Производство в суде кассационной инстанции

Введение в гражданский процесс новой полноценной апелляционной инстанции затронуло и иные способы пересмотра судебных актов. Так, гл. 40 ГПК РФ о производстве в суде кассационной инстанции была признана утратившей силу, а гл. 41 ГПК РФ о производстве в суде надзорной инстанции была переименована в "Производство в суде кассационной инстанции". Соответственно, в данную главу ГПК РФ внесены серьезные изменения.

Нормы о кассационном обжаловании были перенесены в раздел ГПК РФ о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений. "Новая кассация" будет отличаться от "старой" тем, что в этом порядке будут оспариваться вступившие в законную силу судебные постановления. На это прямо указано в новой редакции ст. 376 ГПК РФ в редакции Закона N 353-ФЗ.

В соответствии с новыми правилами, изложенными в ст. 377 ГПК РФ в редакции Закона N 353-ФЗ, судебные постановления, вступившие в законную силу (за исключением судебных постановлений Верховного Суда РФ), могут быть обжалованы в кассационном порядке лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если такими судебными постановлениями нарушаются их права и законные интересы.

Кассационное обжалование судебных постановлений допускается в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу и только при условии, что лица, обратившиеся с кассационной жалобой, ранее обжаловали судебное решение в апелляционном порядке.

Существенным нововведением является то, что кассационная жалоба, в отличие от апелляционной, подается теперь непосредственно в суды кассационной инстанции. Согласно ст. 377 ГПК РФ в новой редакции к ним относятся:

1) президиум судов субъектов РФ - для кассационного обжалования апелляционных определений верховных судов субъектов РФ и районных судов; судебных приказов, решений и определения районных судов и мировых судей;

2) президиум окружного (флотского) военного суда - для кассационного обжалования апелляционных определений окружных (флотских) военных судов и решений и определений гарнизонных военных судов;

3) Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ - для кассационного обжалования постановлений и апелляционных определений президиумов судов субъектов РФ; решений и определений районных судов, принятых ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно регионального суда субъекта РФ;

4) Военная коллегия ВС РФ - для кассационного обжалования постановлений президиумов окружных (флотских) военных судов; апелляционных определений окружных (флотских) военных судов и определений гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

Требования к содержанию кассационной жалобы и представления изложены в новой редакции ст. 378 ГПК РФ. В этих документах должна быть указана следующая информация:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

7) просьба лица, подающего жалобу, представление; если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, - указание на принятое по жалобе, представлению решение.

При изучении материалов дела в кассационной инстанции судья может вынести определение о приостановке исполнения судебного решения, если об этом просит податель кассационной жалобы или представления (ч. 1 ст. 381 ГПК РФ в новой редакции). Данное правило ранее было предусмотрено для рассмотрения судебных споров в порядке надзора (ч. 4 ст. 381 ГПК РФ в действующей редакции).

Указанные правила являются еще одним свидетельством того, что кассационное производство в соответствии с Федеральным законом N 353-ФЗ имеет много общего с дореформенными правилами разрешения споров в порядке надзорного производства. Различные процедуры рассмотрения споров в порядке кассации и надзора в новой редакции ГПК РФ различаются лишь формально. Судья, рассматривающий кассационную жалобу или представление, может отказать в их принятии или передать на дальнейшее рассмотрение суду кассационной инстанции. Согласно ст. 383 ГПК РФ отказ в принятии обязательно должен быть мотивирован. При этом Председатель ВС РФ или его заместители могут не согласиться с решением об отказе в передаче кассационной жалобы или представления на рассмотрение ВС РФ (новая редакция ч. 3 ст. 381 ГПК РФ). Данная норма содержит некоторое упущение, а именно: не предусмотрена возможность Председателя верховного суда субъекта РФ, Председателя окружного (флотского) военного суда, а также их заместителей оспаривать решения судей соответствующих судов, принимающих определение об отказе в принятии к рассмотрению кассационной жалобы или представления. Из содержания новой редакции ч. 3 ст. 382 ГПК РФ следует, что законодатель также обошел вниманием полномочия указанных лиц в связи с продлением сроков рассмотрения спора в суде кассационной инстанции.

Судья изучает кассационную жалобу либо по материалам, изложенным в ней, либо по материалам истребованного дела. Данное обстоятельство влияет и на сроки рассмотрения кассационной жалобы. В кассационных судах, за исключением ВС РФ, кассационная жалоба или представление рассматриваются в течение одного или двух месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования и до поступления дела в распоряжение кассационного суда. Для ВС РФ установлены другие сроки: два месяца без истребования дела и три месяца, если дело было истребовано. Этот срок может быть продлен Председателем ВС РФ или его заместителями, но не более чем на два месяца.

В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 386 ГПК РФ в суде кассационной инстанции дело должно быть рассмотрено в течение одного или двух месяцев, если судебный спор рассматривается в ВС РФ.

Судья-докладчик в судебном заседании излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений по этому делу и доводы лица, участвующего в споре, которые послужили основанием для передачи кассационной жалобы или представления на рассмотрение. Затем свои объяснения по делу могут дать лица, участвующие в споре. Судьей-докладчиком в президиумах ВС РФ и верховных судов субъектов РФ могут быть только Председатели соответствующих судов или их заместители, а в коллегиях ВС РФ - любые судьи.

Согласно ч. 2 ст. 390 в новой редакции ГПК РФ в кассационном суде не могут рассматриваться доказательства, которые не были предметом рассмотрения в судах низших инстанций.

По результатам рассмотрения дела в кассационной инстанции президиумы Верховного Суда РФ, судов субъектов РФ принимают постановления, а коллегии Верховного Суда РФ - определения. Основания для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке предусматриваются те же, что и для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора в действовавшей ранее редакции ГПК РФ.

В Федеральном законе N 353-ФЗ уточняется, что судебное постановление может быть отменено или изменено, если существенное нарушение норм материального или процессуального права повлияло на исход дела и без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 390 ГПК РФ в редакции Закона № 353-ФЗ суд должен рассматривать кассационную жалобу или представление в пределах изложенных в них доводов, но в интересах законности он может выйти за пределы доводов лиц, обратившихся в кассационный суд. Однако рассматривать необжалованные судебные постановления суд не вправе.

Полномочия суда кассационной инстанции практически ничем не отличаются от предусмотренных ранее полномочий суда надзорной инстанции в ст. 390 ГПК РФ. При отмене судебного постановления суд кассационной инстанции вправе направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд либо отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.

В Федеральном законе N 353-ФЗ уточняется, что при направлении дела на новое рассмотрение кассационный суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей.

В постановлении или определении суда кассационной инстанции должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего постановление или определение;

2) дата и место принятия постановления или определения;

3) дело, по которому принято постановление или определение;

4) наименование лица, подавшего кассационные жалобу, представление о пересмотре дела в кассационном порядке;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений;

7) выводы суда по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления;

8) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.

При оставлении кассационных жалобы или представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы жалобы или представления отклоняются.

Тема 16.5: Производство в надзорной инстанции (НИ) - глава 41. 1).

Федеральным законом N 353-ФЗ в ГПК РФ введена новая гл. 41.1 о производстве в суде надзорной инстанции. Произведенная реформа процедур пересмотра судебных актов сильно сблизила кассационный порядок обжалования и обжалование судебных актов в порядке надзора.

А) Суды надзорной инстанции

В порядке надзора в соответствии с новой редакцией ГПК РФ могут быть обжалованы только те дела, которые уже были рассмотрены в ВС РФ по первой инстанции или в порядке апелляционного или кассационного обжалования. Таким образом, значительное число судебных актов более нельзя будет пересмотреть в порядке надзора. Однако это не означает, что данные судебные акты вовсе не могут быть пересмотрены: после вступления в законную силу большая их часть может быть пересмотрена в кассационном порядке.

Следовательно, возможность оспаривать судебные акты у лиц, участвующих в споре, и иных лиц, законные интересы которых нарушены принятым судебным актом, сохраняется.

Б) Рассмотрение надзорных жалоб и представлений

Надзорные жалобы и представления подаются непосредственно в ВС РФ лицами, участвующими в деле, или иными лицами, законные интересы которых были нарушены принятым судебным постановлением. Такие акты могут быть оспорены в течение трех месяцев с момента их вступления в законную силу.

Так же, как и в кассационном порядке, судья ВС РФ рассматривает жалобы или представления в порядке надзора. Он вправе исследовать обстоятельства дела по материалам, приложенным к жалобе или представлению, или же вправе истребовать обжалуемое дело. В последнем случае он вправе приостановить исполнение вступившего в законную силу судебного постановления. В новой главе ГПК РФ о надзорном обжаловании предусмотрен такой же порядок рассмотрения спорного дела, с указанием тех же сроков обжалования и рассмотрения, теми же полномочиями судей надзорной инстанции, что и в соответствующих случаях в новой главе ГПК РФ о кассационном обжаловании.

В соответствии со ст. 391.9 ГПК РФ судебные акты, рассматриваемые в порядке надзора, подлежат отмене или изменению, если Президиумом ВС РФ были установлены нарушения:

1) прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;

2) прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;

3) единообразия в толковании и применении судами норм права.

В отличие от норм АПК РФ о надзоре (гл. 36 АПК РФ) в ГПК РФ в новой редакции сохранится положение об особых правах Председателя ВС РФ и его заместителя на внесение в Президиум ВС РФ представления о пересмотре дел в порядке надзора. Однако действующие положения ст. 389 ГПК РФ были дополнительно ограничены запретом на участие Председателя ВС РФ или его заместителя в рассмотрении своего представления, запретом на внесение представления по истечении шести месяцев после вступления судебного акта в законную силу, а также указанием на то, что Председатель ВС РФ или его заместитель могут внести указанное представление только по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора. Представление Председателя ВС РФ или его заместителя может быть подано в Президиум ВС РФ только в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных актов и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, либо существенно ограничили эти права. Федеральным законом N 353-ФЗ к таким нарушениям отнесены, в частности, ограничения права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон.

Полномочия суда надзорной инстанции практически ничем не отличаются от полномочий, предусмотренных сейчас в ст. 390 ГПК РФ. В Федеральном законе N 353-ФЗ уточняется, что при направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей.

В) Постановление Президиума ВС РФ, принятое в порядке надзорного производства

В постановлении Президиума ВС РФ должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего постановление;

2) дата и место принятия постановления;

3) дело, по которому принято постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений;

7) выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;

8) мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Согласно новой ст. 391.14 ГПК РФ судебные акты суда надзорной инстанции вступают в силу со дня их принятия и не подлежат обжалованию.

Тема 16.6: Производство по вновь открывшимся и новым обстоятельствам (ПВОО)

Глава 42 ГПК РФ также была переименована: "Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу". В новой редакции указано, что пересматриваться в этом порядке могут любые судебные постановления.

Особо следует отметить, что Федеральным законом N 353-ФЗ вводятся легальные определения новых и вновь открывшихся обстоятельств.

А) Определение вновь открывшихся обстоятельств

Под вновь открывшимися обстоятельствами в новой редакции ГПК РФ понимаются существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства. Указанное понимание данного термина уже было отражено в судебной практике. Так, в Определении Приморского краевого суда от 03.08.2009 по делу N 33-6974 понятие существенности обстоятельства определяется следующим образом: "существенность означает то, что, будь эти обстоятельства известны во время рассмотрения дела, решение было бы вынесено иное".

К вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с Федеральным законом N 353-ФЗ относятся:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.

Б) Определение новых обстоятельств

Перечень обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления, был существенно расширен. В основном за счет законодательного закрепления нового для гражданского процесса понятия новых обстоятельств.

Под новыми обстоятельствами в ГПК РФ понимаются возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства. К таковым относятся:

1) отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;

2) признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;

3) признание КС РФ не соответствующим КС РФ закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в КС РФ;

4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;

5) определение (изменение) в постановлении Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума ВС РФ, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в Постановлении Пленума ВС РФ.

Таким образом, установление нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела Европейским Судом по правам человека будет являться основанием для пересмотра вступившего в законную силу данного судебного постановления. Эта новелла законодательно закрепляет выводы КС РФ, содержащиеся в Постановлении от 26.02.2010 N 4-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.А. Дорошка, А.Е. Кота и Е.Ю. Федотовой".

В) Порядок пересмотра судебных постановлений

В соответствии со ст. 393 ГПК РФ пересмотр судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется тем же судом, которым приняты указанные судебные постановления. Заявление о пересмотре таких дел подаются лицами, участвующими в деле, в тот же суд, в котором было рассмотрено данное дело. Такое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев с момента обнаружения обстоятельств для пересмотра.

Тема 17: Производство по делам с участием иностранных лиц

1. Особенности правового режима обеспечения правосудия по гражд. делам с участием иностранных лиц.

Указанное судопроизводство регламентировано разд. 5 ГПК и относится к числу неисковых производств.

Согласно ст.398 ГПК (гл.43) установлен принцип национального режима ГСП. Это означает, что иностранные граждане, организации наделяется процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами,организациями(если иное не указано фед. законом или международным договором РФ).

Ст.399 и 400 определяют гражданскую процессуальную правоспособность и гражданскую процессуальную дееспособность иностр. гражданин и организаций.

Согласно ч.3 ст. 398 производтво по делам с участием иностр. лиц осуществляется в соотв. с гражд. процессуальным законодательством. На иностр. лиц распространяются общие правила ГПК, а также специальные правила,которые предусмотрены законом и межд. договорами.

2. Подсудность дел с участием иностр. лиц. (гл.44.раздел 5)

В РФ подсудность дел с участием иностр.лиц определена ст. 402, предусматривающей общие правила подсудности по гл.3 ГПК, если нет спец.норм,установленных гл.44 ГПК.

Общие правила подсудности

Рассмотрение дел с участием иностр. лиц осуществляется российскими судами, если ответчик находится или проживает в РФ.

Специальные правила подсудности

Ст. 404 устанавливает правовой режим договорной подсудности с участием иностранных лиц, возможность сторон договориться об изменении подсудности рассмотрения дел, принятых к производству российским судом, за исключением подсудности дел, установленной ст.403, 426, 427,430 ГПК.

Тема: Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов. Оказание правовой помощи.

Судебное поручение – анализ ст.407. Согласно ст.407 суды ОЮ РФ исполняют переданные им поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий. Суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий.

Вопросы оказания помощи регулируются различными межд. договорами; по общему правилу, методами процессуальных процедур страны места исполнения.

Общие правила исполнения поручений иностранных судов опред. ч.3 ст. 407, т.е. по нормам ГПК если иное не предусмотрено законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: