Планирование налоговых доходов как этап бюджетного процесса

На современном этапе экономического развития Российской Федерации актуальной является проблема существенного увеличения доходной базы бюджетов всех уровней, достижения их сбалансированности, обеспечения финансирования федеральных и региональных целевых программ. Исходя из задачи полноты исполнения доходной части бюджета, особую значимость приобретает требование научно-методологического обоснования процесса налогового планирования.

Планирование налоговых доходов бюджета, понимаемое как процесс установления прогнозных и оценки фактически исполненных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений, занимает важное место в теории и практике макроэкономического управления. Перспективы развития экономики государства во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений и тем предельным уровнем, который возможен в уловиях действующей экономической политики и налогового законодательства.

Основной задачей государственного налогового планирования является установление научно обоснованной величины налоговых поступлений определенного уровня бюджетной системы на заданный временной период.

Составление плана поступления бюджетных платежей в бюджетный фонд дает возможность органам государственной власти определять объемы имеющихся в распоряжении финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения государственных расходов.

Благодаря тому, что системе налогообложения присущи индикативные свойства, государство имеет возможность осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан. Сопоставление значений прогнозируемого и фактически поступившего объема налоговых платежей в бюджетный фонд позволяет делать выводы относительно состояния экономики.

Планирование налоговых доходов является особым этапом бюджетного процесса, но в то же время сохраняет и признаки процесса планирования. Бюджетное планирование и его составная часть — налоговое планирование регулируются бюджетным и налоговым законодательством, а также законодательством в области планирования и прогнозирования.

Государственное планирование налогов как процесс разработки экономически обоснованных качественных и количественных параметров предполагаемых налоговых поступлений состоит из трех этапов.

Первым этапом процесса планирования налоговых поступлений является изучение и анализ ведомствами, принимающими участие в составлении плана налоговых доходов бюджета: информации относительно действующего налогового законодательства; нормативов отчислений в доходы бюджетов нижестоящих уровней бюджетной системы; предполагаемых объемов финансовой помощи, предоставляемой из различных звеньев бюджетной системы; видов и объемов расходов, передаваемых между бюджетами. Уполномоченные ведомства предоставляют информацию о социально-экономическом развитии территории за отчетный период, формулируют и обосновывают тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год. Таким образом, начальный этап планирования — это формирование прогнозов развития территории на перспективу, также анализ исходных условий для разработки плана налоговых доходов бюджета.

Вторым этапом процесса планирования налоговых поступлений является разработка и обоснование основных направлений налоговой и бюджетной политики соответствующей территории на очередной финансовый год и на среднесрочную перспектву и разграничение налоговых полномочий между органами власти и управления различных уровней, осуществляемые на стадии определения основных параметров бюджета.

Третьим этапом процесса планирования налоговых поступлений является расчет суммы налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней, исходя из перспективных программ социально-экономического развития территории, разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой политики и методики формирования межбюджетных отношений.

Основной задачей этого этапа является определение объемов налоговых платежей в бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отраслей и экономики страны в целом, а также распределение общей суммы налоговых доходов по видам платежей.

Данный этап государственного планирования налоговых доходов бюджета является заключительной стадией процесса планирования налоговых поступлений и реализуется в ходе определения объема прогнозируемых доходов бюджетов по группам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: