - удовлетворительно; 2 - плохо; 1 - очень плохо. Вес критерия определяется в результате деления общего числа рассматриваемых критериев на ранг, а рейтинг - произведения веса на ранг и на оценку (табл. 10).

Таблица 10


Сейчас читают про: