Тема 8. Значение текущего и перспективного налогового планирования для определения объема налоговых доходов бюджетной системы

Основные методы формирования федерального, региональных и местных бюджетов.

Балансовый метод — это метод, заключающийся в сопоставлении уравновешивающих друг друга систем показателей (например, ресурсы и их использование, денежные доходы и расходы и т.д.).

При составлении проектов бюджетов различных уровней вначале осуществляется раздельное прогнозирование и планирование доходов бюджета и бюджетных ассигнований (расходов) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а затем составляются балансы финансовых ресурсов соответствующего уровня.

Баланс финансовых ресурсов — это баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Он представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета территории, объемов территориальных отделений государственных социальных внебюджетных фондов, сумм амортизационных отчислений и прибыли, остающейся после уплаты налогов в распоряжении предприятий и организаций и, таким образом, охватывает все основные источники средств, направленных на развитие реального сектора экономики и осуществление социальных программ.

Баланс финансовых ресурсов и затрат — это баланс, комплексно характеризующий финансовые и кредитно-денежные отношения на региональном и федеральном уровнях. Он охватывает полный состав финансовых ресурсов и каналов их распределения хозяйствующих субъектов на данной территории, а также воспроизводит последовательные стадии движения финансовых ресурсов.

На основе всего комплекса имеющейся информации Минэкономразвития РФ разрабатывает Сводный финансовый баланс Российской Федерации.

Сводный финансовый баланс Российской Федерации — это документ, содержащий систему финансовых показателей, характеризующих объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.

Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Порядок разработки сводного финансового баланса Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Программно-целевой метод — это совокупность приемов и способов согласования целей с ресурсами при помощи целевых программ. В условиях посткризисного развития экономики значение данного метода неуклонно возрастает.

Целевые программы, как свидетельствует мировая и отечественная практика, являются важнейшим элементом стратегического управления экономикой. Конкретным механизмом реализации стратегических приоритетов являются федеральные целевые программы.

Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.

По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.

В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.

Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).

Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

В федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В целях достижения эффективного взаимодействия различных целевых программ, полноценного обеспечения их финансовыми ресурсами и достижения их конечных целей, разработка целевых программ должна опираться на межотраслевые модели, помогающие оценивать намечаемые структурные сдвиги и сопутствующие им изменения в балансовых связях.

8.1. Текущее налоговое планирование. Краткосрочное и оперативное налоговое планирование.

8.2. Перспективное налоговое планирование. Индикативное налоговое планирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: