Лекция 10 Гарантии качества товара

· Упаковка и маркировка

В «Рекомендациях» предусмотрено, что во внешнеторговых конт­рактах указываются наименование тары или упаковки в соответствии с международным классификатором «Коды для видов груза, упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименований упаковок)», а также описания и требования к маркировке товара.

Можно отметить, что термин «упаковка» вообще имеет двоякое значение: во-первых, это материал, в который помещен товар, и в этом смысле его синонимом можно считать тару (хотя под тарой подразумевают преимущественно внешнюю упаковку); во-вторых, это и процесс затаривания, укладки, укупорки товара, завершающий обычно весь производственный процесс.

Упаковка, тара выполняет несколько функций. Прежде всего она обеспечивает сохранность товара после его изготовления — при складировании, перемещениях, перевозках, погрузочно-разгрузочных ра­ботах вплоть до доставки товара покупателю (конечному потребите­лю). Упаковка должна быть достаточно прочной, чтобы оберегать товар от возможной порчи, повреждений, хищений, неблагоприятного воздействия атмосферных осадков.

Во-вторых, характер упаковки должен создавать необходимые удобства для обращения с товаром при демонстрации его покупателям, хранении, проведении погрузочно-разгрузочных работ, доставке и при необходимости установке (монтаже) у потребителя. С этой целью ре­комендуется формировать рациональные упаковочные единицы (грузовые места), оптимальные по весу и объему, снабженные приспособ­лениями для переноски. Для облегчения перемещения (переноски) груза и снижения транспортных расходов целесообразно, чтобы упа­ковка была по возможности легкой.

Наконец, упаковка может являться носителем рекламы и другой ин­формации. Рекламно-информационная функция упаковки особо значи­ма для потребительских товаров. Хорошо продуманная упаковка придает определенный имидж товару, облегчает его узнавание, помогает отличить данный товар от конкурирующих. На самой упаковке либо в упаковоч­ных листах, вкладываемых в грузовое место, может содержаться краткая информация о товаре, сведения о его составе, способе употребления, сро­ках хранения. Все надписи на упаковке делаются на языке страны поку­пателя. Во многих западных странах они даются на 4—6 языках.

Выбор конкретных упаковочных средств (материалов) зависит от характера товара, согласованного базиса поставки, действующих в странах контрагентов законодательных норм, предписаний государст­венных органов, рекомендаций международных организаций относи­тельно упаковки тех или иных товаров с учетом современных требова­ний по безопасности упаковочных материалов. Различают два основ­ных вида упаковки: внутреннюю — неотделимую от товара (флакон с духами, тюбик с кремом, бутылка с напитком, банка консервов, пачка сигарет и т.д.) и внешнюю — пакеты, коробки, ящики, пленки, перга­мент, брезент. В последние десятилетия в качестве самой внешней упа­ковки применяются контейнеры.

Для многих товаров характерна «многослойная» упаковка. Напри­мер, при экспорте хрустальных ваз каждое изделие заворачивается и вкладывается в малую коробочку (соответственно размеру изделия), несколько таких коробочек помещаются в короба большего размера, а затем несколько коробов упаковываются в наружную тару.

Некоторые виды тары (бочки, бутыли, а также поддоны, контейне­ры) годятся для многократного использования. В таких случаях стороны контракта договариваются, является ли такая тара возвратной, т.е. подлежит ли она возврату покупателю. Тогда следует уточнить обязанности продавца по возврату тары покупателю, указав в контракте способ и сро­ки возврата тары, порядок оплаты транспортных расходов и др.

ГК РФ содержит определенные указания относительно способа упаковки (ст. 481 ГК РФ). Как общее правило, требования к таре и упаковке определяются в договоре купли-продажи. Но если такое условие в до­говоре не предусмотрено, товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового — способом, обеспечивающим сохранность товара при обычных услови­ях хранения и транспортировки.

Обычно продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не тре­бует затаривания и (или) упаковки. Но покупатель может и сам упако­вать товар либо предоставить упаковочные материалы продавцу, если это предусмотрено договором купли-продажи или вытекает из сущест­ва обстоятельства.

В определенных случаях обязательные требования к таре (упаков­ке) устанавливаются законом. Тогда продавец обязан передать покупа­телю товар в такой таре (упаковке), которая соответствует обязатель­ным требованиям.

ГК предусматривает также последствия передачи товара без тары (упаковки) либо в ненадлежащей таре (упаковке). В случаях, когда подлежащий затариванию (упаковке) товар передается покупателю без тары (упаковки) либо в ненадлежащей таре (упаковке), покупатель вправе потребовать от продавца затарить (упаковать) товар либо заме­нить ненадлежащую тару (упаковку), если иное не вытекает из сущест­ва обстоятельства или характера товара. Вместо этих требований поку­патель имеет право предъявить продавцу требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества.

Инкотермс-2000 предусматривает обязанность продавца обеспечить упаковку товара, необходимую для его перевозки, за исключением случа­ев, когда в данной отрасли торговли принято отправлять товар без упа­ковки. Продавец осуществляет упаковку в той мере, в какой ему известны обстоятельства, относящиеся к транспортировке (например, способы пе­ревозки, место назначения, требования к упаковке в стране покупателя).

Все же продавцу целесообразно выяснить и по возможности учесть разумные дополнительные требования покупателя в отношении упа­ковки поставляемого товара, особенно если это вытекает из сложившихся традиций, устоявшихся вкусов в стране назначения. А если про­давец заинтересован постоянно сбывать данный товар этому покупате­лю, желательно удовлетворять запросы покупателя по характеру упа­ковки в максимальном объеме.

С учетом существующих в России суровых климатических усло­вий, дальних расстояний и достаточно жестких требований отечественных перевозчиков российские покупатели нередко добивались от иностранных продавцов повышения прочности упаковки против общепринятой.

Так, при закупках в Индии некоторых видов пищевкусового сырья по тре­бованию наших импортеров индийские продавцы обеспечивали упаковку чер­ного перца в двойные мешки (обычно этот товар поставляется в одинарных мешках), а фанерные ящики с чайным сырьем, обтянутые металлическими по­лосами, дополнительно обшивались мешковиной.

При закупках продовольствия, непродовольственных товаров дли­тельного пользования, хрупких изделий и ряда других товаров целесо­образно включать в контракт положение о том, что обнаруженные де­фекты или нарушения упаковки считаются дефектом всего товара, и соответственно предусматривать обязанность продавца незамедли­тельно устранять выявленные дефекты упаковки или заменять по­врежденные места с применением соответствующих штрафных санк­ций в порядке возмещения покупателю понесенных убытков.

Относительно маркировки товара во Внешнеэкономическом тол­ковом словаре указано следующее: «Маркировка — текст, условные обозначения и рисунки на упаковке и (или) продукции; объекты мар­кировки — товарный знак, торговая марка, фирменное наименование, данные о товаре, почтовый адрес производителя и т.п.».

Правильное нанесение на тару, в которую упакован груз, необхо­димой информации о пункте назначения, получателе, допустимых условиях обращения с грузом во время транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ, а также о хранении гарантирует своевремен­ную и надежную доставку груза потребителю. Чтобы обеспечить опе­ративную обработку грузов, на упаковку наносят маршрутные знаки, которые помещают в строго определенных местах. Составная часть маркировки — манипуляционные знаки — условные графические изображения правил обращения с грузом, центра тяжести, места захва­та погрузчиком и стропами.

В связи с обострением проблемы зашиты окружающей среды возрас­тает роль экомаркировки; в ФРГ, например, — это знак «Голубой ангел», которым маркируются экологически чистые (безопасные) продукты (общим числом значительно более 5 тыс.). Намечается тенденция создания единой системы экомаркировки в Европе и в других частях мира.

В РФ нанесение маркировки и манипуляционных знаков произво­дится в соответствии с требованиями ГОСТа 14192-77 «Маркировка грузов».

Маркировка наносится на внешнюю упаковку товара. Как и сама упаковка товара, маркировка несет многофункциональную нагрузку. Во-первых, она содержит информацию о данном грузовом месте: наиме­нование товара, вес брутто (нетто), номер места и общее количество мест в этой партии товара (обычно указываются в виде дроби: в числителе — порядковый номер места, а в знаменателе — число мест в данной партии). В некоторых случаях указывается также изготовитель товара (продавец), его товарный знак, номер контракта, объем грузового места и др.

Вторая, не менее важная функция — обозначение транспортных реквизитов, необходимых для правильной доставки товара в пункт на­значения. Обычно указывается страна назначения и конкретный пункт назначения — станция, город или иной населенный пункт, а также получатель груза. При импорте оборудования указывается еще номер транса (маршрута транспортировки).

Остальные функции имеют специальное назначение. В частности, как отмечалось выше, маркировка может содержать указания по обраще­нию с грузом (иначе называемая предупредительной маркировкой в виде надписей «осторожно», «не кантовать», «стекло», «верх», а также графи­ческих изображений зонтика, рюмки и т.д.), информацию о соблюдении экологических требований, а также преследовать рекламные цели.

При заключении внешнеторгового контракта целесообразно пре­дусмотреть точное содержание маркировки, на каком языке она нано­сится (на языке страны покупателя или на одном из наиболее распро­страненных языков), на каких сторонах грузовых мест (на верхней сто­роне ящика, одной или двух торцевых сторонах), и оговорить, что она наносится несмываемой краской. При этом необходимо соблюдать требования транспортных организаций и условия международных со­глашений в отношении маркировки тех или иных грузов.

Стороны внешнеторговой сделки обязательно калькулируют стои­мость упаковки и маркировки, а в контракте указывается, включены расходы по упаковке и маркировке в цену товара или оплачиваются до­полнительно по согласованным ставкам в абсолютной величине или в процентах от цены товара.

· Гарантии качества товара

Гарантии являются неотъемлемым компонентом всего комплекса условий качества, особенно в контрактах на поставку машин и обору­дования. Поэтому условия о гарантиях нередко выделяются в отдельную статью внешнеторгового контракта, порой значительную по объе­му (целая страница и более).

В современной международной торговле продавцы стремятся вы­звать интерес к покупке своих товаров не только их высоким качест­вом, но и предоставлением определенных гарантий в отношении по­требительских свойств соответствующих товаров. Гарантии предо­ставляются в обязательном порядке на все технические изделия и на многие другие товары, включая продовольственные и непродовольст­венные потребительские товары относительно их пригодности к упо­треблению, сроков использования, хранения и т.п.

Естественно, покупатель заинтересован получить от продавца гаран­тии по качеству товара в возможно большем объеме. Поэтому во внешне­торговых контрактах предмет гарантии обычно излагается весьма широ­ко. В частности, оговаривается не только высокое качество самого изде­лия, отсутствие видимых и скрытых дефектов, но и надежность применяемых для изготовления материалов, надлежащая обработка, кон­структивное исполнение, необходимые технологические свойства и т.д.

Покупатель нередко стремится увеличить гарантийный срок, а про­давец — по возможности сократить его. Однако если гарантийный срок существенно увеличивается против обычного, это может повлечь удорожание цены товара. К этому следует добавить, что при импорте сложного комплектного оборудования важно соблюдать предусмот­ренные сроки выполнения строительно-монтажных работ и ввода обо­рудования в эксплуатацию; иначе не удастся уложиться и в увеличен­ные гарантийные сроки.

Существенно указать в контракте, с какого момента исчисляется га­рантийный срок. Для большинства пищевых продуктов, включая кон­сервированную продукцию, этот срок начинается с даты изготовления. Поэтому до заключения контракта надо проверить, когда была изготов­лена закупаемая партия товара. Если окажется, что срок годности (хра­нения) продукции уже истекает, такую партию закупать не следует.

Если позволяет специфика товара, российскому покупателю выгод­но, чтобы отсчет гарантийного срока начинался с даты реализации това­ра на внутреннем рынке (для потребительских товаров) либо с даты пус­ка в эксплуатацию (для машинотехнических изделий). Приемлемо для покупателя исчисление гарантийного срока с момента получения това­ра. Во многих случаях гарантийный срок отсчитывается с даты поставки товара, определяемой базисом поставки. Для транспортных средств срок действия гарантии обычно исчисляется в километраже пробега.

Гарантийный период для оборудования может определяться в контракте двояким путем: указывается гарантированный срок эксплуа­тации (например, 24 месяца), но не более предельного срока с даты поставки (соответственно 36 месяцев). Такой порядок определения га­рантийного периода имеет существенное значение, когда продавец опасается, что покупатель не обеспечит своевременный монтаж, на­ладку и пуск оборудования в эксплуатацию.

Как объем гарантийных обязательств, так и срок гарантии входят в ряд важных факторов повышения конкурентоспособности товара.

Например, ВО «Автоэкспорт» при реализации отечественных автомоби­лей через смешанные общества в западноевропейских странах увеличивало га­рантийный срок до 30 тыс. км пробега (против обычных 20 тыс. км), обеспечи­вая высокий уровень бесплатного техобслуживания в течение этого срока и до­биваясь при этом удержания цен на уровне конкурентов.

Продавец предоставляет покупателю все необходимые инструкции по монтажу, установке, наладке, эксплуатации оборудования, надле­жащему использованию и хранению других товаров, обеспечивая пе­ревод соответствующих инструкций на язык страны покупателя, что совершенно обязательно для товаров массового потребления.

Одновременно продавец требует от покупателя неукоснительного соблюдения предоставленных инструкций в течение всего гарантий­ного периода. В случае несоблюдения покупателем или конечными потребителями (пользователями) инструкций продавца последний вправе отказаться от ответственности за произошедшие повреждения или порчу товара.

Уместно в контракте предусмотреть порядок устранения дефектов, выявленных в течение гарантийного периода, который наиболее устраи­вал бы российского покупателя и конечных потребителей закупленного товара, а также оплату расходов, связанных с устранением дефектов, и применение штрафных санкций за дефектность (некомплектность) по­ставленного товара. К дефектам самого товара может приравниваться и дефектность технической документации, а также нарушение патентных прав третьих лиц, допущенных иностранным продавцом.

Конкретное содержание статьи «Гарантии» можно проиллюстри­ровать примером из контракта на импорт комплектных индукционных тигельных печей, заключенного отечественной внешнеторговой орга­низацией с крупной японской компанией.

Продавец гарантирует:

3) поставляемое оборудование соответствует наивысшим дости­жениям мировой науки и техники, которые существуют на данный вид оборудования на момент исполнения контракта;

4) высокое качество материалов, применяемых для изготовления оборудования, безупречную обработку и высокое качество технического исполнения и монтажа, обеспечивающие обычную для поставляемого вида оборудования долговечность;

8) поставляемое оборудование изготовлено в полном соответствии с описанием, техническими условиями, спецификацией и условиями контракта; испытано, обеспечивает предусмотренную производительность и качество выпускаемой продукции при условии эксплуатации и обслуживания оборудования в соответствии с инструкциями продавца;

9) доброкачественность, полноту и комплектность технической документации и чертежей, предусмотренных контрактом;

10) срок гарантии нормальной и бесперебойной работы оборудова­ния устанавливается в 12 месяцев с даты пуска его в эксплуатацию, но не более 18 месяцев с даты поставки последней части оборудования, без которой оборудование не может быть пущено в эксплуатацию. Эти сроки соответственно продлеваются, если имела место задержка в пус­ке оборудования в эксплуатацию или эксплуатация была приостановлена не по вине покупателя. Указанный срок гарантии не распространяется на быстроизнашивающиеся части;

11) датой пуска оборудования в эксплуатацию считается дата подписания «Протокола о проведении окончательных испытаний и сдачи оборудования в эксплуатацию»;

12) если в период пуска и (или) окончательных испытаний и (или) в течение сроков гарантии выявятся недостатки, неполнота и (или) не­комплектность оборудования и (или) технической документации полностью или частично, то независимо от того, могло ли это быть установлено при испытании на заводах продавца или субпоставщиков, продавец обязуется незамедлительно за свой счет устранить все обнаруженные дефекты путем исправления либо замены дефектного оборудования или его частей новым доброкачественным оборудованием.

В этом случае покупатель вправе потребовать от продавца уплаты штрафа как за просрочку в поставке, считая с даты заявления претен­зии по день устранения дефекта или по дате поставки нового оборудо­вания взамен забракованного;

8) замененная дефектная техническая документация, оборудование и (или) части возвращаются продавцу по его требованию и за его счет в срок, согласованный сторонами. Все транспортные и другие расходы, связанные с возвратом или заменой дефектных предметов, как на территории страны покупателя и страны транзита, так и на территории страны продавца, несет продавец.

Указанный выше срок гарантии в отношении нового оборудо­вания, машин, аппаратов или частей, поставленных взамен дефект­ных, начинается снова с момента ввода их в эксплуатацию;

9) если продавец по требованию покупателя без промедления не устранит заявленные дефекты, то покупатель вправе устранить их сам за счет продавца без ущерба для своих прав по гарантии, причем продавец обязан оплатить ремонт в сумме фактических расходов, нормаль­ных для данного рода операций. Мелкие недостатки, не терпящие от­срочки и не требующие участия продавца в их устранении, исправля­ются покупателем с отнесением на продавца фактических расходов;

14) если обе стороны признают обнаруженные дефекты неустранимыми или на их устранение требуется более четырех месяцев, то по­купатель вправе отказаться от контракта. В этом случае продавец воз­вращает покупателю стоимость поставленного оборудования, уплачивает штраф в размере 8% цены контракта и возмещает покупателю понесенные им в связи с этим убытки;

15) в случае если покупатель не воспользуется своим правом анну­лировать контракт, то продавец обязан без промедления за свой счет
устранить все дефекты и уплатить покупателю штраф в размере 8% стои­мости оборудования;

16) продавец обязуется по требованию покупателя направить сво­их специалистов для осуществления шефмонтажа и пуска в эксплуата­цию оборудования, поставленного по контракту;

17) продавец гарантирует покупателю, что продавец обладает в не­обходимом объеме правами на все соответствующие патенты и изобретения на поставляемое оборудование и что оборудование, поставлен­ное по контракту, может быть использовано покупателем без каких-
либо претензий со стороны третьих лиц и без нарушения каким-либо образом их прав.

В случае если покупателю или его клиентам в стране покупателя будут предъявлены со стороны третьих лиц какие-либо претензии, свя­занные с нарушением их патентных прав, продавец обязуется в таком случае возместить покупателю все расходы и убытки причиненные ему или его клиентам, связанные с нарушением этих прав.

Покупатель по получении каких-либо претензий со стороны треть­их лиц, адресованных ему или его клиентам и основанных на таком на­рушении, немедленно извещает об этом продавца, и продавец должен за свой счет и риск принять меры к урегулированию заявленных пре­тензий третьих лиц.

Завершив характеристику основных вопросов, касающихся каче­ства товара, перейдем к следующему важному условию — цене и сумме контракта.

· Установление цены и суммы контракта

Наряду с качеством товара цена является ключевым условием внешнеторгового контракта. Правильное формулирование в контрак­те условия цены во многом предопределяет эффективность проведения всей внешнеторговой операции. Именно цена чаще всего стано­вится предметом уторговывания в ходе коммерческих переговоров. И не зря цену называют «поэзией коммерции», имея в виду весь комп­лекс действий по установлению цены, начиная с калькуляции ее со­ставляющих и вплоть до окончательного согласования уровня конт­рактной цены с внешнеторговым партнером. Умение убеждать контр­агента в обоснованности названной цены, аргументировать свою позицию является важным признаком профессионализма внешнетор­гового работника!

Вспомним, что говорится в «Рекомендациях» относительно цены и суммы контракта: указывается общая сумма контракта и цена за единицу товара в валюте цены с приведением краткого наименования базиса по­ставки в соответствии с международными правилами толкования стан­дартных формулировок условий поставки товара (Инкотермс), наимено­вание и код валюты, в которой оценен товар в соответствии с классифи­катором валют, используемых для целей таможенного оформления.

В случаях, когда цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, приводится подробная формула цены либо условия ее определения с таким расче­том, чтобы при реализации всех оговоренных условий можно было од­нозначно установить цену товара и сумму контракта.

В целом это условие контракта предполагает решение нескольких вопросов:

• установления валюты цены;

• согласования с иностранным контрагентом уровня цены за количественную единицу товара определенного качества, причем цена должна быть привязана к определенному базису поставки (это не исключает возможности указать в контракте альтернативные варианты базисных условий поставки);

• определения структуры контрактной цены, а именно: какие расходы включаются в цену товара или подлежат дополнительной оплате;

• если товар неоднороден, а состоит из определенного товарного ассортимента, устанавливается общая усредненная цена на всю партию или цены определяются по позициям на каждый вид, сорт изделия;

• выбора способа фиксации цены с учетом специфики поставляемого товара, оказываемых услуг, выполняемых работ;

• целесообразности включения оговорок о возможном пересмотре цены в период после заключения контракта до поставки товара;

• применения целевых скидок и надбавок к цене;

• расчета итоговой суммы контракта.

Валюта цены определяется с учетом сложившейся коммерческой практики на данном товарном рынке. На большинство товаров цены устанавливаются в основных международных расчетных валютах — долларах США и евро, реже — в английских фунтах стерлингов и япон­ских иенах. Однако возможно установление цен в денежных единицах других валют, в том числе в российских рублях, как упоминалось ра­нее. С некоторыми развивающимися странами традиционно расчеты ведутся в их национальной валюте, например с Индией — в индийских рупиях. В торговле с Китаем в середине прошлого века в качестве рас­четной валюты была принята устойчивая валюта «нейтральной» стра­ны — швейцарский франк.

Российскому продавцу выгоднее устанавливать цену (и платеж) в более твердой валюте, тогда как для покупателя желательно использо­вание менее устойчивой (слабой) валюты, курс которой может пони­зиться к моменту исполнения сделки.

При определении уровня контрактной цены продавец стремится достигнуть максимальной величины из того диапазона мировых цен, которые складываются на более дорогих рынках (обычно это рынки стран-импортеров). В свою очередь, покупатель ориентируется на бо­лее дешевые рынки, где сосредоточено мировое производство данного товара. При этом принимаются во внимание прогнозы дальнейшего развития этого товарного рынка, ожидаемые тенденции движения цен до момента исполнения контракта.

После проведенной либерализации ВЭД в 90-е гг. весьма актуальной стала проблема координации выступлений на внешних рынках российских экспор­теров, в частности в рамках их отраслевых объединений, чтобы оптимизиро­вать ценовые условия контрактов, не допускать необоснованного занижения экспортных цен и не давать поводов для обвинений российских экспортеров в продаже товаров по «демпинговым» ценам. Сходная проблема обозначилась и в отношении импортных операций, ибо отмечалось немало случаев необосно­ванных закупок товаров за границей по явно завышенным ценам.

В структуру контрактной цены, нередко входит не только стои­мость самого товара, но и стоимость упаковки и маркировки товара, а также транспортные и иные расходы, обусловленные конкретным ба­зисом поставки. При базисе ФОБ в цену могут включаться дополни­тельные расходы по укладке груза в трюмы судна (стивидорные рабо­ты), стоимость сепарационных и крепежных материалов, необходи­мых для размещения и укрепления груза в трюмах, а также расходы по перемещению груза на причале, доковые, портовые и крановые сборы, стоимость лихтеровки (при погрузке/выгрузке товара не на береговом причале порта, а на рейде, если осадка судна превышает глубину мел­ководного причала в данном порту).

Если продавец предоставляет дополнительные услуги, связанные с поставкой товара и его использованием в стране покупателя, требуется оговорить в контракте, включается стоимость этих услуг в контракт­ную цену или подлежит оплате отдельно.

Во многих контрактах предусматривается, что все расходы и сборы, которые могут возникнуть в связи с исполнением контракта, на терри­тории страны продавца оплачиваются за счет продавца, а на территории страны покупателя — за счет покупателя. Если товар перевозится по территории третьих стран (транзитом), целесообразно предусмотреть еще, кем оплачиваются возможные расходы на транзитной территории.

При поставке неоднородного товара рекомендуется цены устанав­ливать на каждую позицию — вид, сорт, марку, типоразмер -— в отдель­ности. Это особенно целесообразно, когда продавец не гарантирует поставку товара в строгом соответствии с намеченным ассортиментом.

В контрактах на Комплектное оборудование применяется один из двух вариантов определения цены: либо указывается окончательная цена на полный комплект оборудования, либо в прилагаемой к конт­ракту спецификации комплектующих изделий указываются цены на каждое из них в отдельности.

В торговле рядом сырьевых товаров допускается поставка товара с определенными отклонениями по качеству от основного показателя (сорта), принятого за базисный. В таких случаях согласовывается цена на базисный показатель качества (сорт) и шкала скидок и надбавок за качество ниже или выше базисного в пределах допустимых отклоне­ний. Надбавка за повышенное качество называется «бонификацией», а скидка за пониженное качество — «рефакцией».

При выполнении проектных, изыскательских, строительных и иных видов подрядных работ нередко используются весьма сложные способы расчета цены и окончательной суммы контракта. При этом не всегда возможно определить точную стоимость отдельных работ, тем более их общую сумму заблаговременно. В частности, стороны могут предусмотреть возмещение фактических расходов на те или иные ма­териалы по мере их использования, на отдельные виды работ по мере их выполнения. Вполне применима повременная форма оплаты опре­деленных видов работ по согласованным ставкам. Кроме того, прода­вец (подрядчик) заинтересован в получении премиального вознаграж­дения за выполнение работ качественно и в срок.

Существует несколько способов (методов) установления (фиксации) цены в контрактах: цена может быть зафиксирована как твердая (опре­деленная, неизменная) или скользящая (плавающая, подвижная, т.е. из­меняющаяся в процессе исполнения сделки) либо предусмотрена последующая фиксация цены (цена определяется после заключения сделки).

Если стороны контракта устанавливают твердую цену, она не под­лежит изменению впоследствии в течение всего периода действия контракта независимо от сроков поставки товара. При указании в конт­ракте твердой цены не возникают трудности подсчитать общую сумму контракта.

В условиях госмонополии ВЭД почти во всех внешнеторговых контрактах фиксировались твердые цены. Даже в контрактах на экспорт нефти и газа ука­зывались твердые цены на ограниченный период поставки (квартал, полуго­дие). Это вытекало из требований существовавшей планово-отчетной систе­мы[13]. Теперь твердые цены во внешнеторговых контрактах встречаются реже, восновном при поставках наличного товара.

Твердые цены применимы при достаточно стабильной рыночной си­туации, когда поставка товара осуществляется вскоре после заключения сделки. Для продавца может оказаться целесообразным зафиксировать твердую цену, если не прогнозируется повышение цены на данном то­варном рынке или возможно ее снижение к моменту исполнения сдел­ки. Покупателю же выгодна твердая цена, когда он не опасается сниже­ния рыночных цен, а рассчитывает на их повышение. И в том, и в другом случае соответствующая сторона не заинтересована включать в конт­ракт какие-либо оговорки о возможном пересмотре цены.

Если прогнозы развития рынка, на которые ориентировался тот или иной участник ВТД, оправдаются, то избранный способ фиксации цены окажется удачным. При снижении цен на рынке выручка продав­ца по заключенному контракту не уменьшится, зато покупатель упус­тит свою выгоду. А в случае повышения рыночных цен выиграет поку­патель, но проиграет продавец.

Поэтому весьма важно отслеживать возможные изменения рыноч­ных цен, особенно при заключении сделок на биржевые товары и длите­льных сроках исполнения заказа. Поскольку каждая из сторон контракта не гарантирована от рисков понести убытки либо упустить ожидаемую выгоду, они вправе избегать установления в контракте твердой цены.

Порядок определения скользящей цены обычно таков. В своем предложении фирма указывает цену на дату предложения (базисная цена), порядок разделения этой цены на составляющие ее элементы, а также условия перехода от базисной цены к цене платежа на дату по­ставки. В процессе переговоров между поставщиком и заказчиком уро­вень базисной цены и другие коммерческие условия могут быть изме­нены против исходного предложения. В контракте окончательно фик­сируются согласованные в переговорах: базисная цена и удельные веса составляющих ее элементов (расходы на материалы, стоимость рабочей силы и неизменная часть цены; цена материалов и ставки заработ­ной платы (или отражающие их индексы) к моменту заключения сдел­ки, т.е. базисные цены и ставки; условия скольжения.

Под условиями скольжения подразумеваются условия перерасчета базисной цены в цену окончательную, по которой заказчик расплачи­вается с поставщиком. Эти условия включают так называемые перио­ды скольжения, в течение которых определяются: цены на материалы (или индексы цен) и ставки заработной платы (или индексы ставок) во время выполнения заказа в соответствии с условиями контракта, а так­же порядок определения этих величин для установленных периодов; источники, на основе которых выявляются изменения цен материалов и ставок заработной платы или соответствующих индексов.

Всегда следует указывать в контракте источники, на основании кото­рых будут учитываться изменения цен на материалы и ставок заработной платы в период изготовления машин, оборудования, других заказанных объектов.

Таким образом, скользящая цена устанавливается в контракте пу­тем определения ее исходного (базисного) уровня, структуры, т.е. доли отдельных составляющих ее элементов, входящих в постоянную часть (прибыль, накладные расходы и др.) и переменную часть (расходы на материалы, сырье, электроэнергию, оплату труда), и метода изменения составляющих элементов переменных расходов. Метод установления скользящей цены применяется в торговле судами, промышленным оборудованием с длительным сроком изготовления, а также при строи­тельстве крупных объектов.

Обычно в контракте приводится согласованная формула расчета скользящей цены, метод расчета по этой формуле и указываются доку­менты, которые продавец должен представить покупателю в подтверж­дение увеличения конкретных расходов в период исполнения заказа. За дату установления окончательной цены может быть принята дата выполнения продавцом основных обязательств (дата поставки), дата ввода оборудования или объекта в эксплуатацию или дата платежа. В контракте может быть оговорен лимит скольжения — предельная ве­личина изменения цены по сравнению с базисным уровнем.

Разновидностью скользящей цены можно считать подвижную цену. Способ установления такой цены заключается в следующем: в контракте указывается конкретная цена и допускается возможность ее пересмотра в случае изменения рыночной цены к моменту поставки товара. Такая возможность пересмотра цены обычно оформляется в виде оговорки о повышении (англ. hausse) или понижении (англ. baisse) цены. Иногда применяется оговорка только о повышении или только о понижении цены. При этом может быть оговорена минимальная величина отклонения рыночной цены от контрактной (не менее 2% или 5%), в пределах которой контрактная цена не подлежит пересмотру. Следует указать в контракте и конкретный источник, служащий осно­ванием для определения уровня рыночной цены.

Последующая фиксация цены не предусматривает указания в контракте какого-либо исходного уровня, но требуется определить конкретный период либо точную дату, когда цена должна быть зафиксирована (напри­мер, в любой момент до согласованной даты или в день поставки, или как среднеарифметическая за несколько последовательных дней). Примене­ние метода последующей фиксации цены, как и скользящей, подвижной цены, предполагает указание в контракте, на основании какого источни­ка информации определяется контрактная цена (наименование опреде­ленного официального бюллетеня, прейскуранта или иной публикации), причем к публикуемой цене могут применяться согласованные поправки по качественным показателям и коммерческим условиям данного конт­ракта. В некоторых случаях также уточняется, какая из сторон контракта имеет право выбора (опцион) момента фиксации цены.

Возможны и более сложные способы фиксации цен, в частности в торговле специфическими товарами, услугами, при выполнении осо­бых работ. Не только при фиксации твердой цены, но и при любом ином способе установления цены необходимо обстоятельно анализи­ровать состояние данного товарного рынка и прогнозировать перспек­тивы его развития.

Включение в контракт оговорок о возможном пересмотре цены после заключения контракта возможно не только при использовании метода подвижной цены, но и в других случаях, когда прогнозируется возмож­ность неблагоприятного существенного изменения рыночной цены.

Упомянем о практике применения скидок с цен и надбавок к ценам при заключении внешнеторговых контрактов. Вполне естественно, что покупатель заинтересован получить ту или иную скидку с цены, предложенной продавцом. Но и продавец в ряде случаев вправе рас­считывать на надбавку к цене. Представляется существенным не абст­рактное название различных видов скидок (простая, сложная, про­грессивная и т.д.), на чем акцентируется внимание в ряде публикаций, а целевое назначение конкретных скидок.

Так, продавец нередко предоставляет скидки своим традиционным клиентам, рассчитывая поддерживать и укреплять их заинтересованность в продолжении деловых отношений и по возможности в их расширении. Конкретные скидки могут предоставляться покупателю за увеличение объема заказа, за повторный заказ, за авансовый платеж (предоплату), оплату наличными, проведение рекламы нового товара и др.

В деловых отношениях известных друг другу партнеров практику­ется применение конфиденциальных скидок, называемых «бонусны­ми». Такого рода скидки указываются не в основном тексте контрак­та, а в особом соглашении конфиденциального характера. Нередко выплата такой скидки обособляется от основного платежа и осущест­вляется путем перевода на особый счет, возможно, в банк третьей страны.

Приведем конкретный пример получения отечественной внешнеторговой организацией скидок при импортных закупках зеленого кофе. В 60-е гг. XX в. начала функционировать Международная организация по кофе, в которую во­шли многие страны-экспортеры (Бразилия, Колумбия, другие страны Латин­ской Америки, Западной и Восточной Африки) и страны-импортеры (в том числе крупнейший импортер кофе — США и ряд стран Европы, включая СССР). По условиям Международного соглашения по этому товару стра­нам-экспортерам устанавливались определенные экспортные квоты, которые менялись в зависимости от движения рыночных цен. Однако эти экспортные ограничения не затрагивали продаж кофе на «новые рынки», к которым отно­сились страны с низким уровнем потребления, включая СССР. Внимательно отслеживая рыночную ситуацию и используя заинтересованность экспортеров в реализации своих излишков кофе в периоды перепроизводства, наши внеш­неторговые работники добивались получения больших скидок с рыночных цен при заключении контрактов на импорт этого товара. По одной из партий кофе, закупленного в восточно-африканской стране, величина скидки соста­вила почти половину рыночной цены, существовавшей на момент закупки.

Продавец, в свою очередь, может добиваться от покупателя полу­чения надбавок за повышенное качество товара, специальную упаков­ку и маркировку, срочную поставку, предоставление рассрочки плате­жа, а также за предоставление дополнительных услуг по желанию покупателя, например по оформлению тех или иных документов, стра­хованию от дополнительных рисков и т.д.

Итоговая сумма контракта указывается в самом тексте контракта, если эту сумму возможно точно определить в момент заключения сдел­ки. Но в некоторых случаях при заключении сделки стороны не имеют возможности согласовать все позиции, полный ассортимент поставля­емого товара или скалькулировать цену на те или иные позиции. При осуществлении некоторых подрядных работ их окончательная стои­мость определяется после выполнения заказа. Аналогичным образом при заключении контракта не представляется возможным определить окончательный уровень цены с последующей фиксацией или скользя­щей цены. В подобных случаях в контракте может быть указана ориен­тировочная сумма и по возможности определены допустимые откло­нения от указанной величины.

· Определение срока поставки

Согласно Венской конвенции допускается возможность заключения внешнеторгового контракта без конкретизации срока поставки. Из ст. 33 Венской конвенции вытекает, что продавец должен поставить товар в ра­зумный срок, если контракт не устанавливает (не позволяет определить) дату поставки или период времени для поставки товара. Однако в такой формулировке таится опасность разного понимания «разумности» сторо­нами контракта, и потому ее нельзя признать достаточно определенной.

Кроме того, в российской внешнеторговой практике в контракте обычно не устанавливается конкретная дата поставки. И датой постав­ки считается тот день, в который произведена фактическая поставка товара в счет выполнения обязательств по заключенному контракту, подтверждаемая транспортными или иными документами.

Обратимся к «Рекомендациям», содержащим раздел «Срок постав­ки», в котором указано, что во внешнеторговом контракте «приводит­ся порядок поставки товаров, т.е. дата завершения поставок и (или) график поставок конкретных партий с указанием срока действия конт­ракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту».

Сроку поставки может быть посвящена отдельная статья, хотя бы и весьма лаконичная.

При определении срока поставки продавец исходит прежде всего из того, имеется уже в наличии готовый товар или потребуется опреде­ленное время для его изготовления, а также для оформления необходи­мой экспортной документации и доставки товара в пункт сдачи поку­пателю. Если продается наличный товар, находящийся на определен­ном складе, поставка может быть произведена в течение нескольких дней после заключения контракта. Однако не рекомендуется указы­вать в контракте «немедленная поставка», поскольку этот термин мо­жет пониматься сторонами контракта неодинаково, причем для ино­странного контрагента это будет зависеть от сложившейся в его стране торговой практики, существующих торговых обычаев, которые могут быть неизвестны российской стороне. Все же в некоторых случаях до­пустимо предусматривать немедленную поставку, например, когда то­вар поставляется с консигнационного склада, со стенда выставки.

Для Покупателя первостепенное значение имеет не срок отгрузки то­вара продавцом, а ожидаемая дата поступления товара в место назначе­ния. Поэтому важно рассчитать реальный разрыв во времени между датой поставки товара продавцом и прибытием его к получателю. При морской транспортировке товара из-за границы необходимо учитывать продолжи­тельность морской перевозки, возможные задержки в перевалочных пунктах, время доставки железнодорожным или автомобильным транспортом от порта выгрузки до склада покупателя. В связи с этим вспомним об определенных выгодах базисного условия «DDU склад покупателя».

Продавцу во многих случаях предпочтительно определять срок по­ставки достаточно продолжительным периодом времени (в течение полугодия, квартала, месяца) и (или) предельной датой завершения поставки. С учетом взаимных интересов сторон возможно указать в контракте график поставок отдельных партий.

Продавцу бывает выгодно обусловить срок поставки какими-либо действиями покупателя, например, переводом авансового платежа, от­крытием аккредитива, предоставлением платежной (банковской) га­рантии. В случае необходимости получения экспортной лицензии это следует также соотнести со сроком поставки (или вступлением конт­ракта в силу).

С учетом особенностей поставки Продавец в некоторых случаях предлагает специфические способы определения срока поставки: «по от­крытии навигации» (например, при поставке лесотоваров из северных портов, замерзающих в холодное время года) или «после сбора урожая» (для сельскохозяйственных культур, урожай которых собирается в опре­деленный сезон, но представляется затруднительным заранее определить с точностью до недели или месяца срок готовности товара к отгрузке).

Покупатель же нередко заинтересован указать в контракте более конкретный и сжатый срок поставки, поскольку он ориентируется на прибытие импортного товара в пункт назначения к определенному времени исходя из необходимости подготовки складских помещений, выполнения соответствующих заказов конечных потребителей и т.д. Если покупателю желательно получить товар срочно, ему выгодно пре­дусмотреть поставку сразу же после заключения контракта, дать согла­сие продавцу на досрочную поставку и при необходимости оговорить надбавку к цене за срочную поставку товара.

В некоторых случаях для покупателя срок поставки является на­столько существенным условием, что несоблюдение его продавцом может повлечь автоматическое расторжение контракта покупателем (в контрактах на срок). В связи с этим в интересах продавца возможно предусмотреть некоторые льготы по срокам поставки, например, пре­доставить продавцу для завершения поставок льготные 30 или 45 дней после окончания срока поставки, указанного в контракте.

Если по контракту предусматривается периодическая поставка то­вара, целесообразно конкретизировать, будет ли она производиться равномерно в течение согласованного периода, определенными частя­ми помесячно, поквартально или с иной периодичностью.

Существенным может оказаться вопрос о досрочной поставке то­вара. Если это не отрегулировано в контракте, покупатель вправе не принимать досрочную поставку и не оплачивать стоимость досрочно поставленного товара. При заинтересованности покупателя в более позднем сроке получения товара ему не следует давать согласие про­давцу на досрочную поставку товара, продавец же зачастую бывает за­интересован зарезервировать свое право осуществить поставку ранее предусмотренного срока, что должно быть зафиксировано в контрак­те. Что касается последствий просрочки поставки, этот вопрос обычно излагается в другой статье контракта — «Санкции».

В статье контракта о сроке поставки обычно указывается еще дата поставки, т.е. день (момент) выполнения продавцом своих обяза­тельств по поставке товара и его передаче в распоряжение покупателя. Она может определяться базисом поставки, а также условиями сда­чи-приемки товара. Во избежание возникновения последующих раз­ногласий по этому поводу в процессе исполнения сделки целесообраз­но в контракте четко обозначить, что признается датой поставки това­ра и каким документом она подтверждается.

Известны различные варианты определения даты поставки:

• дата транспортного документа (накладной, коносамента), сви­детельствующего об отправке товара в адрес покупателя или указанного им лица;

• дата приемо-сдаточного акта, подписанного представителями продавца и покупателя;

• дата прибытия товара в погранпункт, согласованный сторонами контракта;

• дата прибытия товара в согласованный пункт назначения;

• дата извещения продавца о предоставлении товара в распоряжение покупателя в определенном пункте;

• дата расписки транспортно-экспедиторской организации, под­тверждающей принятие товара для отправки в адрес покупателя;

• дата складского свидетельства, подтверждающего передачу това­ра в распоряжение покупателя на определенном складе.

При поставках машин и оборудования несколькими партиями да­той поставки считается дата осуществления поставки последней части машины или оборудования, без которой все оборудование не может быть пущено в эксплуатацию.

К данной статье контракта примыкают и другие вопросы, связанные с поставкой товара, в частности порядок взаимных извещений продавца и покупателя о готовности товара к отгрузке, о сроках подачи транспортно­го средства, о произведенной отгрузке и т.д. Некоторые из них (когда та­ковых немного) могут быть изложены в этой же статье контракта.

Если же требуется детализация условий перевозки, особенно при использовании морского транспорта, перевозках в смешанном сооб­щении, массовых поставках крупных партий товара, а также при поставках специальных (скоропортящихся, негабаритных, опасных) гру­зов целесообразно такие условия выделить в отдельную статью «Транс­портные условия».

· Сдача-приемка товара по количеству и качеству

Условия сдачи-приемки товара включают несколько блоков во­просов, в том числе:

· способы (методы) проверки количества/качества товара,

· где (в каком пункте), кем (какой организацией) и

· когда осуще­ствляется сдача-приемка товара,

· какими документами подтверждаются ее результаты,

· участие сторон контракта

в процессе сдачи-приемки товара и другие обстоятельства, которые стороны контракта сочтут не­обходимым оговорить при заключении сделки.

Сдача-приемка товара по количеству и качеству может не совпа­дать по времени и оформляться разными документами. Поэтому усло­вия сдачи-приемки товара по количеству (проверка поставленного ко­личества мест, веса, объема или других единиц измерения) и по качест­ву (соответствие показателей качества поставленного товара условиям контракта) могут быть изложены в контракте обособленно. В контрак­те рекомендуется конкретизировать и порядок проверки количест­ва/качества товара, в частности проводится сплошная или выборочная проверка, от какого процента мест и каким методом осуществляется отбор проб для анализов и т.д.

Немаловажное значение имеет еще четкое разграничение между предварительной проверкой (осмотром, инспектированием, испытани­ем) товара и его окончательной приемкой.

Условие сдачи-приемки корреспондируется с другими разделами контракта, в частности с базисными условиями поставки. Во многих случаях именно базисом поставки определяется момент сдачи товара продавцом и приемки его покупателем. Однако в отечественной прак­тике широко применяется толкование условий сдачи-приемки, отлич­ное от Инкотермс и существенно расширенное по ряду параметров.

По ряду элементов условия сдачи-приемки товара существенно влияют на отработку формулировок условий платежа, что будет пока­зано далее. Поэтому достаточно логично излагать в контракте сначала условия сдачи-приемки товара, а затем условия платежа.

В «Рекомендациях» содержится весьма лаконичный раздел об усло­виях приемки товара по качеству и количеству, в котором говорится, что во внешнеторговом контракте «указываются место и сроки проведения инспекции качества и количества товара, наименование независимой экспертной организации, порядок предъявления рекламаций».

В порядке комментария к приведенному положению «Рекомендаций» от­метим как его положительную сторону, что на первый план поставлена прием­ка (инспекция) качества товара. Этим подчеркивается приоритетное значение проверки именно качества товара, ибо если качество поставленной партии то­вара окажется неудовлетворительным, то вопрос о проверке ее количества утрачивает актуальность.

Однако помимо места и сроков инспекции существенно указать, в каких до­кументах должны быть отражены ее результаты. Заметим, что инспекция прово­дится обычно в отношении качества товара, а количество проверяется иными способами. Не вполне удачно приемка товара сведена к проведению инспекции. Следовало бы разграничить предварительную проверку и окончательную при­емку товара по качеству/количеству. Инспекция может проводиться не только независимой экспертной организацией, но и самими сторонами контракта. Кроме того, в интересах российской стороны условия приемки при экспортных и импортных операциях могут существенно отличаться.

Наконец, предъявление рекламаций (претензий) возможно не только в от­ношении качества и количества товара, но и по другим основаниям. Поэтому последний вопрос логично перенести в другую статью контракта, излагающую гораздо шире весь комплекс вопросов, касающихся претензий.

Российским участникам ВТД следует стремиться отразить в конт­ракте наиболее выгодные для себя условия сдачи-приемки. К сожале­нию, во многих контрактах, заключаемых в последние годы, не указы­вается, где, когда, на основании каких документов товар считается сданным продавцом и принятым покупателем, а порой совсем отсутст­вует статья об условиях сдачи-приемки.

Во всех случаях, даже если это не оговорено в контракте, продавец обязан проверять качество товара, включая проведение необходимого внешнего осмотра и испытаний, предусмотренных контрактом, а так­же состояние тары, упаковки и правильность нанесенной маркировки. Такая проверка может начинаться в процессе изготовления товара в цехах предприятия и завершаться на складе готовой продукции непо­средственно перед отгрузкой товара.

Проверка количества товара (а в некоторых случаях и его качества) может производиться и в ином пункте отправления на территории страны продавца — в порту отгрузки, на складе железнодорожной станции отправления, в месте сдачи товара организации воздушного транспорта, а также на границе — пограничной железнодорожной станции, в частности при перевалке груза с нашей широкой железно­дорожной колеи на узкую колею иностранных железных дорог (или наоборот) либо в пограничном пункте на шоссейной трассе при пере­возках автомобильным транспортом.

Российскому продавцу наиболее выгодно предусмотреть в конт­ракте, что товар считается сданным продавцом и принятым покупателем по качеству (по возможности окончательно) на основании серти­фиката качества (сертификата соответствия), выданного предприяти­ем-изготовителем или другой организацией в России. Покупатель может направить своего представителя для участия в проверке соответ­ствия качества товара условиям контракта, правильности упаковки и маркировки, причем его участие в такой проверке следует зафиксиро­вать в контракте. В случае обнаружения дефектов обычно предусмат­ривается обязанность продавца без промедления устранить их или за­менить дефектную партию товара.

Что касается сдачи-приемки товара по количеству, российский экспортер заинтересован в том, чтобы товар считался сданным продав­цом и принятым покупателем по количеству мест и весу, указанному в транспортном документе, свидетельствующем об отгрузке товара в ад­рес покупателя. При такой ситуации продавцу не требуется оформлять какие-либо дополнительные документы.

Во многих случаях иностранный покупатель настаивает на прове­дении проверки качества/количества товара в пункте назначения. Тог­да российскому продавцу целесообразно оговорить в контракте право на участие своего представителя в такой проверке либо проведение проверки незаинтересованной компетентной контрольной организа­цией, которой продавец вполне доверяет.

Если сдача товара производится на основании документа, выдан­ного до отгрузки, продавец обязан позаботиться о полной сохранности товара до момента его отгрузки (вывоза).

Покупатель заинтересован в тщательной проверке импортируемого товара, особенно его качества, и чтобы проверка товара осуществлялась по возможности с участием его представителей в несколько этапов: в процессе изготовления товара, перед отгрузкой из-за границы, а затем по прибытии товара в страну покупателя. Проверка товара (осмотр, инс­пектирование, испытания, проведение анализов) в стране продавца мо­жет носить предварительный характер с целью установить, соответству­ет ли подготавливаемый к отгрузке товар качественным и техническим характеристикам контракта, своевременно устранить выявленные де­фекты и предотвратить отгрузку некачественного товара.

Инспектирование и испытания относятся, прежде всего к постав­кам из-за границы комплектного оборудования, на чем подробнее остановимся ниже. Вместе с тем проведение предварительного осмот­ра, инспектирования товара до отгрузки из-за границы целесообразно при импорте крупных партий любых товаров. При невозможности на­править в страну продавца инспекторов-приемщиков покупателя про­верка импортного товара, включая проведение анализов, испытаний, может быть поручена надежной контрольной организации.

В интересах покупателя предусмотреть в контракте окончательную сдачу-приемку товара по количеству и качеству в стране назначения, на­пример во входном порту, сухопутном погранпункте, но лучше в конеч­ном пункте назначения — на складе получателя, на строительной пло­щадке, в месте реализации товара. По импортному оборудованию поку­пателю целесообразно предусмотреть окончательную приемку после ввода оборудования в эксплуатацию и достижения контрактных техни­ческих показателей. В целях соблюдения принципа взаимности покупа­телю не следует возражать против участия представителей продавца в окончательной сдаче-приемке товара на территории страны покупате­ля. При этом возможно совместное подписание сторонами контракта соответствующего протокола или акта сдачи-приемки.

Альтернативно окончательная сдача — приемка товара по качест­ву/количеству в стране покупателя может оформляться на основании акта, составленного авторитетной нейтральной организацией, како­вой в нашей стране является группа «СОЭКС» с многочисленными входящими в ее состав организациями и представительствами. Но и в этом случае не исключается присутствие иностранного продавца или его представителя при окончательной приемке товара. По желанию продавца приемо-сдаточные документы составляются на одном из иностранных языков.

Еще один важный вопрос — какие последствия влечет выявление некачественного товара при его окончательной приемке. Исходя из интересов покупателя возможны следующие действия:

1) аннулирование контракта с возвратом забракованного товара продавцу и возмещением им транспортных расходов и убытков, понесенных покупателем;

2) замена забракованного товара доброкачественным в установ­ленный срок с применением санкций в случае просрочки поставки;

3) принятие товара покупателем с соответствующей уценкой, если выявленные дефекты не причинят вреда потребителям;

4) устранение дефектов на месте представителями продавца;

5) устранение дефектов силами покупателя за счет продавца.

Покупатель может оговорить в контракте свое право выбора ис­пользовать тот или иной вариант действий по результатам окончатель­ной приемки товара.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: