double arrow

ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ ПАССИВАМИ-ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ БАНКА

1. Методологические подходы к управлению пассивами – обязательствами банка

2. Сущность, стратегия и задачи управления пассивами банка

3.Методы управления привлеченными средствами

4. Определение стоимости привлеченных средств банков

5. Особенности процесса управления недепозитными источниками средств банка

ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА– важнейшая составляющая банковских ресурсов. По источникам возникновения П.с. делятся на депозитные(вклады, депозиты) и недепозитные(межбанковские кредиты, долговые ЦБ собственного выпуска), гривневые и в иностранной валюте.

УПРАВЛЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ БАНКОВ- деятельность по формированию и оптимизации структуры ресурсов за счет привлечения денежных средств физ. и юр. лиц, в том числе других банков, направленную на развитие активных операций, обеспечение его устойчивости и надежности, поддержание ликвидности как самого банка, так и банковской системы в целом.

Основные положения стратегии банка в У.п.с. состоит в том, чтобы:

ü использовать те источники, которые обеспечивают достижение сбалансированности целей(задач) банка и интересов его клиентов (потребителей банковских продуктов), а также минимизируют издержки привлечения средств;

ü выбирать оптимальные пропорции между величинами депозитов, заемных средств и капитала, обеспечивающие, с одной стороны, поддержание необходимой ликвидности и платежеспособности банка, а, с другой – получение необходимой прибыли и рентабельности банковских операций.

В этой связи основные задачи Банка в данной сфере банковской деятельности сводятся к следующему:

1. Не привлекать количественно лишние депозиты и ресурсы долговых ЦБ, которые на текущий или ближайший моменты невозможно разместить;

2. Изыскивать «дешевые» кредитные ресурсы по их качественным характеристикам, условиям привлечения и изъятия;

3. Соблюдать принцип информационного и страхового обеспечения, т.е. стараться привлекать на счета и депозиты те средства, мониторинг которых достаточно прост.

В практике банковской деятельности используются ценовые и неценовые методы У.п.с..

Сущность ценовых методов состоит в использовании процентной ставки по депозитам как главного инструмента в конкурентной борьбе за относительно свободные денежные средства физ. и юр. лиц. Повышение предлагаемой банком депозитной ставки позволяет привлекать дополнительные ресурсы, и, наоборот, банк, перенасыщенный ресурсами, но ограниченный в прибыльных направлениях их размещения, сохраняет или даже снижает депозитные ставки.

Неценовые методыУ.п.с. базируются на использовании разнообразных приемов стимулирования клиентов, которые непосредственно не связаны с изменением процентной ставки по депозитам. К ним относятся:

ü гарантирование банками целостности и сохранности вкладов путем организации системы страхования вкладов и т.д.;

ü реклама;

ü высокий уровень обслуживания;

ü расширение спектра предлагаемых банком счетов и услуг;

ü комплексное обслуживание клиентов;

ü предоставление дополнительных бесплатных услуг;

ü размещение филиалов в местах, максимально приближенных к клиентам;

ü установление графика работы применительно потребностям клиентов и т.д.

Процесс управления недепозитными источниками средств имеет свои особенности, с учетом которых менеджеры формируют стратегию управления ресурсами. К ним относятся:

ü гибкость управления, которая предполагает возможность менеджерам рассчитать, сколько и на какой период времени необходимо заимствовать средства;

ü высокая чувствительность к изменениям рыночной процентной ставки;

ü краткосрочный характер операций заимствования;


Сейчас читают про: