double arrow

Гарантии местного самоуправления

Государственная гарантия МСУ.

Сочетание коллегиальности и единоначалия в МСУ.

Гласность МСУ.

Гласность – важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С помощью гласности обеспечиваются демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Реализация принципа гласности в работе органов МСУ означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.

К формам обеспечения гласности в работе ОМСУ относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т. п.

Для обсуждения ВМЗ, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц МСУ могут проводиться собрания граждан. Публичные слушания.

Руководство местной администрацией осуществляет глава местной администрации на принципах единоначалия.

В организации и деятельности представительного органа МСУ проявляются коллегиальные начала: данный орган является коллегиальным, численный состав его определяется уставом МО, и свои решения принимает в коллегиальном порядке.

Как уже говорилось, в РФ признается и гарантируется МСУ (ст. 12 Конституции РФ). Гарантии осуществления МСУ определяются в Законе № 131-ФЗ, других федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов Федерации.

Реализация рассматриваемого принципа означает, что:

– государство берет на себя обязанность обеспечить осуществление МСУ на всей территории РФ (в городских, сельских поселениях и в других МО);

– государство гарантирует самостоятельность МСУ в решении вопросов, отнесенных к его ведению;

– государство создает необходимые финансово-экономи-ческие, организационно-правовые и иные условия и предпосылки формирования и развития МСУ и его правовой защиты.

Гарантия в переводе с французского garantir означает «обеспечивать».

Система гарантий прав МСУ, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает в себя:

Общие гарантии Специальные гарантии

       
   


Экономические Собственно юридические, правовые

Политические

Духовные

В качестве общих гарантий прав МСУ можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:

– служат предпосылками стимулирования развития МСУ;

– обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов МСУ;

– создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов МСУ.

Экономической гарантией МСУ служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы: свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

Политические гарантии МСУ – это политико-правовой режим нашего государства: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы МСУ; самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.

Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др.

Специальные (юридические, правовые) гарантии МСУ представляют собой систему правовых средств, установленных Конституцией РФ, федеральными и региональными законами, уставами МО для обеспечения надлежащего осуществления МСУ, соблюдения и защиты прав граждан на его осуществление.

Среди них можно выделить:

Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность МСУ:

1) закрепляемое статьей 12 Конституции РФ положение о том, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти;

2) самостоятельность определения населением структуры органов МСУ (ст. 131 Конституции РФ);

3) организационная самостоятельность МСУ, его обособление в системе управления;

4) собственная компетенция органов МСУ, которой они наделяются в целях самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач;

5) право МО иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции;

6) учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется МСУ (ст. 131 Конституции РФ).

Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность МСУ:

1) органы МСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности;

2) органы МСУ вправе в соответствии с законом создавать организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации;

3) соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть переданы органам МСУ;

4) органы МСУ вправе самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, кроме того, они устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате;

5) органам МСУ принадлежит право выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты.

Судебная и иные правовые формы защиты МСУ.

Конституционное право МСУ на судебную защиту играет особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту МСУ.

Роль суда в сфере обеспечения правовой защиты МСУ двояка:

– во-первых, защита МСУ от неправомерных действий государственных органов власти, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, юридических и физических лиц;

– во-вторых, судебный контроль при решении вопросов об ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.



Сейчас читают про: