Текущее налоговое планирование. Краткосрочное и оперативное налоговое планирование

Под текущим налоговым планированием понимается оценка налоговых поступлений бюджетов всех уровней в расчете на год, при этом целесообразно разделять процесс текущего налогового планировапния на краткосрочное и оперативное планирование.

Процесс краткосрочного планирования состоит из ряда взаимосвязанных последовательных процессов:

Во-первых, осуществляется детальный анализ позитивных и негативных сторон действующего на данный момент налогового законодательства как в целом, так и по отдельным видам налогов.

Во-вторых, разрабатываются меры по внесению в налоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидацию негативных факторов, расширение налоговой базы, повышение стимулирующей роли налогов и увеличение на этой основе доходов бюджетов всех уровней.

В-третьих, анализируются экономико-хозяйственные факторы, позитивно или негативно влиявшие на поступление налогов в текущем году, и разрабатываются меры по устранению негативных факторов и закреплению позитивных тенденций.

В-четвертых, на основе проведенного анализа хода поступлений по каждому виду налогов за истекший период и ожидаемых оценок поступлений до конца текущего года с учетом предстоящих изменений налогового законодательства и всех факторов изменения экономических показателей на предстоящий год рассчитывается сумма поступлений по каждому виду налогов и всех налоговых поступлений. При этом в расчетах необходимо учитывать и возможные вероятностные отклонения важнейших социально- экономических показателей в предстоящем году, а также влияние политической обстановки в обществе.

В-пятых, проекты налоговых поступлений в составе бюджета совместно с показателями прогноза социально- экономического развития страны и соответствующих территорий на предстоящий год и проектами законодательных актов об изменениях и дополнениях в налоговое законодательство рассматриваются сначала в органах исполнительной власти, а после одобрения представляются в органы законодательной (представительной) власти. В законодательных (представительных) органах власти все эти документы детально рассматриваются, анализируются, в них вносятся необходимые изменения и дополнения, а затем они утверждаются в форме соответствующего закона.

Установленная величина налоговых доходов впоследствии законодательно утверждается в составе бюджета в целом. Однако в процессе исполнения бюджета возникает необходимость установления степени выполнения плановых заданий текущего периода, что осуществляется в рамках оперативного планирования. Для контроля за ходом поступления налоговых платежей в бюджетную систему разрабатываются ежемесячные и квартальные налоговые планы, которые не изменяют показатели законодательно утвержденного прогноза налоговых доходов бюджета, а лишь конкретизируют их, отражая во времени динамику налоговых платежей.

В то же время оперативное налоговое планирование решает задачу подготовки аналитических материалов для осуществления краткосрочного (на год) налогового планирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в экономике и их влияние на рост или снижение налоговых поступлений. Именно в процессе оперативного планирования налогов обеспечивается и закладывается фундамент будущих предложений по совершенствованию налогового законодательства. В процессе оперативного налогового планирования, наряду с финансовыми органами, активно участвуют и налоговые органы, которые на основе анализа налоговой базы и прогноза поступлений налогов на очередной месяц и квартал, вместе с выработкой предложений по улучшению действующего налогового законодательства, определяют тактику контрольной работы, а также сферу своего воздействия: перечень налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок на следующий год и основные направления их проверки. Участие налоговых органов в этом процессе предопределяется наличием у них квалифицированного анализа поступлений налогов за истекший период времени, знания оперативной обстановки с позиций влияния действующей налоговой системы на экономику и уровень налоговых изъятий.

Таким образом, оперативное и краткосрочное налоговое планирование представляют собой две составляющие единого процесса текущего планирования, качество которого во многом предопределяет полноту и своевременность исполнения бюджетов всех уровней.

Последовательность налогового планирования составляет единую линию управленческих действий на текущий период и на перспективу, так как разработка краткосрочных налоговых планов без тщательной проработки стратегии развития налоговой системы в целом может привести к разрыву между налоговыми заданиями и величиной фактически поступающих в бюджетную систему налоговых платежей. Возникает необходимость в осуществлении перспективного налогового планирования, основанного на результатах анализа отчетных данных об исполнении текущих налоговых обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: